Анализ рынка безалкогольных напитков в Украине

Анализ рынка безалкогольных напитков в Украине

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитику рынка безалкогольных напитков в Украине

1. Общие тенденции на рынке безалкогольных напитков в Украине

Рынок напитков в Украине включает ряд популярных категорий, таких как сладкая газированная и негазированная вода, энергетические напитки, минеральная вода, витаминизированная вода, холодный чай и слабоалкогольные напитки. В 2022 году емкость рынка напитков составил 243 млн. декалитров. Основную долю объема реализации занимала минеральная вода, на втором месте - сладкая вода.

2. Производство безалкогольных напитков в Украине

В 2022 году объем украинского производства напитков различных видов снизился на 37 % по сравнению с предыдущим годом. Основной причиной такого падения стала полномасштабная война и оккупация территорий, на которых расположена часть предприятий.

Диаграмма 1

Динамика объема производства напитков в Украине за 2021-2022 год, млн. дал

Анализ рынка безалкогольных напитков в Украине

Источник: Государственная служба статистики Украины, оценка компании Pro-Consulting

В 2022 году ряд предприятий приостановил свою деятельность из-за полномасштабного вторжения россии. Производство сладкой газированной и негазированной воды пострадало больше всего, по сравнению с другими видами напитков.

Поселок, где расположен завод Coca-Cola, расположенный в селе Великая Дымерка, находился под оккупацией россии. В марте 2022 г. на предприятии в результате обстрела была разрушена электростанция и частично офисное здание. Предприятие возобновило работу только через два месяца.

Завод "Сандора", что на Николаевщине, получил существенные повреждения в результате вооруженной агрессии россии. Он возобновил работу только в феврале 2023 года.

Производство минеральной воды сосредоточено в западной и центральной части Украины, поэтому имеет наименьший спад по сравнению с другими категориями напитков.

3. Внешняя торговля 

Объемы внешней торговли безалкогольными напитками снизились относительно довоенного периода - экспорт сократился до 12,9 млн. дал, импорт – до 21,3 млн. дал.

Один из основных игроков рынка - "Кока-Кола Бевериджиз Украина", приостанавливал экспорт напитков с 24 февраля по  апрель 2022 г.

Третий по объему экспортер - "Амерго групп", значительно сократил свою деятельность вследствие войны. В течение 2022 года компанией было экспортировано 1,99 млн. дал. напитков. 1990 тыс. дал было продано до 24 февраля, остальные 0,17 тыс. дал - в течение следующих месяцев 2022 года.

Диаграмма 2

География экспорта напитков в 2022 году, %

Анализ рынка безалкогольных напитков в Украине

4. Потребление/Потребительские предпочтения

Есть несколько основных категорий потребителей. Каждой группе присутствуют схожие мотивы покупки товара, что позволяет разделить потребителей на сегменты:

  • Некоторые потребители, в частности младшей возрастной группы, могут предпочитать сладкую газировку, особенно с разнообразными вкусами, такими как кола, лимонады, апельсиновые и другие фруктовые вкусы. Они ищут освежающий напиток с более насыщенным вкусом, который может быть употреблен как отдельно, так и в качестве составной части коктейлей.
  • Потребители, которые ищут дополнительный заряд энергии, такие как студенты, спортсмены, или те, кто ведет активный образ жизни, могут полюбить энергетические напитки. Они ищут напитки, которые имеют стимулирующий эффект, помогают повысить уровень энергии, увеличить концентрацию и выносливость. Могут использовать энергетики как стимулятор перед тренировкой, на работе, учебе или во время вечеринок.
  • Некоторые потребители, в частности те, которые обращают внимание на свое здоровье и благополучие, могут предпочесть минеральную воду. Они ищут напитки, которые содержат природные минералы и микроэлементы, способствуют гидратации и помогают сохранить баланс уровней электролитов в организме.

Основные потребности потребителей, которые могут быть присущи различным типам напитков, включают:

  • Освежение и гидратация: Многие потребители ищут напитки, которые обеспечат им освежение и гидратацию. Напитки, такие как минеральная вода, витаминизированная вода, холодный чай и негазированная вода, могут удовлетворить эту потребность, обеспечивая воду и витамины.
  • Энергия и стимуляция: Энергетические напитки могут удовлетворить потребность в энергии и стимуляции, особенно в периоды физической и психической активности. Они могут содержать ингредиенты, такие как кофеин, таурин, витамины группы В и другие стимулирующие компоненты.
  • Вкусовые предпочтения: Многие потребители выбирают напитки на основе их вкусовых предпочтений. Например, сладкие газированные воды, сладкие негазированные воды и слабоалкогольные напитки могут быть популярны среди тех, кто предпочитает сладкие вкусы. Холодный чай может быть присущ тем, кто предпочитает прохладительные и освежающие напитки.
  • Здоровье и благополучие: Витаминизированные воды и некоторые минеральные воды могут отвечать потребностям потребителей, которые обращают внимание на свое здоровье и благополучие. Они могут содержать дополнительные витамины, минералы и антиоксиданты, которые могут способствовать общему здоровью и помочь поддерживать энергию.
  • Стиль жизни: Некоторые потребители могут выбирать напитки на основе своего стиля жизни и образа. Например, слабоалкогольные напитки могут быть популярными среди тех, кто ценит социальные встречи и релаксацию в компании друзей. Минеральная вода может быть выбором тех, кто уделяет внимание экологическому сознанию и здоровому образу жизни.

Выводы

Рынок напитков в Украине развит. Спрос практически полностью обеспечивается внутренним производством. Экспорт напитков из Украины осуществляется в небольших объемах. Основные страны экспортеры - Молдова, Болгария, Великобритания, Польша и Словакия. Доля импорта незначительна, по результатам 2022 г. составила 8,8%.

На рынке существует значительная конкуренция. Функционируют крупные компании, которые обладают уникальными по составу водами, имеют большие мощности и, что важно, капитал, который направляют на техническое развитие, рекламу, повышение квалификации работников. Таким образом, вытесняют предприятия с низким уровнем экономического развития. Дополнительно они запускают мощные рекламные кампании, поэтому об этих продуктах знает каждый украинец.

Культура потребления минеральной воды в Украине развивается, однако уровень потребления воды все еще остается низким (по сравнению с другими европейскими странами). В последние несколько лет под влиянием мирового тренда здорового образа жизни отмечается увеличение спроса на негазированную воду.

Состояние здоровья населения Украины находится на низком уровне, и все больше людей вынужденно обращаются к здоровому образу жизни. Правила ЗОЖ гласят - надо пить минимум 1,5-2 литра воды в день. Ритм жизни часто заставляет пить воду на ходу, для чего больше подходят бутилированные воды. Потребители все больше отдают предпочтение напиткам с натуральным составом, отказываясь от искусственных добавок и консервантов.

Фактором влияния на потребление воды в бутылках также является популярность спортивных занятий, посещение которых вызывает повышенную потребность в жидкости. Поскольку газированная вода слабо утоляет жажду, отмечается увеличение спроса на негазированную воду.

Низкое качество водопроводной воды в большинстве городов Украины приводит к тому, что все специалисты советуют пить обязательно фильтрованную воду, а лучше бутилированную.

Сейчас наблюдается уменьшение потребления сладких газированных напитков, поскольку потребители больше внимания уделяют своему здоровью и ищут менее калорийные и полезные альтернативы.

Ожидается, что в краткосрочной перспективе цена на сладкую воду вырастет минимум на 4 грн за литр. Это связано с законопроектом № 9032-1, который был зарегистрирован в Верховной Раде в марте 2023 года, который предусматривает введение акцизного налога на напитки, содержащие в себе сахар и другие подсластители.

Витаминизированная вода и холодный чай считаются здоровыми альтернативами газированным напиткам, в частности для тех, кто ищет продукты с функциональными свойствами.

Энергетические напитки остаются популярными среди молодежи, однако могут сталкиваться с рядом вызовов, связанных с ростом осведомленности потребителей о здоровье и уменьшением потребления продуктов с высоким содержанием сахара.

Прогнозными тенденциями развития рынка являются:

  • Больше инновационных продуктов, таких как новаторские вкусовые комбинации, новые форматы и этикетки, которые могут привлечь внимание потребителей, особенно младшего поколения;
  • Дальнейшее уменьшение потребления газированных напитков с высоким содержанием сахара, что может привести к изменению стратегий производителей и розничных продавцов;
  • Рост рынка онлайн-продаж напитков, поскольку потребители все больше пользуются возможностями электронной коммерции и удобством онлайн-покупок;
  • Внедрение новых технологий и инноваций в процесс производства и упаковки напитков, в частности с использованием экологически чистых материалов и стимулированием устойчивого потребления;
  • Дальнейшее развитие местных брендов и расширение их ассортимента с целью удовлетворения разнообразных вкусовых и функциональных предпочтений потребителей

Читайте также