1. Анализ тенденций рынка электронных сигарет в 2021-2022 гг.
За последнее десятилетие сегмент электронных сигарет стал одним из самых быстрорастущих сегментов, главным образом благодаря младшему поколению. Они стали альтернативой традиционным сигаретам благодаря своим преимуществам, таким как вариативность вкусов, отсутствие нежелательного запаха дыма, который не остается на одежде и теле. Большая доля курильщиков, которые хотели бы бросить курить, видят электронные сигареты как существенную замену традиционному курению. Среди аудитории большая часть людей, которые вообще не курили табачные сигареты и не употребляли никотин. Таким образом, такие потребители являются причиной нового и органического роста потребления, превышающего ожидания продавцов продуктов электронного испарения.
Компании, которые ранее производили традиционные табачные сигареты, начали производить альтернативные продукты. Например, компания Philip Morris International разработала систему нагревания табака под брендом IQOS, к ассортименту которого за последние годы добавили мини-вейп с pod-системой IQOS VEEV. Табачные корпорации все больше инвестируют в электронные сигареты, как успешную альтернативу употреблению табака.
Ожидается, что использование электронных устройств для испарения будет выше в течение 2023-2024 годов от показателей 2022 года, поскольку этот сегмент остается относительно новым, люди будут переходить на альтернативу табачному курению, а доля желающих отказаться от электронных сигарет довольно незначительна.
2. Производство и емкость рынка электронных сигарет
Собственного производства электронных сигарет в Украине нет, весь рынок представлен импортной продукцией. Поставки за границу обеспечиваются реэкспортом.
Рынок представлен многоразовыми и одноразовыми устройствами. К многоразовым относятся товары, не заполненные жидкостью и имеющие возможность зарядки (вейпы, электронные сигареты), незаправленные картриджи или другие емкости для жидкости и системы для нагревания табака.
К одноразовым товарам относятся одноразовые электронные сигареты с жидкостью, заполненные картриджи.
Общая емкость рынка одноразовых устройств (сигарет, картриджей) в 2022 году демонстрировала тенденцию к росту в количественном выражении на 122% по сравнению с предыдущим годом, в отличие от многоразовых, показатель которых упал на 12,8%.
Таблица 1
Емкость рынка в натуральном выражении в 2021-2022 гг., тонн
|
Одноразовые |
Многоразовые |
||
|
2021 |
2022 |
2021 |
2022 |
Емкость рынка |
619,89 |
1 376,77 |
768,30 |
670,04 |
Темп прироста, % |
|
122,1% |
|
-12,8% |
Источник: по данным Государственной службы статистики и Государственной таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting
3. Внешняя торговля электронными сигаретами
Учитывая то, что вся экспортная продукция является реэкспортной, ее динамика не является показательной для развития отрасли в стране. К тому же, объем экспорта составляет менее 1% импорта. В 2022 году экспортные поставки сократились в обоих сегментах в основном из-за проблем с логистикой.
В 2021-2022 годах сегмент одноразовых устройств развивался в Украине более динамично, чем многоразовых. Причиной является относительная новизна товара на рынке. Дополнительно, большое количество военных являются пользователями одноразовых сигарет, потому что они не имеют возможности заправлять и заряжать устройства. Увеличению спроса также способствовали более низкая стоимость одноразовых устройств и, вероятно, отключение света, из-за которых потребителям было неудобно обслуживать многоразовые сигареты.
Диаграмма 1
География импорта многоразовых устройств, 2021 г.
Источник: по данным Государственной таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting
В сегменте многоразовых устройств среди новых стран-лидеров по импорту товара в 2022 году появились Нидерланды и Польша. Значительно уменьшились поставки из Китая, Гонконга, Малайзии, Вьетнама и Кореи. Причиной стало усложнение логистики из этих стран.
В географии одноразовых устройств появились новые страны, такие как Латвия, Швейцария, Румыния, Нидерланды, Словакия и Канада. Значительно выросли поставки из Польши, Германии. Уменьшились поставки из Гонконга.
4. Потребление на рынке электронных сигарет
Потребителями электронных сигарет являются как бывшие курильщики табачных сигарет, так и ранее некурящие люди. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 2022 году примерно 25% курильщиков в мире перешли с обычных сигарет на электронные устройства.
Наиболее популярными местами для употребления электронных сигарет являются работа, бары или кафе, дом.
Среди бывших курильщиков табачных изделий основной причиной перехода является желание бросить курить или уменьшить вредное воздействие на организм. Среди людей, которые никогда не курили, мотивацией выступает желание быть "модными". Использование электронных сигарет воспринимается как "крутое", а их внешний вид и дизайн считаются привлекательными. Инновационные особенности использования электронных сигарет особенно привлекательны для подростков и молодежи, и способствуют привлекательности использования этих продуктов. Привлекательные вкусы побуждают подростков попробовать электронные сигареты, поэтому среди pod-систем так много сладких вкусов фруктов, конфет и т.д.
Аудиторией популярных в последнее время pod-систем с разнообразными яркими упаковками и приятиными вкусами выступают потребители до 30 лет. Пользователями модов преимущественно являются люди старшего возраста, которые ценят стиль и стремятся показать определенный уровень статусности.
Влияние рекламы электронных сигарет, их невысокая стоимость, возможность использовать электронные сигареты в любом месте и желание бросить курить традиционные сигареты являются важными катализаторами глобального использования электронных сигарет среди молодежи.
5. Выводы
Сегмент электронных сигарет в последние годы стал расти достаточно быстрыми темпами, главным образом благодаря молодому поколению. Они стали альтернативой традиционным сигаретам благодаря своим преимуществам, таким как вариативность вкусов, отсутствие нежелательного запаха дыма, который не остается на одежде и теле. Большая доля курильщиков, которые хотели бы бросить курить, видят электронные сигареты как существенную замену традиционному курению. Среди аудитории большая часть людей, которые вообще не курили табачные сигареты и не употребляли никотин. Компании, которые ранее производили традиционные табачные сигареты, начали производить альтернативные продукты.
В Украине отсутствует собственное производство именно электронных сигарет. Украинские торговые марки производятся по контрактному производству в других странах. По происхождению в структуре производителей преобладает продукция, произведенная в Китае.
Рекламирование товаров в основном происходит через специализированные точки продаж и веб-сайты. Последние пару лет наблюдается резкое развитие сетей и точек по продаже е-сигарет и жидкостей для них.
Быстрый рост рынка и распространение продукции привели к обращению внимания общества и ужесточению законодательства в отрасли. Электронные курительные устройства теперь приравниваются к традиционным табачным сигаретам, расширяя законы на электронные сигареты, картриджи и жидкости для них.
Другими проблемами развития рынка являются борьба потребителей и организаций за здоровый образ жизни и охрану окружающей среды. Поскольку такие устройства имеют меньшее, но не нулевое влияние на организм, а утилизация большого количества одноразовых устройств засоряет окружающую среду.
По этим причинам компании начали собирать продукцию на переработку и транслировать свою социальную ответственность. Некоторые направляют рекламные кампании на более взрослую целевую аудиторию, снижая свои доходы.