1. Анализ тенденций развития рынка шин в Украине
Последние два года основным негативным фактором влияния на шинный рынок Украины было усложнение работы глобальных цепочек поставок в условиях пандемии COVID-19. Поскольку на рынке представлена преимущественно импортная продукция, логистические трудности сказывались на цене и возможности удовлетворить потенциальный потребительский спрос. 24 февраля 2022 года началось полномасштабное вторжение россии в Украину, в связи с которым рынок сейчас находится в стадии адаптации к новым реалиям.
На украинском автомобильном рынке наблюдается значительное понижение уровня продаж по сравнению с прошлым годом. Так, в сентябре реализовано почти 3,6 тысяч авто, что на 61% ниже, чем за аналогичный период 2021 года. Однако помесячная динамика за 2022 год говорит о наличии позитивного тренда стабильного роста показателя продаж с июля, хоть и умеренными темпами.
Платежеспособность населения снизилась ввиду потери части сбережений из-за высокой курсовой разницы, частичной/полной потери имущества, потери рабочего места, роста цен на базовые продукты питания. По данным Министерства финансов, за период с 24 февраля по 5 мая 2022 года, хозяйственными судами Украины возбуждено 65 дел о банкротстве (неплатежеспособности) должников, из которых 35 дел – по неплатежеспособности физлиц. Со снижением платежеспособности населения снижается спрос на качественный брендовый продукт – традиционно наиболее популярный среди украинских потребителей.
Сокращение автопарка по причине уничтожения большого количества автомобилей во время военных действий. Еще часть автопарка, владельцы которого вероятно поменяли бы зимние шины на летние, – уехала из Украины за границу. То есть количество потенциальных клиентов так же уменьшилось.
Часть глобальных поставщиков шин обеспечивали отечественный рынок продукцией, изготовленной в россии на собственных производственных мощностях. С началом полномасштабного вторжения россии в Украину подобные поставки стали невозможны. За период с марта по июнь много компаний прекратили производство шин в россии, большинство полностью вышло из российского рынка и сейчас занимается продажей заводов. Прекратили производство и экспортно-импортные операции в россии такие глобальные игроки как Michelin, Continental, Bridgestone, Pirelli, Yokohama и Nokian.
С сокращением объема импорта и производства из-за проблем с логистикой, возникших в условиях войны, значительно уменьшилась доля импорта автомобильных шин на территорию Украины. В связи с этим многие трейдеры имеют ограниченный ассортимент и преимущественно торгуют теми моделями, которые были завезены в Украину до войны.
Растет себестоимость шин, а в следствии и их цена. Производители вынуждено повышают цены на продукции из-за инфляции и роста цен, подорожания сырья, усложнения и увеличения затрат на логистику и так далее. Стоит отметить, что сырье занимает наибольшую часть затрат в себестоимости.
2. Производство и структура рынка шин в Украине
Динамика производства шин в Украине показала положительный рост в 2021 году примерно на 39% в натуральном выражении и 46, 3 % в стоимостных показателях относительно предыдущего года.
На украинском рынке шин доминирует импортная продукция. Доля единственного отечественного производителя составляла порядка 9%.
Диаграмма 1
Сегментация рынка шин по происхождению продукции, 2020-2021 гг., тыс. шт., %
Источник: Государственная служба статистики Украины, Государственная таможенная служба Украины, оценка Pro-Consulting
3. Внешняя торговля
Экспорт шин из Украины
Основной экспортёр шин из Украины - ООО «Премиории» (бренд «Росава») в 2021 г нарастил объемы поставок на 73% по сравнению с предыдущим годом. С полномасштабным вторжением россии в Украину в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогическим периодом предыдущего года объем экспорта снизился, что было вызвано падением объемов производства в связи с нехваткой основных сырьевых ресурсов у производителя: предприятие импортировало синтетический каучук, смесь смоляных кислот, проволоку и канаты для производства шин из России.
Структура экспорта остается стабильной на протяжении многих лет с преобладанием автомобильных шин. Во-первых, легковые шины являются наиболее востребованным видом шин благодаря мировому уровню автомобилизации, поэтому объемы их производства самые большие. Во-вторых, украинские производители шин имеют ограниченный набор технических возможностей. Поэтому выпускают шины только стандартных типоразмеров R15, R16 и R17.
Диаграмма 2
Структура экспорта шин в натуральном выражении, %
Источник: Государственная таможенная служба Украины, оценка Pro-Consulting
Импорт шин в Украину
Динамика импорта шин в Украину аналогично экспорту показала снижение. Падение объемов импорта в 2022 году обусловлено:
- трудностями дистрибьюторов шин (потеря складов, поставщиков, закрытие/уничтожение некоторых магазинов на оккупированных территориях и в зонах боевых действий);
- сокращением количества потребителей (вынужденная миграция, мобилизация);
- снижением спроса у населения (откладывание покупки летних шин).
4. Факторы влияния на потребителей
Украинские покупатели выбирают шины по личному опыту. Потребители шин в стране больше ориентируются на отзывы знакомых и рекомендации в специализированных СМИ. Более того, есть фактор привычки – если покупателю когда-то понравился продукт и его цена, он привыкает и не думает о смене бренда. Что касается компаний-клиентов, то их интересует соотношение цена/качество, а также постгарантийное обслуживание.
Рисунок
Факторы влияния на потребителей шин
Источник: оценка Pro-Consulting
По анализу отзывов потребителей прослеживается четкая корреляция между узнаваемостью бренда и количеством положительных отзывов. Бренды крупнейших европейских производителей оцениваются наиболее высоко, причем зачастую отмечается приемлемое соотношение цена/качество. Часто потребители в качестве плюса товара отмечают его брендовую принадлежность.
Среди отзывов удовлетворенностью покупкой премиальных брендов высокого-среднего ценовых сегментов преимущественно встречается положительная оценка за критерии: плавность/мягкость, отсутствие шума и дизайн. Среди остальных брендов преимущественно позитивно отмечался критерий цена/качество.
Проведенный компанией экспертный опрос показал, что на рынке по-прежнему доминирует средний ценовой сегмент, однако в категории «ниже среднего». Решающим критерием при выборе шин стала цена. Ранее для потребителя приоритетными были соотношение цена/качество и бренд. Если до войны покупатели старались выбирать позиции известных мировых брендов, гарантирующие качество, то сейчас массово отказываются от них в пользу менее известных европейских брендов или же отечественного производителя. В премиум-сегменте существенных изменений не произошло. Потребители из премиум-сегмента в условиях войны не изменили своим покупательским привычкам, обеспечивая спрос на брендовую продукцию. Так же снизился спрос на китайские шины по причине их подорожания из-за увеличения затрат на логистику. Негативное влияние имеет также политический аспект (внешняя политика Китая в отношении войны в Украине).
Растет интерес к грузовым шинам, а к мотошинам – падает. Рост спроса на грузовые шины связан с активизацией использования грузового автотранспорта в Украине. Частичное закрытие портов привело к усилению нагрузки на автомобильные грузоперевозки. Вдобавок в шинах нуждаются и батальоны воинского обеспечения. Таким образом, можно говорить об увеличении числа потенциальных потребителей грузовых шин.
5. Выводы
Украинский рынок шин представлен преимущественно импортной продукцией, более 90%. Динамика экспорта и импорта шин в Украине в 2022 г. имеет значительное снижение по сравнению с предыдущим годом. Структура экспорта остается стабильной на протяжении многих лет с преобладанием автомобильных шин.
В 2022 году происходит смена потребительских предпочтений на рынке в Украине. В связи со снижением покупательской способности наблюдается переориентация в сторону более дешевых моделей. На фоне этого в структуре импорта заметны изменения – согласно анализу импортных цен, операторы стали в большем объеме завозить бюджетные модели. Так же снизилось влияние известности бренда на потребителей. До войны бренд был одним из решающих критериев выбора шин, он считался гарантом качества. Сейчас покупатели, преимущественно среднего ценового сегмента, отмечают снижение доходов и необходимость пересмотреть свои критерии выбора продукции, вынужденно переходя на не сильно известный бренд, но более доступный по цене. Подобная модель потребления сохранится и в 2023 году.
Увеличилась потребность в грузовых шинах. Грузовой транспорт стал активнее использоваться в торговых и военных целях, в то время как качество дорожного покрытия заметно ухудшилось. В результате подобных условий происходит стимуляция роста спроса на грузовые шины.
В 2023 году прогнозируется сохранение текущих тенденций. А риски, связанные с военными действиями, будут продолжать иметь сильное влияние на потребителей и рынок в целом. Даже при условиях окончания войны на следующий год, потребители в большинстве будут восстанавливать свой капитал, поэтому возвращение к довоенной модели потребления маловероятное. Эксперты предполагают, что как минимум на ближайшие несколько сезонов потребители будут отказываться от покупки брендовых шин. С ухудшением экономической ситуации (например, подорожанием топлива) прогнозируется увеличение доли рынка низкого ценового сегмента.
Где купить летние шины? Купить зимние шины Киев. Шины nokian. Шины bridgestone. Зимние шины купить. Зимние шины continental. Зимние шины nokian. Летние шины nokian. Какие купить летние шины?