Бизнес-инкубаторы
• По различным оценкам, количество функционирующих в России в настоящий момент бизнес-инкубаторов составляет от более 100 (по данным Высшей школы экономики) до более 200 (согласно информации, указанной на официальных сайтах федеральных округов России).
• Для отбора потенциальных респондентов был составлен список из 110 бизнес-инкубаторов (на основе списка, совместно подготовленного компанией EY и ОАО «РВК»), в который в том числе вошли объекты инновационной инфраструктуры, принявшие участие в исследовании EY в 2010 году.
• По результатам рассылки приглашений и телефонных звонков онлайн-анкету полностью или частично заполнили представители 53 бизнес-инкубаторов (почти 50% от общего числа потенциальных респондентов).
Технопарки
• По данным ВШЭ и НП «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий», в России существуют порядка 80–90 технопарков — как уже действующих, так и находящихся на разных стадиях строительства и проектирования.
• Для отбора был составлен список из 35 технопарков (на основе списка, совместно подготовленного компанией EY и ОАО «РВК»).
• По результатам рассылки приглашений и телефонных звонков онлайн-анкету полностью или частично заполнили представители 17 технопарков (около 50% от общего количества потенциальных респондентов).
Специализация объектов исследования определялась на основе данных, представленных резидентами. Специализация в сфере ИТ означает, что более двух третей резидентов ведут деятельность такого рода. Специализация в области высоких технологий означает, что объект не специализируется в ИТ и при этом более 50% его резидентов работают в таких сферах, как приборостроение, нанотехнологии, биотехнологии, лазерные технологии и т. п.
Большинство бизнес-инкубаторов предоставляют офисные помещения и переговорные комнаты. В основном офисные помещения оснащены базовым набором мебели и оргтехники, пользование которыми входит в арендную плату.
Менее половины бизнес-инкубаторов располагают зоной коллективного пользования или общественным пространством, и только в трети объектов есть столовая, кафе или бар. Недостаток таких помещений может негативно сказываться на способности инкубаторов развивать экосистему, предоставляющую предпринимателям возможности для неформального общения.
Лаборатории и производственные площади имеются лишь в незначительной части инкубаторов (в 19% и 29% объектов соответственно). Эти показатели в совокупности отражают долю резидентов, представляющих высокотехнологичные компании.
аренду помещений по более высокой ставке.
• Прямое сравнение результатов некорректно из-за различий в методологии (например, в методике составления анкет) и разного охвата исследований, по которым приведены цифры. В частности, данные по европейским инновационным бизнес-центрам указаны не по всем инкубаторам ЕС, а лишь по тем, которые являются членами сети EBN, то есть успешно прошли процедуру аудита своей деятельности с привлечением специалистов сети EBN.
• Российские инкубаторы достаточно неоднородны. Согласно информации, полученной в ходе опроса, лучшие российские инкубаторы функционируют на сравнимом с западными коллегами уровне.
Несмотря на упомянутые ограничения, использование приведенных показателей в качестве индикаторов реально существующих сложностей позволяет выделить некоторые проблемы российских бизнес-инкубаторов и предложить пути их решения.
Строгий отбор заявок
Одним из факторов, который может повлиять на выживаемость резидентов инкубатора, является изначальное качество проектов компаний, которые затем становятся резидентами. Качество во многом зависит от конкуренции за место в инкубаторе и от того, насколько тщательно проводится отбор. Степень строгости отбора характеризуется в том числе долей проектов компаний, заявка которых на получение статуса резидента в бизнес-инкубаторе была успешной.
• Пять наиболее успешных объектов обработали за прошедший год почти в два раза больше заявок, чем остальные объекты вместе взятые.
• В наиболее успешных российских инкубаторах доля принятых в качестве резидентов проектов соответствует европейскому уровню, в то время как в других объектах эта доля в четыре раза выше.
Подавляющее большинство участвовавших в опросе инкубаторов оказывают широкий спектр услуг своим резидентам. На графике
представлены услуги, которые предлагают респонденты — как бесплатно, так и на платной основе. Вне зависимости от качества предоставляемых услуг, оценка которого требует отдельного исследования, следует отметить, что значительная часть потребностей резидентов может быть удовлетворена существующим ассортиментом услуг.
Инкубаторы и технопарки вынуждены оказывать значительную часть образовательных услуг силами своих сотрудников, которые не имеют достаточного опыта предпринимательской деятельности, или в рамках единичных мероприятий с приглашенными лекторами. Опытных предпринимателей, к которым стартапы могли бы иметь доступ на постоянной основе, — так называемых mentor in residence — в экосистеме нет. Кроме того, в большинстве
случаев внешние менторы работают по модели, не предполагающей тесного контакта с предпринимателем и постоянного мониторинга результатов.
Нехватка технических специалистов практически всех уровней квалификации и (или) их высокая стоимость ограничивают число новых стартапов и возможности резидентов инкубаторов / технопарков в плане найма персонала для развития.
• Слабое знание английского языка
• Отсутствие навыка проведения презентаций
• Плохое понимание принципов ведения бизнеса, принятых на международных рынках
• Отсутствие понимания принципов работы венчурного рынка.
В рамках деятельности инкубаторов и технопарков необходимо постоянное повышение квалификации персонала, предусматривающее использование существующих образовательных программ (например, программ ОАО «РВК»), а также изучение передового международного и российского опыта.
Инкубаторы развивают навыки своих резидентов и сотрудников для работы на международном рынке. Они привлекают англоязычных специалистов для проведения питч-сессий, организуют стажировки и поездки за рубеж, взаимодействуют с иностранными вузами по таким вопросам, как анализ международных рынков.
В связи с острой нехваткой технических специалистов можно, например, предусмотреть частные курсы подготовки программистов начального уровня для лиц, не имеющих опыта или достаточного образования в сфере ИТ. Продолжительность такого курса может составлять несколько месяцев. Обучение
платное, может проводиться преподавателем местного вуза или специалистами компаний-резидентов.
Для решения проблемы нехватки технических специалистов и людей с предпринимательским потенциалом в долгосрочной перспективе в рамках экосистемы технопарков и инкубаторов необходимо создание центров молодежного инновационного творчества. Они позволят расширить интерес к техническому творчеству, привлекая школьников и студентов к решению реальных задач с использованием современного оборудования. Центры могут создаваться на основе ГЧП, вложенные частные средства окупаются за счет выполнения заказов.
Необходимо проведение в регионах мероприятий федерального масштаба с привлечением лучших экспертов, в том числе международных, но в рамках достаточно узкой заявленной тематики. Желательно, чтобы указанные мероприятия проводились на базе лучших технопарков и инкубаторов. Это позволит позиционировать такие объекты в качестве центров инновационной активности, встроенных в экосистему инноваций России.
Отсутствие лабораторий, производственных и складских помещений или недостаточная технологическая оснащенность инкубатора / технопарка препятствует созданию либо замедляет развитие компаний-резидентов. Предприниматели вынуждены закупать дорогостоящее оборудование, самостоятельно искать возможности аренды помещения и оборудования вне инкубаторов или переезжать в инкубаторы или технопарки, где эта проблема решена. Все это отвлекает время и средства от решения основных задач развития бизнеса.
Не менее серьезной проблемой является систематическая недоза грузка уже закупленного оборудования и имеющихся специализированных помещений. Задачи, для выполнения которых резидентам приходится закупать оборудование, в большинстве своем не требуют постоянного использования приборов даже в течение рабочего дня. Оборудование и помещения в некоторых инкубаторах и технопарках также не эксплуатируются на 100% из-за низкого локального спроса.
Предоставляемая инфраструктура не способствует созданию экосистемы общения и обмена информацией между резидентами.
Во многих объектах нет специального пространства для проведе ния мероприятий и общения в неформальной обстановке. В тех инкубаторах и технопарках, где номинально существует свободное общественное пространство или предполагается использование в указанных целях кафе, бара или столовой, эти зоны зачастую концептуально неправильно организованы, в них некомфортно находиться.
Для некоторых инкубаторов до сих пор актуальна проблема предоставления своим резидентам базовой оргтехники того уровня, который им необходим для решения задач сегодняшнего дня.
Иногда предоставленные компьютеры вполне современны, но на них не установлено стандартное программное обеспечение.
Соответственно, резиденты теряют время и/или деньги на адаптацию к новым операционным системам и приложениям или на покупку более знакомого им ПО.
Активное участие инкубаторов и технопарков во всех региональных и федеральных программах позволяет использовать средства на закупку оборудования, осуществляя сотрудничество с частными партнерами. Следует осуществлять взаимодействие с ведущими производителями программного обеспечения, которые могут в рамках своих мер поддержки предпринимательства и программ стратегического развития предоставить необходимое программное обеспечение со значительной скидкой.
В качестве меры, которая позволила бы частично решить проблемы недостатка высокотехнологичного оборудования и лабораторных / производственных площадей в одних объектах и недозагрузки в других, предлагается создать информационную систему высокотехнологичной инфраструктуры. Она позволяла бы предпринимателям находить необходимое им оборудование или помещения с минимальными затратами.
Значительную роль в решении вопроса о предоставлении компаниям-резидентам требуемой инфраструктуры играет формирование программы работы с каждым отдельным предприятием.
Это дает возможность отслеживать, прогнозировать и удовлетворять платежеспособный спрос на различные типы и объемы площадей. Кроме того, такая программа позволяет эффективно распределять существующие ресурсы технопарка в целях роста бизнеса компаний.
Необходимо создание, желательно на площадях технопарков и инкубаторов, частных инжиниринговых центров (или центров на основе ГЧП), предоставляющих оборудование и высокотехнологичные услуги как стартапам, так и внешним пользователям.
Такие центры могут быть сформированы в том числе и в рамках инициатив по созданию центров молодежного инновационного творчества. Другой вариант — сотрудничество инкубатора с крупным высокотехнологичным предприятием-партнером с использованием оборудования и опыта такого предприятия в обмен на арендную плату, загрузку проектного бюро и инновационные решения.
Важно также выделить общественные зоны и оснастить их в соответствии с базовыми принципами создания удобного и уютного пространства для неформального общения. Например, можно изменить формат столовой, превратив ее из точки питания (что подразумевает нацеленность организации
на быстрое обеспечение питанием максимального количества посетителей) в точку общения (когда организация ориентируется на длительное пребывание посетителей, проведение встреч и работу в помещении кафе). Для более плотной загрузки можно перевести часть общественных и образовательных мероприятий инкубатора в эту зону.
Руководители большинства регионов не оказывают поддержку резидентам и, следовательно, не мотивируют крупных потенциальных заказчиков, в том числе с государственным участием, к взаимодействию с руководством инкубаторов и технопарков с целью выбора перспективных проектов из соответствующих отраслей.
Предприниматели сосредотачивают усилия на выполнении популярных, широко обсуждаемых задач, оставляя без внимания вопросы, действительно требующие решения, на которое есть платежеспособный спрос. Как правило, это следствие отсутствия информации о реальных задачах, особенно на фоне широкомасштабной рекламы успешных стартапов в таких сферах, как туризм, социальные сети, ориентированные на потребителя
мобильные приложения и т. п.
Продажа решений в конкретной отрасли зачастую требует не только опыта и понимания того, как она работает, что может быть обеспечено ментором, но и наличия лицензии на ту или иную деятельность либо международной сертификации. В частности, некоторые лицензии выдаются только при условии наличия опытных аккредитованных специалистов в штате компании.
Это нередко становится существенным препятствием для продажи резидентами своих решений.
Крупные потенциальные заказчики не рассматривают факт рези- дентства в инкубаторе или технопарке в качестве преимущества потенциального поставщика с точки зрения его репутации. Таким образом, прохождение компанией отбора, наличие на объекте экспертной, финансовой и бизнес-экосистемы поддержки резидентов, а также постоянный контроль со стороны администрации инкубатора не являются, по мнению крупных заказчиков,
значимыми преимуществами.
Большинство технопарков и инкубаторов не поддерживают международных контактов, не взаимодействуют с зарубежными аналогами и представителями бизнес-среды. Это ограничивает возможности продвижения резидентов на международные рынки.
Необходимо организовывать мероприятия для общения предприни мателей с потенциальными покупателями инновационных решений.
Несмотря на низкий уровень прямой конвертации (сделки по итогам указаных встреч пока еще достаточно редки), предприниматели получают ценные рекомендации относительно дальнейшего развития своего продукта или услуги. Сам факт такого общения на ранней стадии выполнения проекта дает возможность своевременной корректировки работы — вплоть до полной замены бизнес-модели стартапа.
Создание системы отслеживания и формулирования актуальных задач в различных областях промышленности желательно осуществлять на федеральном уровне. Система должна быть основана на мониторинге не только российских, но и мировых тенденций с тем, чтобы увеличить число стартапов с международным потенциалом. Это позволит проводить тематические образовательные мероприятия, конференции, выставки, привлекая внимание предпринимателей и технических специалистов к задачам, решение которых будет пользоваться платежеспособным спросом.
Еще один подход, позволяющий частично решить указанные проблемы, — формирование грамотного экспертного совета, члены которого нацелены помогать резидентам своими знаниями на постоянной основе. Однако для создания экспертного совета такого уровня необходимы высококвалифицированные специалисты, которые будут способствовать обеспечению надежного функционирования экосистемы объекта.
Отсутствие финансирования для компаний на предпосевной стадии — ключевой сдерживающий фактор развития, особенно для высокотехнологичных предприятий, не являющихся ИТ-стартапами. В целях снижения рисков существующие венчурные фонды и немногочисленные бизнес-ангелы, как правило, вкладывают средства на более поздней стадии или финансируют ИТ-стартапы. Гранты, на которые могут претендовать стартапы на ранней стадии, весьма немногочисленны, и объем денежных средств ограничен (например, по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере).
Другой ключевой фактор, связанный с предыдущим, — отсутствие «умных денег» на ранней стадии. Для многих предпринимателей проблема заключается в отсутствии не денег как таковых, а опытного инвестора, осуществляющего активную поддержку команды проекта благодаря своим знаниям и деловым контактам. Этому критерию не соответствуют многие компании и частные лица, которые пытаются инвестировать в стартапы: непонимание специфики деятельности молодых предприятий доходит до того, что потенциальные инвесторы иногда требуют гарантированного дохода от своих вложений.
В регионах данные факторы усугубляются тем, что значительная доля немногочисленных опытных инвесторов сконцентрирована в Москве.
В связи с этим региональным стартапам сложнее получить «умные деньги». Некоторые предприниматели вынуждены переезжать в Москву либо
обходиться без инвесторов в тех случаях, когда такой переезд невозможен в силу личных или бизнес-причин. Это негативно сказывается на темпах
развития бизнеса.
Деятельность государственных институтов, которые могли бы частично компенсировать ограниченность начального финансирования, не скоординирована. Кроме того, она недостаточно освещается в СМИ, стандарты значительно варьируются в зависимости от региона, процессы затруднены в связи с бюрократичными процедурами. В результате на получение финансирования тратится значительное количество времени, причем в самый тяжелый и неопределенный период существования компании.
Резиденты инкубаторов зачастую воспринимаются инвесторами как слабые компании, не умеющие зарабатывать и всецело зависящие от поддержки и грантов. По мнению инвесторов, это связано с тем, что инкубаторы не ставят перед собой бизнес-цели, не умеют оказывать качественные услуги, не обладают необходимым опытом в соответствующих отраслях и не умеют привлекать экспертов. Подход руководства инкубатора к своей работе можно охарактеризовать как формальный.
Необходимо создание региональных фондов или фондов при инкубаторах и технопарках с использованием государственных средств.
Такие фонды должны быть нацеленных на финансирование проектов на ранних стадиях развития. Для снижения инвестиционных рисков целесообразно применять механизм соинвестиций с частными инвесторами, а также сделать акцент на финансировании резидентов тех инкубаторов, которые уже зарекомендовали себя в качестве надежных партнеров. Привлечение частных инвесторов позволит не только увеличить объем доступных стартапам средств, но и повысить эффективность капиталовложений за счет участия успешных предпринимателей в компаниях-объектах инвестиций.
Следует сосредоточить внимание на ознакомлении потенциальных частных инвесторов (бизнес-ангелов) с особенностями создания и развития инновационного бизнеса, а также на предоставлении им возможности обучения по необходимым предметам в сфере науки и техники. Важно использовать возможности онлайн-образования, в том числе существующих международных платформ. Для повышения востребованности данного образования среди инвесторов можно, в частности, включить его наличие в список обязательных условий для участия в программе соинвестирования.
В целях контроля качества процесс образования желательно организовывать на федеральном уровне.
Систематизация ресурсов, необходимых для финансовой поддержки инновационного предпринимательства, формирование удобных информационных интегрирующих систем (в идеале — одной системы) для всего спектра программ, действующих на федеральном и региональных уровнях, обеспечение продвижения и популяризации использования этой системы также играют значимую роль. В качестве промежуточной меры можно опираться на успешный опыт некоторых инкубаторов и технопарков, имеющих в штате координатора по работе с органами власти. Такой координатор должен осуществлять мониторинг соответствующих программ, конкурсов и мероприятий, оповещать о них предпринимателей и помогать им в составлении заявок.
Нужно создать систему ключевых показателей эффективности инкубаторов, основанную не на формальных критериях, а на показателях успешности резидентов. Это позволит стимулировать руководство к более тщательному отбору проектов, привлечению необходимых экспертов, поиску возможностей предоставления качественных услуг, а также к реальному, а не формальному созданию такой экосистемы поддержки, которая будет систематически содействовать развитию привлекательных для инвестирования компаний.
Регион |
Населенный пункт |
Название объекта |
Центральный федеральный округ |
||
Белгородская область |
Белгород |
Инновационный бизнес-инкубатор Белгородского РРИЦ |
Брянская область |
Брянск |
ГАУ «Брянский областной бизнес-инкубатор» |
Воронежская область |
Воронеж |
Инновационный бизнес-инкубатор ВГУ InSight |
Московская область |
Дубна |
Инновационно-технологический инкубатор Наукограда Дубна |
Москва |
Москва |
Проектный бизнес-инкубатор МГТУ им. Н. Э.Баумана |
Москва |
Москва |
Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ |
Москва |
Москва |
Бизнес-инкубатор МГУ им. М. В. Ломоносова |
Москва |
Москва |
Бизнес-инкубатор МГИМО(У) МИД России |
Москва |
Москва |
Бизнес-инкубатор «Технопарка «Строгино» |
Белгородская область |
Северный-Первый |
Производственный бизнес-инкубатор энергосберегающих технологий |
Московская область |
Троицк |
Инновационный бизнес-инкубатор города Троицка |
Тверская область |
Тверь |
ГАУ «Тверской областной бизнес-инкубатор» |
Тверская область |
Тверь |
Бизнес-инкубатор Тверского городского фонда поддержки малого предпринимательства |
Ярославская область |
Ярославль |
Государственное казенное учреждение Ярославской области «Бизнес-инкубатор» |
Приволжский федеральный округ |
||
Волгоградская область |
Волжский |
ГАУ ВО «Волгоградский областной бизнес-инкубатор» |
Нижегородская область |
Дзержинск |
МБУ «Бизнес-инкубатор г. Дзержинска» |
Пензенская область |
Заречный |
Бизнес-инкубатор «Импульс» |
Удмуртская Республика |
Ижевск |
Бизнес-инкубатор ИжГТУ имени М. Т. Калашникова |
Республика Татарстан |
Казань |
Бизнес-инкубатор ИТ-парка |
Республика Татарстан |
Набережные Челны |
Бизнес-инкубатор г. Набережные челны |
Республика |
Набережные |
Бизнес-инкубатор Второй площадки |
Татарстан |
Челны |
Казанского ИТ-парка |
Республика Башкортостан |
Октябрьский |
Территориальный бизнес-инкубатор |
Оренбургская область |
Оренбург |
Оренбургский областной бизнес-инкубатор |
Пермский край |
Пермь |
Бизнес-инкубатор «Навигатор Возможностей» при НИУ ВШЭ Пермь |
Республика Башкортостан |
Салават |
АНО «Бизнес-центр «Юг Башкортостана» |
Самарская область |
Самара |
Инновационный бизнес-инкубатор ОАО «Технопарк» |
Саратовская область |
Саратов |
Бизнес-инкубатор Саратовского ГСЭУ |
Саратовская область |
Саратов |
Бизнес-инкубатор Саратовского Государственного Университета |
Нижегородская область |
Тоншаево |
МУ «Тоншаевский бизнес-инкубатор» |
Чувашская Республика |
Чебоксары |
Республиканский бизнес-инкубатор по поддержке малого и среднего предпринимательства и содействию занятости населения |
Северо-Западный федеральный округ |
||
Архангельская область |
Архангельск |
ГАУ АО «Архангельский региональный бизнес-инкубатор» |
Вологодская область |
Вологда |
Бюджетное учреждение Вологодской области в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства «Бизнес-инкубатор» |
Мурманская область |
Мурманск |
Бизнес-инкубатор «Полярная Звезда» |
Санкт-Петербург |
Санкт-Петербург |
Бизнес-инкубатор «Ингрия» |
Республика Коми |
Сыктывкар |
ГУП «Республиканское предприятие «Бизнес-инкубатор» |
Республика Карелия |
Петрозаводск |
Студенческий бизнес-инкубатор ПетрГУ |
Сибирский федеральный округ |
||
Алтайский край |
Барнаул |
КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор» |
Алтайский край |
Бийск |
Бизнес-инкубатор инновационного типа |
Иркутская область |
Иркутск |
Бизнес-инкубатор Иркутского Государственного Технического Университета |
Кемеровская область |
Кемерово |
Бизнес-инкубатор Муниципального некоммерческого Фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово |
Новосибирская область |
Новосибирск |
Бизнес-инкубатор Городского центра развития предпринимательства |
Новосибирская область |
Новосибирск |
Бизнес-инкубатор Академпарка |
Омская область |
Омск |
Омский региональный бизнес-инкубатор |
Томская область |
Томск |
Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» |
Томская область |
Томск |
Технологический инкубатор Томского политехнического университета |
Дальневосточный федеральный округ |
||
Республика Саха (Якутия) |
Нюрба |
Бизнес-инкубатор г. Нюрба |
Республика Саха (Якутия) |
Якутск |
Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия) |
Владивосток |
Владивосток |
Бизнес-инкубатор «Терра Креатива» |
Северо-Кавказский федеральный округ |
||
Чеченская Республика |
Грозный |
Бизнес-инкубатор Технопарка «Высокие технологии ЧГУ» |
Ставропольский край |
Ставрополь |
Бизнес-инкубатор г. Ставрополя |
Чеченская Республика |
Шатой |
Шатойский бизнес-центр (инкубатор) |
Южный федеральный округ |
||
Астраханская область |
Астрахань |
Бизнес-инкубатор LIFT |
Краснодарский край |
Краснодар |
Студенческий бизнес-инкубатор Краснодарского филиала РЭУ им. Г. В. Плеханова |
Регион |
Населенный пункт |
Название объекта |
Центральный федеральный округ |
||
Москва |
Москва |
Технополис «Москва» |
Москва |
Москва |
Научно-технологический парк МАТИ «Новые Технологии» |
Москва |
Москва |
Технопарк «СТРОГИНО» |
Москва |
Москва |
«Технопарк Слава» |
Приволжский федеральный округ |
||
Астраханская область |
Астрахань |
IT-парк FABRIKA |
Республика Татарстан |
Казань |
Инновационно-производственный Технопарк «Идея» |
Республика Татарстан |
Лениногорск |
Инновационно-производственный Технопарк «Идея-Юго-Восток» |
Республика Татарстан |
Набережные Челны |
Вторая площадка Казанского ИТ-парка в г. Набережные Челны |
Пензенская область |
Пенза |
Технопарк «Яблочков» |
Республика Мордовия |
Саранск |
«Технопарк-Мордовия» |
Самарская область |
Тольятти |
Технопарк в сфере высоких технологий «Жигулевская долина» |
Сибирский федеральный округ |
||
Иркутская область |
Иркутск |
Технопарк Иркутского Государственного Технического Университета |
Кемеровская область |
Кемерово |
Кузбасский Технопарк |
Новосибирская область |
Новосибирск |
Технопарк Академпарк |
Тюменская область |
Тюмень |
Западно-Сибирский инновационный центр (Тюменский технопарк) |
Южный федеральный округ |
||
Ростовская область |
Новочеркасск |
Технопарк «БВН-ИНТОР» |
Северо-Кавказский федеральный округ |
||
Чеченская Республика |
Грозный |
Технопарк «Высокие технологии ЧГУ» |