В отношении роста рынка плодоовощной продукции Украины после 2008 г. прогнозы экспертов не оправдались. Период активного восстановления объемов производства так и не наступил. Лишь в 2011 г. украинские аграрии собрали рекордный урожай овощей и фруктов. Общий рост рынка плодоовощной продукции в 2011 г. составил порядка 12,7%. Операторы рынка отмечают, что в 2011 г. произвели более 1 млн. банок консервации, что является абсолютным рекордом, начиная с 2005 г. Большинство продукции, которая осталась на складах, производителям удалось реализовывать в 2012-2013 г.
Таблица 1
Объемы производства плодоовощной продукции в Украине 2008-2013 гг.*
Производство в Украине |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Консервированные овощи, тыс. тонн |
146,9 |
131 |
122 |
138 |
135 |
139 |
Темп роста, % |
-10,8% |
-6,9% |
13,1% |
-2,2% |
3,0% |
|
Консервированные фрукты/ягоды, тыс. тонн |
47,3 |
51,7 |
50,5 |
56,4 |
55,5 |
51,0 |
Темп роста, % |
9,4% |
-2,4% |
11,7% |
-1,6% |
-8,2% |
|
Всего по рынку плодоовощной продукции, тыс. тонн |
194,2 |
182,7 |
172,5 |
194,4 |
190,5 |
190,0 |
Темп роста, % |
-5,9% |
-5,6% |
12,7% |
-2% |
-0,30% |
* Источник: Государственный комитет статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua
Согласно статистическим данным суммарный объем производства плодоовощной продукции в 2008-2013 гг. снизился на 2,2%, в т.ч. консервированных овощей снизился на 5,3% с 146,9 тыс. тонн до 139 тыс. тонн, однако производители нарастили выпуск консервированных фруктов и ягод на 7,8% с 47,3 тыс. тонн до 51 тыс. тонн.
Потребление консервированных овощей в 2012-2013 гг. выросло на 5,1% с 62,9 тыс. тонн до 66,1 тыс. тонн, а консервированных фруктов на 8,4% с 14,3 тыс. тонн до 15,5 тыс. тонн. (рис. 1)
Среди факторов, влияющих на объемы производства, эксперты выделяют уровень спроса, сезонность спроса и производства, изменение потребительских предпочтений, а также конкуренция со свежими овощами, которые в последний период широко представлены в продаже зимой, и замороженными овощами, популярность которых на украинском рынке растет.
Рис. 1. Потребление плодоовощной продукции в Украине.
*Источник: Государственный комитет статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua
Продажи плодоовощной продукции в 2008-2013 гг. стремительно росли благодраю увеличению цен на продукцию, тем самым производители нивелировали потери от сокращения производства. (табл. 2)
Таблица 2
Объемы реализации плодоовощной продукции в Украине
Объемы реализации |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Консервированные овощи, млн. грн. |
967 |
1054 |
1124 |
1303 |
1489 |
1573 |
Темп роста, % |
- |
9,00 |
6,64 |
15,93 |
14,27 |
5,64 |
Консервированные фрукты/ягоды, млн. грн. |
352 |
326 |
346 |
409 |
441 |
485 |
Темп роста, % |
- |
-7,39 |
6,13 |
18,21 |
7,82 |
9,98 |
*Источник: Государственная служба статистики Украины / www.ukrstat.gov.ua
Объемы реализацииконсервированных овощей за 2008-2013 гг. выросли более чем в 1,6 раза с 967 млн. грн. в 2008 г. до 1573 млн. грн. в 2013 г. За этот же период продажи консервированных фруктов и ягод выросли с 352 млн. грн. до 485 млн. грн.
На рынке плодоовощной консервации наиболее устоявшимися считается следующая сегментация рынка (рис. 3).
Рис. 3. Структура продаж плодоовощной продукций по номенклатурным позициям в 2012 г.
* Источник: Мнение экспертов рынка, исследования компании TNS / www.tns-ua.com
Существенных изменений в структуре продаж плодовоовощной продукции в 2013 г. не прослеживалось. Консервированные фасоль, горох, кукуруза занимают более 50% всего рынка плодоовощной продукции. Эксперты отмечают, что в 2010-2012 гг. неплохой рост объемов производства демонстрировала группа консервированных салатов и закусок (консервированные огурцы и корнишоны и хрен).
Общее количество отечественных производителей плодоовощной консервации составляет приблизительно 2000 предприятий – от мелких заготовительных цехов до предприятий национального масштаба, которые объединены в крупные производственные объединения.
Таблица 3
Основные игроки рынка плодоовощной продукции
Производители |
Торговая марка |
ГК "Верес" |
ТМ "Верес" |
ЧАО "Одесский консервный завод" |
ТМ "Господарочка" |
ЧАО "Чумак" |
ТМ "Чумак" |
ЧАО "Нежинский консервный комбинат" |
ТМ "Нежин" |
Bonduelle |
ТМ "Бондюэль" |
ЧП "Агроспецпроект" |
ТМ "Бабушкин продукт", ТМ "Веселый фермер", ТМ "Econom", TM "ASP" |
ЗАО "Вознесенский консервный завод" |
ТМ "Златодар" |
ООО "Чигиринский консервный завод" |
ТМ "Чигирин" |
ФХ "Владам" |
ТМ "Владам" |
ООО "Кернел - Трейд" |
ТМ "Маринадо" |
ООО Агрофирма Эврика |
ТМ "С бабушкиной грядки" |
ОАО Пирятинский консервный завод |
ТМ "Укрполе", ТМ "Тьотя Поля" |
КП "Продтовары" |
ТМ "Бессарабка", ТМ "Рецепты бесарабии" |
ООО "Славпродукт" |
ТМ "Слав продукт" |
Лидером по всем сегментам рынка плодоовощной продукции является ГК «Верес». В то же время, каждый из перечисленных производителей является лидером в одной-двух нишах рынка. Например, ЧАО «Чумак» по группе томатов и томатной пасты, Bonduelle по группе бобовой продукции и т.д.
Согласно прогнозу InVenture Investment Group в 2014 г. производство консервированных овощей снизиться на 3,5% до 134,2 тыс. тонн, производство консервированных фруктов и ягод снизиться на 4,2% до 48,8 тыс. тонн. В 2015 г. тенденция к спаду производства на данном рынке может сохраниться.
В 2014-2015 гг., будет наблюдаться позитивная динамика потребления плодоовощной продукции. Рост потребления консервированных овощей в 2014-2015 гг. составит порядка 4-5%. Потребление консервированных фруктов и ягод вырастит в 2014 г. на 8% до 16,7 тыс. тонн, а в 2015 г. еще на 7% до 17,9 тыс. тонн.
Следует ожидать уход с рынка компаний с незначительными рыночными долями, а также с неизвестными или мало узнаваемыми брендами. Возможны поглощения компаний, например отягощенных значительными кредитными обязательствами либо имеющих другие проблемы. Важным фактором в структуре себестоимости остается сырье, поэтому в свете роста товарных цен наиболее уверенно себя будут чувствовать предприятия с собственными сельхозугодиями.