Инвестиционная привлекательность рынка автомобильного ритейла в Украине

Инвестиционная привлекательность рынка автомобильного ритейла в Украине

Мировой экономический кризис оказал существенное влияние на динамику развития автомобильного рынка Украины. До сегодняшнего дня продолжалось падение объемов продаж новых автомобилей, однако на ...

По отношению к рекордному для Украины 2008 г. продажи новых легковых автомобилей в 2009 г. сократились практически в 4 раза и упали ниже уровня 2004 г. Количество проданных автомобилей в 2009 г. составило 162,3 тыс. авто против 623,3 тыс. авто в 2008 г.

carretail.jpg

Динамика продаж новых легковых автомобилей в 2004-2010 гг.

По результатам 5 мес. 2010 г. можно судить о продолжающейся тенденции падения продаж новых легковых автомобилей. Сравнивая данный период с аналогичным периодом предыдущего года, падение продаж новых автомобилей составило 25,3%. В 2010 г. наибольшее падение зафиксировано по следующим маркам автомобилей: Opel (-87,4%), Volvo (-64,2%), Geely (-53,3%), ВАЗ (-50%), Toyota (-41,3%), Ford (-40,6%), Honda (-40,5%), Mazda (-34%). В тоже время уже прослеживается восстановление продаж по следующим автомобилям: Ssang Yong (+145%), Fiat (+97,5%), Land Rover (+89,6%), KIA (+88,6%), Peugeot (+12,8%), Daewoo (+10,6%).

 

Динамика продаж новых автомобилей в Украине в 2008-2010 гг. по маркам автомобилей

Марка
2008 год
5 месяцев 2009
2009 год
5 месяцев 2010
Динамика продаж
Место
Количе
ство
(ед.)
Доля рынка
Место
Количе-
cтво
(ед.)
Доля рынка
Место
Количе-
cтво
(ед.)
Доля рынка
Место
Количе-
-cтво(ед.)
Доля рынка
2010
к 2009
5 мес.
2010
к
5 мес.
2009
ВАЗ
1
105 103
16,9%
1
15 081
21,2%
1
32 447
20,0%
1
7 543
14,2%
-69,1%
-50,0%
ЗАЗ
2
68 019
10,9%
3
4 700
6,6%
3
11 675
7,2%
2
4 543
8,5%
-82,8%
-3,3%
HYUNDAI
4
45 625
7,3%
2
5 382
7,6%
2
13 202
8,1%
3
4 433
8,3%
-71,1%
-17,6%
KIA
9
24 881
4,0%
13
2 014
2,8%
7
8 036
5,0%
4
3 799
7,1%
-67,7%
+88,6%
CHEVROLET
3
51 926
8,3%
5
3 710
5,2%
4
9 363
5,8%
5
3 394
6,4%
-82,0%
-8,5%
MITSUBISHI
5
44 849
7,2%
7
2 925
4,1%
8
7 430
4,6%
6
3 164
5,9%
-83,4%
+8,2%
CHERY
8
27 718
4,4%
6
3 463
4,9%
6
8 483
5,2%
7
2 950
5,5%
-69,4%
-14,8%
TOYOTA
6
32 946
5,3%
4
4 551
6,4%
5
8 560
5,3%
8
2 672
5,0%
-74,0%
-41,3%
RENAULT
11
18 353
2,9%
10
2 523
3,5%
10
6 518
4,0%
9
2 603
4,9%
-64,5%
+3,2%
SKODA
7
28 435
4,6%
12
2 356
3,3%
9
6 653
4,1%
10
2 382
4,5%
-76,6%
+1,1%
NISSAN
10
21 680
3,5%
8
2 733
3,8%
11
5 911
3,6%
11
1 947
3,7%
-72,7%
-28,8%
VOLKSWAGEN
14
13 917
2,2%
14
1 971
2,8%
14
4 667
2,9%
12
1 517
2,9%
-66,5%
-23,0%
FORD
17
11 874
1,9%
11
2 473
3,5%
15
3 349
2,1%
13
1 468
2,8%
-71,8%
-40,6%
GEELY
15
13 403
2,2%
9
2 594
3,6%
13
4 671
2,9%
14
1 206
2,3%
-65,1%
-53,5%
MAZDA
18
10 386
1,7%
16
1 819
2,6%
16
3 328
2,1%
15
1 199
2,3%
-68,0%
-34,1%
HONDA
12
16 313
2,6%
15
1 880
2,6%
12
5 038
3,1%
16
1 118
2,1%
-69,1%
-40,5%
DAEWOO др.
13
14 927
2,4%
20
849
1,2%
18
2 547
1,6%
17
939
1,8%
-82,9%
+10,6%
SUZUKI
19
6 728
1,1%
18
1 139
1,6%
17
2 881
1,8%
18
790
1,5%
-57,2%
-30,6%
SSANG YONG
23
4 275
0,7%
27
306
0,4%
23
1 289
0,8%
19
749
1,4%
-69,8%
+144%
SUBARU
20
6 227
1,0%
19
997
1,4%
20
1 956
1,2%
20
702
1,3%
-68,6%
-29,6%
LEXUS
21
5 328
0,9%
22
641
0,9%
22
1 296
0,8%
21
670
1,3%
-75,7%
+4,5%
MERCEDES-BENZ
22
4 988
0,8%
21
661
0,9%
21
1 401
0,9%
22
483
0,9%
-71,9%
-26,9%
BMW
26
2 321
0,4%
25
420
0,6%
25
833
0,5%
23
432
0,8%
-64,1%
+2,9%
AUDI
33
1 351
0,2%
28
296
0,4%
26
679
0,4%
24
297
0,6%
-49,7%
+0,3%
PEUGEOT
25
2 735
0,4%
29
258
0,4%
29
571
0,4%
25
291
0,5%
-79,1%
+12,8%
FIAT
42
640
0,1%
39
122
0,2%
30
558
0,3%
26
241
0,5%
-12,8%
+97,5%
LAND ROVER
40
889
0,1%
38
125
0,2%
35
270
0,2%
27
237
0,4%
-69,6%
+89,6%
SEAT
24
2 900
0,5%
26
324
0,5%
24
1 248
0,8%
28
225
0,4%
-57,0%
-30,6%
OPEL
16
13 139
2,1%
17
1 694
2,4%
19
2 328
1,4%
29
214
0,4%
-82,3%
-87,4%
INFINITI
30
1 600
0,3%
32
193
0,3%
31
420
0,3%
30
147
0,3%
-73,8%
-23,8%
PORSCHE
38
978
0,2%
34
142
0,2%
34
282
0,2%
31
95
0,2%
-71,2%
-33,1%
VOLVO
41
675
0,1%
31
218
0,3%
33
319
0,2%
32
78
0,1%
-52,7%
-64,2%
УАЗ
36
1 121
0,2%
33
147
0,2%
37
242
0,1%
33
78
0,1%
-78,4%
-46,9%
DAIHATSU
34
1 304
0,2%
35
136
0,2%
36
249
0,2%
34
76
0,1%
-80,9%
-44,1%
LIFAN
37
1 031
0,2%
45
51
0,1%
43
126
0,1%
35
62
0,1%
-87,8%
+21,6%
SAMAND
32
1 383
0,2%
49
39
0,1%
49
73
0,0%
36
59
0,1%
-94,7%
+51,3%
CHANGHE
57
95
0,0%
41
96
0,1%
39
192
0,1%
37
56
0,1%
+102,1%
-41,7%
ACURA
29
1 700
0,3%
30
227
0,3%
32
336
0,2%
38
54
0,1%
-80,2%
-76,2%
CITROEN
35
1 277
0,2%
44
59
0,1%
38
196
0,1%
39
43
0,1%
-84,7%
-27,1%
LANCIA
59
64
0,0%
53
20
0,0%
50
72
0,0%
40
36
0,1%
+12,5%
+80,0%
ALFA-ROMEO
56
96
0,0%
51
30
0,0%
46
84
0,1%
41
24
0,0%
-12,5%
-20,0%
GROZ
60
59
0,0%
43
62
0,1%
44
111
0,1%
42
24
0,0%
+88,1%
-61,3%
JAGUAR
49
185
0,0%
48
40
0,1%
45
94
0,1%
43
19
0,0%
-49,2%
-52,5%
MINI
53
127
0,0%
54
18
0,0%
52
47
0,0%
44
19
0,0%
-63,0%
+5,6%
SMA
46
315
0,1%
56
14
0,0%
54
32
0,0%
45
13
0,0%
-89,8%
-7,1%
BENTLEY
58
79
0,0%
58
12
0,0%
56
27
0,0%
46
11
0,0%
-65,8%
-8,3%
JEEP
43
600
0,1%
42
73
0,1%
47
82
0,1%
47
10
0,0%
-86,3%
-86,3%
CHEVROLET
61
44
0,0%
61
7
0,0%
61
12
0,0%
48
9
0,0%
-72,7%
+28,6%
CADILLAC
51
146
0,0%
46
46
0,1%
48
74
0,0%
49
8
0,0%
-49,3%
-82,6%
DADI
44
421
0,1%
47
46
0,1%
51
62
0,0%
50
7
0,0%
-85,3%
-84,8%
GREAT WALL
28
1 755
0,3%
24
432
0,6%
28
596
0,4%
51
7
0,0%
-66,0%
-98,4%
MASERATI
62
43
0,0%
64
6
0,0%
63
11
0,0%
52
6
0,0%
-74,4%
0,0%
HUANGHAI
70
12
0,0%
59
10
0,0%
59
17
0,0%
53
5
0,0%
+41,7%
-50,0%
ROLLS-ROYCE
71
12
0,0%
69
4
0,0%
60
14
0,0%
54
5
0,0%
+16,7%
+25,0%
ГАЗ
27
2 153
0,3%
23
519
0,7%
27
647
0,4%
55
4
0,0%
-69,9%
-99,2%
DODGE
31
1 483
0,2%
36
128
0,2%
41
155
0,1%
56
3
0,0%
-89,5%
-97,7%
HAFEI
79
6
0,0%
77
1
0,0%
73
4
0,0%
57
3
0,0%
-33,3%
+200%
HUMMER
52
142
0,0%
57
13
0,0%
55
28
0,0%
58
3
0,0%
-80,3%
-76,9%
SAIPA
-
-
-
-
-
-
-
-
-
59
3
0,0%
-
-
UFO
96
1
0,0%
67
5
0,0%
64
10
0,0%
60
3
0,0%
+900,0%
-40,0%
Другие
 
2 469
0,4%
-
364
0,5%
 
489
0,3%
-
14
0,0%
-80,2%
-96,2%
Всего
 
623 252
100%
-
71 165
100%
 
162 291
100%
-
53 192
100%
-74,0%
-25,3%

 

Основные показатели украинского автомобильного рынка в 2008 г.

 Объемы продаж новых легковых автомобилей (импорт / производство): 623,25 тыс. авто
Финансовая емкость рынка новых легковых автомобилей: 9 003 млн. ЕВРО
Внутренние продажи б/у автомобилей: 455,4 тыс. авто
Регионы-лидеры Украины по объемам продаж новых легковых автомобилей: Киев (17,62%), Донецкая область (9,79%), Днепропетровская область (8,02%), Харьковская область (6,02%), Киевская область (5,9%), Одесская область (5,11%).
Продажи новых легковых автомобилей по стоимости:
до EURO 4 тыс. – 1,81%
EURO 4-6,5 тыс. - 17,87%
EURO 6,5-10 тыс. - 26,62%
EURO 10-15 тыс. - 20,01%
EURO 15-22 тыс. - 18,65%
EURO 22-35 тыс. - 9,17%
выше EURO 35 тыс. - 5,86%
 
Автомобильный парк по году выпуска автомобилей (по состоянию на 01.01.2008)
 
Год выпуска
Автомобили производства СНГ, шт.
Иномарки, шт.
Всего, шт
2007 год
156 067
343 993
500 060
2006 год
177 785
250 761
428 546
2005 год
154 268
146 757
301 025
2004 год
134 387
124 742
259 129
2003 год
98 668
105 923
204 591
2002 год
88 922
69 249
158 171
2001 год
68 575
57 589
126 164
2000 год
38 098
57 783
95 881
1999 год
73 912
70 796
144 708
1998 год
42 422
81 081
123 503
1997 год
29 697
53 623
83 320
1996 год
43 045
50 319
93 364
1995 год
78 075
61 915
139 990
1994 год
81 609
56 544
138 153
1993 год
113 965
56 999
170 964
1992 год
179 709
56 704
236 413
1991 год
156 791
63 221
220 012
1990 год
183 334
62 588
245 922
1989 год
156 786
70 955
227 741
1988 год
167 386
90 155
257 541
1987 год
168 874
96 411
265 285
1986 год
158 036
97 273
255 309
1985 год
156 660
71 192
227 852
Старше 1985 года
2 039 425
286 846
2 326 271
Всего
4 746 496
2 483 419
7 229 915
  
Автомобильный парк по основным маркам автомобилей (по состоянию на 01.01.2008)
 
№ пп
Марка
Объем парка на 01.01.2008, шт.
Структура парка на 01.01.2008, %
1
ВАЗ
2 385 801
33,00%
2
ЗАЗ
769 224
10,64%
3
МОСКВИЧ
582 358
8,05%
4
ГАЗ
468 600
6,48%
5
ИЖ
258 220
3,57%
6
DAEWOO
256 913
3,55%
7
VOLKSWAGEN
218 396
3,02%
8
OPEL
205 497
2,84%
9
УАЗ
188 768
2,61%
10
FORD
179 148
2,48%
11
MERCEDES-BENZ
160 584
2,22%
12
CHEVROLET
123 039
1,70%
13
TOYOTA
104 469
1,44%
14
MITSUBISHI
93 167
1,29%
15
SKODA
90 570
1,25%
16
NISSAN
75 309
1,04%
17
RENAULT
73 460
1,02%
18
MAZDA
69 861
0,97%
19
AUDI
67 254
0,93%
20
HYUNDAI
55 111
0,76%
21
FIAT
53 916
0,75%
22
BMW
52 774
0,73%
23
PEUGEOT
43 738
0,60%
24
ЛУАЗ
39 432
0,55%
25
HONDA
37 954
0,52%
26
РАФ
35 882
0,50%
27
KIA
33 817
0,47%
28
CITROEN
22 747
0,31%
29
SUBARU
20 641
0,29%
30
DACIA
19 900
0,28%
31
CHERY
19 417
0,27%
32
IVECO
18 932
0,26%
33
SUZUKI
17 187
0,24%
34
VOLVO
15 691
0,22%
35
ЕРАЗ
15 174
0,21%
36
LEXUS
14 043
0,19%
37
SEAT
11 562
0,16%

 

Прогноз развития автомобильного рынка Украины и возможности для инвестирования
           
На сегодняшний день сформировались предпосылки для восстановления автомобильного рынка, среди них:
 
1. Восстановление экономического роста. Валовой внутренний продукт (ВВП) Украины в 1 квартале 2010 г. вырос на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Объем промышленного производства за 5 мес. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. составил 12,6%.
 
2. Рост доходов населения как фактор повышения покупательной способности и потребительского оптимизма. Доходы населения за 1 квартал 2010 г. по сравнению с 1 кварталом 2009 выросли на 12,8%, заработная плата на 13,9%.
 
3. Улучшение внешнеэкономического баланса Украины. В 1 квартале 2010 г. как и в 2009 г.за счет увеличения объемов экспорта Украины значительно улучшился внешнеторговый баланс страны, что позитивно скажется на стабилизации бюджетного дефицита, укреплении национальной валюты и как следствие удешевления импорта. За 1 кв. 2010 г. экспорт товаров и услуг вырос на 9%, негативное торговое сальдо сократилось с 466 млн. дол США в 1 кв. 2009 г. до 29 млн. дол. США в 1 кв. 2010 г. Официальный курс грн. к дол. США начиная с февраля 2010 г. имеет тенденцию к уменьшению (с 8,00 грн за дол. США в феврале 2010 г. до 7,91 грн за дол. США в июне 2010 г.).
 
5. Инициативы Нацбанка Украины по удешевлению кредитных ресурсов. Действия Нацбанка Украины начиная с июля 2009 г. направлены на удешевления кредитных ресурсов для повышения уровня кредитования экономики. Учетная ставка Нацбанка Украины снижена с 12% от 30.04.2008 до 9,5% от 08.06.2010. Как результат объемы кредитования банками за 5 мес. 2010 г. выросли на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. до 386,1 млн. грн.

carretail1.jpg

6. Достижение политической стабильности. Снижение политических рисков должно положительно повлиять на удлинение горизонта планирования для субъектов инвестирования.

7. Сокращение протекционистской политики в области защиты национальных автопроизводителей от импорта через пошлины, ограничения и т.д. Видимо, поддержка автопроизводителей будет осуществляться через налоговые льготы, стимулирование инвестиций, программы утилизации и т.п., что в итоге окажет позитивное воздействие на развитие автомобильного рынка.
 
Существенное падение автомобильного рынка помимо негативных сторон влияния на инвестиционную активность в отрасли автомобильного ритейла, может иметь ряд положительных моментов с точки зрения долгосрочного инвестирования.
Кризисный период заставил многих игроков на автомобильном рынке (в частности тех, автомобильная деятельность для которых не является основной или профильной) уйти с рынка, отказаться от дилерства. Это подтверждает тот факт, что за 2009 г. доля предприятий задействованных в сфере торговли и ремонта автомобилей и получивших убытки составила 59% (наихудший показатель среди всех сфер экономической деятельности). В 1 кв. 2010 г. 56,5% предприятий автомобильной сферы получили убытки.
Освобождающиеся ниши автомобильного ритейла с учетом внедрения инновационных продуктов (в частности таких, как мультибрендовые автомоллы, автомобильные аукционы) могут быть заполнены новыми игроками, и в среднесрочной перспективе окупить инвестиционные вложения и высокие риски, связанные с текущей нестабильностью автомобильного рынка.

 

Читайте также