1. Анализ тенденций развития рынка в 2023 году
Гидроизоляция является важнейшим элементом при строительстве промышленных и гражданских сооружений. Она защищает материалы от взаимодействия с жидкими веществами и влагой, что значительно продлевает срок эксплуатации здания.
Из-за полномасштабного вторжения российской федерации в Украину рынок строительных материалов и строительства имеет негативные показатели. Так, в 2022 году объем производства строительных материалов снизился на 40%. Объем заказов на строительные работы сократился на 76%. Большинство строительных компаний не начинают новые проекты, однако 83% строительных компаний вернулись в проекты, начатые до февраля 2022 года. Такая тенденция прогнозируется до окончания военных действий.
Снижение показателей рынка не обошло и кровельные материалы. В 2022 году объем импорта сократился на 77% поскольку значительная доля рынка принадлежала российской федерации и беларусии, а также из-за общего падения спроса на строительные материалы. Поскольку товар производится в Украине в малых объемах по отношению ко всему рынку (4% и 26% в 2021 и 2022 годах соответственно), рынок гидроизоляционных материалов для кровли напрямую зависит от внешних поставщиков и общей тенденции экономической ситуации на рынке (инфляция, сложности логистики и т.п.).
2. Производство на рынке
Производство продукции в Украине пока не доминирующее относительно всего рынка. На территории Украины производят товары-субституты, которые пользуются большим спросом. Так, чешская компания ООО СВИТОНДЕЙЛ, производящая гидроизоляционные и кровельные мембраны на территории Европейского Союза, импортирует данный вид продукции в Украину, хотя на балансе данной компании насчитываются три завода полимерных изоляционных материалов, которые она приобрела в 2018 году у российской компании ТЕХНОНИКОЛЬ.
Единственный производитель ПВХ-мембран в Украине - ЧП ХИМПЛАСТ, в 2022 г. практически удвоил объемы производства продукции, увеличив свою долю на рынке до 30 %.
3. Внешняя торговля
Гидроизоляционные и кровельные мембраны из Украины не экспортируются и одной из причин является высокий уровень конкуренции на международном рынке. Объем импорта мембран в Украину в 2021 г. составлял 90 % емкости рынка, в 2022 г доля импорта снизилась до 70 %.
Диаграмма 1
Динамика импорта гидроизоляционных и кровельных мембран в натуральном выражении, тонн
Источник: Таможенная служба Украины
Объем импорта в 2022 году значительно снизился из-за начала полномасштабного вторжения россии в Украину как из-за снижения спроса на строительные материалы, так и в связи с нарушением логистических цепочек, в частности прекращении поставок из рф и сложностей с транспортировкой продукции из Европы.
4. Анализ потребления на рынке
Потребность в гидроизоляционных и кровельных мембранах можно отследить по рынку строительства жилой и коммерческой недвижимости, поскольку в каждом секторе строительства применяются элементы гидроизоляции.
В 2022 году было построено 18300 частных домов и 74300 квартир. Это довольно низкие показатели, влияние на которые имела полномасштабная война. При нормальных условиях, этот показатель будет больше на 30-40% (30 тыс. домов и 114 тыс квартир), а во время восстановления спрос вырастет еще больше за счет полномасштабного строительства в пострадавших регионах. Этому будет способствовать, в частности, государственная программа по строительству жилья для лиц, потерявших жилье в результате войны. На каждый частный дом используется от одного рулона гидроизоляционной мембраны 75 кв.м на кровлю, и еще столько же профильной мембраны на дренажирование. Для квартир довольно трудно измерить объемы применения, поскольку застройщики часто пытаются занижать расходы на жилье, однако объемы значительно больше частного сектора. Однако гидроизоляционная мембрана может применяться не только на крышах многоэтажных зданий, но и для полов, каркасных и сплошных стен и межэтажного перекрытия.
Диаграмма 2
Удельный вес построенных строительных объектов в 2022 году по основным видам в денежном выражении
Источник: Государственная служба статистики Украины
Хотя в большей части гидроизоляционные и кровельные мембраны закупают строительные компании, доля обычных потребителей на рынке также присутствует. Для потребителя в первую очередь необходимо высокое соотношение цена/качество. Под качеством подразумевают такие характеристики, как срок службы, паропроницаемость, плотность и легкость установки.
Таблица 1
Портрет потенциального потребителя по мотивации покупки товара
|
Большая вероятность фактора |
Меньшая вероятность фактора |
По типу строительства |
Владелец участка или дома (для обновления кровли) |
- |
Принимает решение |
Рационально, самостоятельно или же советуется со строителями, читает статьи о типах кровли и читает отзывы на те или иные товары, пытается найти оптимальный товар по качеству и имеющимся характеристикам, которые будут точно коррелировать с ценой |
Посоветовавшись с близким кругом общения – жена, родственники, или принял решение на основе отзывов от консультанта строительного магазина, спонтанно |
Узнаёт об конкретном товаре |
Скорее, самостоятельно, с использованием изучения каталогов магазинов, информации на форумах и интернет-ресурсах. |
От окружающих |
Событие, способствующее покупке товара |
Решение о покупке кровельного материала формируется еще на этапе планирования строительства, а когда доходит до возведения крыши, потребитель принимает детальное решение относительно характеристик товара. |
Спонтанная, чаще происходит при истечении срока годности старого покрытия |
Источник: оценка аналитиков компании Pro-Consulting
5. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка
Рынок гидроизоляционных и кровельных мембран напрямую зависит от рынка строительства Украины. В 2022 году произошло ощутимое сокращение объемов не только реализуемых строительных продуктов, но и строительство жилых и нежилых сооружений. В настоящее время рынок находится в состоянии стагнации, поскольку ситуация с войной в Украине не дает застройщикам возможности полноценного планирования новых объектов. Это касается и массового потребителя, который потенциально планировал построить частный дом, однако из-за значительного сокращения доходов и общей негативной экономической тенденции вынужден отложить реализацию этих планов. Потому, в 2022 году рынок кровельных и гидроизоляционных материалов сократился на 70% в натуральном выражении. Эту тенденцию наблюдают и иностранные компании.
За один год операторы сократили объем импортируемой продукции на 77%, что существенно в разрезе того, что зарубежная продукция занимала в 2021 году 90% рынка. Негативная ситуация с национальной экономикой, рост цен на импорт товаров, инфляция потребительских цен и обесценение национальной валюты побуждали к рецессии. Но это не помешало украинскому производству увеличить свою долю на рынке за счет импортозамешения.
Следует учитывать и положительные показатели для строительных материалов. Из-за полномасштабного вторжения государство предпринимает различные меры по стимуляции рынка строительства, поскольку многие ВПЛ потеряли свои дома из-за оккупации территорий или физического уничтожения. Такие меры, как доступная ипотека для ВПЛ и строительство нового жилья, государственное финансирование восстановления жилого сектора даст импульс к наращиванию объемов производства строительных материалов и активизации строительных компаний. По результатам опроса Госстата, настроения строительных компаний в последующие годы улучшатся, хотя и будут оставаться отрицательными (показатель индекса деловой уверенности строительных компаний составляет -50%).