1. Тенденции рынка зоомагазинов в Украине
У большинства жителей Украины есть домашние животные. Самые популярные животные в Украине — это кошки и собаки. Отечественный рынок услуг для домашних животных вошел в европейский топ-3 по темпам роста. По данным сайта Worldatlas, в Украине насчитывается уже более 5 млн живущих с людьми собак. Это уже близко к показателям европейских лидеров: Франции - 8,8 млн, а также Италии и Польши (по 7,5 млн).
Украина так же занимает второе место в мире по количеству котов на душу населения (17 на 100 человек). Выше этот показатель лишь в США: 24 на 100. Число украинцев, заводящих себе четвероногих питомцев, стремительно увеличивается, что, в свою очередь, сделало отечественный рынок услуг для домашних животных — от еды до сервисов — № 2 по скорости роста в Европе.
Стоит отметить, что из-за стремительного роста рынка и популярности домашних животных растет так же и спрос на разнообразный спектр услуг: профессиональный груминг (стрижка), перевозка, гостиницы, организация ухода из жизни, услуги для неизлечимо больных животных, кладбища, кремация, психологическая помощь людям, пережившим смерть питомца.
Несмотря на то, что рынок товаров огромен и существующий спрос велик, в данном сегменте действует высокая конкуренция. Лидерами рынка являются как сетевые зоомагазины, так и различные онлайн-сервисы.
Онлайн-продажи товаров для животных на фоне пандемии значительно выросли и продолжают удерживать качественную динамику в сравнении с прошлым годом. Коронавирус позитивно повлиял на рынок зоотоваров з интернете. С начала пандемии онлайн продажи существенно выросли. Особенно сильно это было заметно весной, во время жесткого карантина.
Говоря про общие показатели рынка, то емкость рынка всех зоотоваров в Украине за период с 2019 по 2021 год демонстрирует рост, связанный с ростом спроса на продукцию для животных и ростом ее производства в Украине, а также другими факторами. В 2021 году емкость рынка зоотоваров по данным Euromonitor и оценке Pro-Consulting оценивается в 21,2 млрд грн.
Диаграмма 1
Емкость рынка в денежном выражении в Украине в 2019-2021 гг., млн грн
Источник: по данным Euromonitor, оценка Pro-Consulting
Более 80% емкости рынка зоотоваров занимают корма, поэтому важно учесть отдельно рынок питания для животных, который в 2021 году показал более высокий темп прироста, нежели рынок зоотоваров в целом. В 2021 году емкость рынка корма для животных по данным Euromonitor и оценке Pro-Consulting оценивается в 18,6 млрд грн.
После того, как в феврале этого года в Украине ввели военное положение, а Россия начала активные боевые действия на территории нашей страны, многие украинцы столкнулись с проблемой покупки продуктов питания для своих домашних питомцев. Те магазины, которые продолжили вою работу, работаю без стабильного графика. Однако, стоит отметить, что в некоторых даже работающих магазинах может не быть необходимого товара. Также, значительное количество украинцев покинуло территорию вместе со своими домашними питомцами, в первые дни войны, что в свою очередь также негативно влияет на динамику рынка зоотоваров.
2. Основные операторы и ассортимент продукции, представленные на рынке зоомагазинов в Украине
Главными операторами на рынке зоомагазинов в Украине являются следующие топ-10 магазинов, таких как: Master Zoo (всего 99 магазинов по состоянию на конец 2021 года), ZOOBonus (31 магазин), Zooуголок (13 магазинов), Zooлогия (55 магазинов), Лап-Усик (11 магазинов). А также такие интернет магазины как: e-Zoo.com.ua, Pethouse, Рыжий кот, Pet Choice, ZooComlex, zootovary.com.
Основным лидером на рынке зоомагазинов на протяжении долгих лет является сеть зоомаркетов Master Zoo.
По данным дашборда Monobank, Master Zoo – лидер по количеству осуществленных покупок среди всех зоомагазинов. По состоянию на 31.12.2021 г в данном зоомагазине осуществлено покупок в 6 раз больше нежели в зоомаркете Зоология (прямой конкурент) и в 8 раз больше нежели в Pethouse.
Говоря про ассортимент продукции, что представлен на рынке, стоит отметить, что на первом месте по популярности среди домашних животных у украинцев идут кошки и собаки, их в Украине насчитывается около 8 и 5 млн соответственно, поэтому к зоотоварам пользующимся повышенным спросом будут относиться: корма для собак; корма для кошек; наполнители для кошачьих туалетов; средства от насекомых и клещей (в т.ч. ошейники); шампуни для животных; «Косточки» и другое лакомство, игрушки; снаряжение для собак; переноски для кошек, клетки и т.д.
Гораздо менее распространены грызуны и птицы. Корма и оборудование для содержания земноводных, насекомых, рептилий и рыб можно также включен в ассортимент продукции разных зоомагазинов, но эти позиции не только не должны преобладать, но и занимать какую-то весомую часть ассортимента. Они могут стать конкурентным преимуществом, если редкий любитель таких питомцев зайдет в зоомагазин в поисках того, что он не смог найти в других зоомагазинах в данном районе.
3. Внешняя торговля
Экспорт зоотоваров из Украины в 2019-1 пол. 2021 гг.
Экспорт кормов для домашних животных имеет тенденцию к росту за счет расширения рынка сбыта компании ООО «Кормотех». Так, в 2019 г. экспорт составлял 13% от общего объёма производства, в 2020 г. - 17%.
Диаграмма 2
Динамика экспорта корма для животных из Украины в 2019 – 6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тыс. т
Источник: по данным Государственной службы статистики Украины, Таможенной службы Украины, оценка Pro-Consulting
Из-за выхода основных украинских экспортеров на новые рынки сбыта, зависит и географическая структура экспорта. Компании увеличивают рынки за счет поставок в страны ЕС, а также Азии. Лидеры экспорта корма для домашних животных из Украины занимаются поставками корма для кошек и собак, и влияют на структуру как географическую, так и видовую.
Импорт зоотоваров в Украину в 2019-1 пол.2021 гг.
Активный темп роста импорта наблюдаются в денежном выражении, что объясняется снижением цен импорта на корм для домашних животных в 2019 г. В 2020 г. цены импорта выросли, что объясняет стремительные темпы прироста в денежном выражении.
Основными импортируемыми кормами для домашних животных являются влажный и сухой корм для кошек и собак. Другие импортируемые продукты, составляют сырьё для изготовления корма, кормовые добавки, специализированные лечебные корма, лакомства для домашних животных, зерновые смеси для птиц и грызунов, корма для декоративных грызунов, птиц и рыб.
Диаграмма 3
Динамика импорта корма для домашних животных в Украину в 2019 – 6 мес. 2021 гг., в натуральном выражении, тыс. т
Источник: по данным Таможенной службы Украины
В 2020 г. корм для домашних животных поставляло 78 компаний. Крупнейшими импортёрами являются компании «Нестле Украина», «Марс Украина», «АТБ маркет». Их суммарная доля в 2020 году составила 56,4% общего объёма поставок.
4. Потребление / потребительские предпочтения
Потрет потребителя зоотоваров: люди, имеющие животных, готовы тратить на них деньги, на уход и содержание, в большинстве - это женщины.
Больше половины владельцев питомцев — люди в возрасте примерно от 35 до 55 лет. Чаще всего эта группа покупает животных на фоне стабильного финансового положения.
«Миллениалы» (возраст примерно от 24 до 34 лет) часто заводят питомца в качестве надежного друга и стремятся проводить с ним как можно больше времени.
Был проведен анализ интернет-аудитории потребителя, частота запросов в Google анализировалась, по таким словам, как зоомагазин, зоомаркет.
Количество запросов, по нижеуказанным словам, показывает тенденцию к росту. Особенно это заметно в случае с поисковым словом «зоомагазин» (в мае 2021 г. количество запросов выросло на 246% по сравнению с апрелем 2021 г.).
График 4
Динамика количества запросов на зоомагазины в поисковой системе Google в 2019-2021 гг., тыс
Источник: данные сайта https://adwords.google.com/
Преимущественно товары для животных реализуются через супермаркеты (38%) и зоомагазины – преимущественно сети (32%). Последнее время набирает популярности онлайн-канал реализации товаров (8%). Также существенную долю в потреблении товаров занимают ветеринарные клиники (9%).
5. Выводы
Украинский рынок зоомагазинов не консолидирован и в основном представлен небольшими магазинами у дома площадью 20-50 кв. м. Но есть лидер – сеть зоомаркетов Master Zoo (99 точек по всей Украине + интернет-магазин с 2020 года).
В 2021 году емкость рынка зоотоваров по данным Euromonitor и оценке Pro-Consulting оценивается в 21,2 млрд грн. По подсчетам Ассоциации "Союз зооиндустрии Украины", с каждым годом количество домашних кошек и собак увеличивается. Это связано с застройками городов. Така тенденция объясняет позитивную динамику рынка даже в условиях нестабильности економико-политечискй ситуации что складывается в стране.
Более 80% емкости рынка зоотоваров занимают корма, поэтому важно учесть отдельно рынок питания для животных, который в 2021 году показал более высокий темп прироста, нежели рынок зоотоваров в целом. Ожидается, что эта тенденция сохранится в последующих годах.
Спрос на рынке не имеет оснований для снижения, поскольку городские жители предпочитают покупать готовый корм, нежели его ингредиенты. Структура потребления в ближайшее время сохранит тенденцию к большему потреблению сухого корма.
Всё более широкий круг людей в Украине считает домашних животных членами своей семьи. Гуманизация домашних животных приводит к гуманизации кормов для домашних животных. Кормить своих любимцев люди желают высококачественными, органическими, натуральными продуктами. Пандемия, возможно, усилила эту тенденцию тем, что владельцы больше времени начали проводить со своими питомицами.
В ассортименте как внешних, так и внутренних производителей наблюдается расширение линейки специализированных кормов в среднем и высоком ценовых сегментах. Спрос на такие товары формируется под влиянием повышенного внимания покупателей к здоровью своих питомцев и наличия подобных изделий у мировых брендов.
На данный момент сложно спрогнозировать тенденцию развития рынка зоотоваров в Украине, поскольку в условиях войны, потребность в товарах для животных значительно умещается и не являться первоочередной. Стоит отметить, что относительную стабильность в сбыте зоотоваров сохраняют за собой именно интернет магазины. На сегодняшний день, именно они лучше всего могут обеспечить клиентов нужным товаром и доставить его в различные точки Украины, хотя и время доставки может быть увеличено из-за активности боевых действий в некоторых регионах Украины.