По оценкам экспертов, около 26,5% реализованной продукции перерабатывающей промышленности изготовлено по технологиям низкого уровня, 45,6 % - по технологиям ниже среднего уровня, 21,3 % - по технологиям выше средне уровня и только 6,6% - по технологиями высокого уровня. Незначительным является доля таких видов деятельности как производство электрооборудования (1,9 %), фармацевтических продуктов и препаратов (1,0 %), электронной и оптической продукции (0,6 %). Не развита индустрия информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), по показателю готовности общества к использованию ИКТ, Украина в 2012 г. заняла 75 позицию, и это не меняется с 2009 г.
Состояние основных средств в промышленном комплексе ухудшается. За период 2005-2010 гг. степень изношенности основных средств в промышленности в целом вырос с 58,2% до 63,8%. Если в добывающей промышленности в целом степень износа основных фондов за период 2005-2010 гг. уменьшился с 49,6% до 47,8%, в перерабатывающей промышленности он постепенно вырос с 59,6 % до 67,5 % , в том числе на предприятиях машиностроения - с 62,0 % до 84,3 % , на предприятиях по производству кокса и продуктов нефтепереработки - с 50,2 % до 68,1 %, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности - с 63,2% до 66,8% и т.д. В отраслях, производство которых обеспечивает потребительский спрос, степень изношенности основных средств несколько уменьшился: в легкой промышленности - с 47,0 % до 45,3 % , в пищевой - с 49,8 % до 45,7 %. Снизился этот показатель также в металлургической промышленности (с 69,8% до 59,3%) и в производстве неметаллической минеральной продукции (с 53,2% до 42,7%).
В структуре инвестиций в основной капитал возросла доля инвестиций в добывающую промышленность ( с 23,2 % в 2005 г. до 30,6 % в 2012 г.) и доля инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа, воды ( 12,9 % до 27,4 % ), зато уменьшилась доля инвестиций в перерабатывающую промышленность (с 63,9% до 42,0%). Произошло уменьшение доли инвестирования почти всех отраслей перерабатывающей промышленности. Доля машиностроения несколько увеличилась, однако остается на низком уровне (табл. 1). По итогам 9 месяцев 2013 приоритетными видами перерабатывающей промышленности с точки зрения поступления инвестиций в основной капитал были пищевая промышленность (13,8 %), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (8,4 %).
Структура инвестиций в основной капитал по видам промышленной деятельности (%)
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Добывающая промышленность |
23,2 |
18,8 |
21,9 |
24,1 |
26,6 |
28,5 |
30,6 |
Обрабатывающая промышленность |
63,9 |
69,7 |
63,9 |
61,3 |
58,5 |
47,9 |
42 |
Пищевая промышленность |
18,3 |
18,4 |
17,1 |
18,1 |
14,2 |
14,1 |
13,3 |
Легкая промышленность |
1,4 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
Обработка древесины и производства изделий из древесины, кроме мебели |
1,7 |
1,5 |
1 |
2,5 |
3,3 |
2,3 |
0,5 |
Целлюлозно-бумажное производство; издательская деятельность |
2,4 |
2,9 |
3,3 |
2,4 |
1,4 |
1,5 |
1,7 |
Производство кокса, продуктов нефтепереработки |
5,7 |
3,3 |
2,7 |
3,1 |
3,2 |
1,7 |
1,2 |
Химическая и нефтехимическая промышленность |
6,8 |
5,7 |
6,7 |
8,1 |
12,3 |
5,3 |
5,2 |
Производство другой неметаллической минеральной продукции |
4,4 |
10,3 |
9,2 |
8,3 |
5,6 |
4,1 |
2,8 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
15,9 |
17,5 |
13,7 |
11,6 |
8,8 |
10,5 |
9 |
Машиностроение |
6,4 |
8,3 |
8,1 |
6,2 |
7,5 |
6,8 |
7,3 |
Другие отрасли промышленности |
0,9 |
1,1 |
1,5 |
0,5 |
1,4 |
1 |
0,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
12,9 |
11,5 |
14,2 |
14,6 |
14,9 |
23,6 |
27,4 |
Наблюдаются существенные колебания инвестиционной активности по видам промышленной деятельности. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды инвестиционная активность (отношение инвестиций в основной капитал к объему реализованной продукции) повысилась с 6,1 % в 2005 г. до 15,2 % по состоянию на 01.10 2013. По большинству отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности инвестиционная активность за аналогичный период снизилась. В машиностроении наблюдалось повышение инвестиционной активности с 3,8% до 5,3%, в частности в производстве машин и оборудования - с 4,0% до 6,7%, в производстве транспортных средств и оборудования - с 2,9 % до 5,4%.
Уровень инвестиционной активности в промышленности Украины (%)
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
9 мес. 2013 |
Промышленность |
7,5 |
9 |
8,4 |
7,1 |
5,5 |
6,5 |
9,3 |
8,7 |
Добывающая промышленность |
20,9 |
21,5 |
19,6 |
20,7 |
14,6 |
16,8 |
23,5 |
15,4 |
Обрабатывающая промышленность |
6,3 |
8,5 |
7,3 |
6,3 |
4,7 |
4,7 |
5,8 |
5,5 |
Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий |
8,4 |
10,8 |
9,4 |
6,6 |
4,3 |
5,5 |
7,5 |
6,9 |
легкая промышленность |
9,8 |
6,8 |
5,4 |
4,5 |
5,3 |
5,2 |
4,9 |
4,4 |
Обработка древесины, производство изделий из древесины, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность |
9,5 |
12,6 |
12,2 |
9,8 |
8,2 |
8,5 |
7,4 |
7,8 |
Производство кокса, продуктов нефтепереработки |
4,5 |
4,1 |
3,2 |
3,3 |
2,5 |
1,9 |
2,2 |
1,2 |
Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство другой неметаллической минеральной продукции |
9 |
14,4 |
13,5 |
13 |
11,6 |
6,6 |
7,2 |
5,8 |
Металлургическое производство и |
5,4 |
7,1 |
5,2 |
4,7 |
2,6 |
3,7 |
4,4 |
4,3 |
Машиностроение |
3,8 |
5,4 |
5,1 |
4,2 |
3,8 |
3,8 |
5,4 |
5,3 |
Производство машин и оборудования |
4 |
5,7 |
4,8 |
4,1 |
3,4 |
4 |
7,7 |
6,7 |
Производство электрического, электронного и оптического оборудования |
5,1 |
6,1 |
7,5 |
4,8 |
5,3 |
3,6 |
4,9 |
3,3 |
Производство транспортных средств и |
2,9 |
5 |
4,2 |
3,7 |
3,2 |
3,8 |
4,2 |
5,4 |
Другие отрасли |
4,1 |
6,3 |
8,6 |
2,9 |
4,7 |
4,7 |
5,7 |
7,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
6,1 |
5,6 |
6,7 |
4,7 |
3,8 |
6,8 |
12,4 |
15,2 |
Анализ различных источников инвестирования позволяет выявить потенциал инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности. Собственные средства (прибыль и амортизационные фонды) является важным источником инвестиций, роль которого увеличивается во время кризисов. После кризиса 2008-2009 гг. предприятиям удалось улучшить свое финансовое положение, однако замедление развития мировой экономики и уменьшения спроса на внешних рынках на продукцию украинских производителей негативно сказалось на их возможностях формировать собственные инвестиционные ресурсы. В 2013--2014 г. среди отраслей перерабатывающей промышленности прогнозируется получения положительных финансовых результатов только в машиностроении, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажном производстве и издательской сфере. Положительные финансовые результаты прогнозируются также в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.
Амортизационная политика в Украине должна совершенствоваться. Зарубежный опыт ускоренной амортизации основных средств (ОС ) показывает, что в некоторых странах норма амортизации превышает 100% , вводится амортизационная премия, предусматривается единовременное списание на расходы части первоначальной стоимости ОС при использовании средств на модернизацию (к примеру в России с 2009 г. лимит амортизационной премии составляет 30% первоначальной стоимости ОС). В Украине ускоренные нормы амортизации введены для ОС, приобретенных после 01.01.2004. В промышленности ОС преимущественно приобретены до 2004 г., следовательно, амортизационные фонды недостаточны даже для компенсации физического износа ОС, не говоря об их качественном обновлении. Из-за недостатков контроля и затруднительного положения промышленных предприятий амортизационные отчисления часто направляются на текущие расходы.
Возможности госбюджета по поддержке промышленности ограничены: дефицит госбюджета по отношению к ВВП в 2012 г. составил 3,8%. Отсутствие стратегии инновационного развития промышленности и единой классификации высокотехнологичных товаров затрудняют определение государственных приоритетов поддержки национальной промышленности. В течение 2005-2012 гг. инвестирование перерабатывающей промышленности за счет госбюджета сократилось на 44,4%, добывающей - на 19,5%, производства и распределения электроэнергии, газа, воды - возросло на 38,4%. В объеме инвестиций в основной капитал сократилась доля инвестиций из госбюджета, в частности в добывающей промышленности - с 15,5% в 2005 г. до 3,3% в 2012 г., в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - с 12,7% до 3,0% и т.д. Данные за I полугодие 2013 г. свидетельствуют об уменьшении государственной поддержки во всех отраслях промышленности. Госбюджетное финансирования инноваций в промышленности преимущественно направляется в добывающую промышленность, металлургическое производство, химическую и нефтехимическую промышленность. Например, в 2012 г. в эти отрасли было направлено 71,3% госбюджетного финансирования инновационной деятельности в промышленности.
Инвестиции в основной капитал за счет средств государственного бюджета ( млн. грн. / % ко всем инвестициям в основной капитал)
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
І полугодие 2013 |
Промышленность |
1940 |
2811 |
2851,7 |
1983,7 |
1259,5 |
2586 |
1868 |
694,4 |
/5,5 |
/4,4 |
/3,7 |
/3,4 |
/2,2 |
/3,0 |
/2,0 |
/1,5 |
|
Добывающая промышленность |
1260 |
1861 |
1831,3 |
1204,4 |
589,2 |
1443 |
1014 |
534,2 |
/15,5 |
/15,3 |
/10,9 |
/8,7 |
/3,8 |
/5,9 |
/3,3 |
/5,0 |
|
Обрабатывающая промышленность |
105,4 |
284,2 |
171,4 |
127,8 |
131,2 |
99,7 |
58,6 |
8,7 |
/0,5 |
/0,6 |
/0,3 |
/0,4 |
/0,4 |
/0,2 |
/0,2 |
/0,0 |
|
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
574,4 |
665 |
690,2 |
591,1 |
539,2 |
1043 |
794,9 |
151,5 |
/12,7 |
/9,0 |
/6,9 |
/7,5 |
/6,2 |
/5,1 |
/3,0 |
/1,7 |
Наибольшие объемы банковского кредитования в промышленности приходятся на перерабатывающую промышленность: 86,7% в 2008 г., 84,7% в 2009 г., 82,6% в 2010 г., 80,3% в 2011 г., 77,2% в 2012 г., 76,7% в январе - августе 2013 от общего объема.
Кредиты, предоставленные промышленности Украины (млн. грн.)
|
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
8 міс. 2013 |
Промышленность |
122343 |
123831 |
147111 |
154774 |
163089 |
173958 |
Добывающая промышленность |
106029 |
104951 |
121526 |
124314 |
125880 |
133470 |
Обрабатывающая промышленность |
7684 |
9607 |
12883 |
11483 |
15726 |
15476 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
8630 |
9273 |
12702 |
18977 |
21483 |
25012 |
В течение 2008-2013 гг. наибольший объем кредитов был направлен в пищевую промышленность (28,3% всех кредитов в перерабатывающую промышленность в среднем за период), машиностроение (21,8%), металлургию (17,6%), химическую и нефтехимическую промышленность (14,4%), производство неметаллической минеральной продукции (6,5%). Одновременно подавляющее большинство кредитов в промышленный сектор является краткосрочным, долгосрочных кредитов остается низкой.
Соотношение краткосрочных и долгосрочных кредитов в промышленности
Срок погашения |
Добывающая промышленность |
Обрабатывающая промышленность |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2012 р. |
|||
Всего, в т.ч.: |
15726 (100,0 %) |
125880 (100,0 %) |
21483 (100,0 %) |
до 1 года |
11162 (71,0 %) |
48591 (38,6 %) |
10370 (48,3 %) |
от 1 до 5 лет |
2228 (14,2 %) |
60355 (48,0 %) |
5928 (27,6 %) |
более 5 лет |
2337 (14,8 %) |
16934 (13,4 %) |
5185 (24,1 %) |
на 31.08.2013 р. |
|||
Всего, в т.ч.: |
15476 (100,0 %) |
133470 (100,0 %) |
25012 (100,0 %) |
до 1 года |
12382 (80,0 %) |
52345 (39,2 %) |
10958 (43,8 %) |
от 1 до 5 лет |
2384 (15,4 %) |
61814 (46,3 %) |
8549 (34,2 %) |
более 5 лет |
710 (4,6 %) |
19311 (14,5 %) |
5504 (22,0 %) |
Ставки по кредитам, предоставленным промышленному сектору, остаются чрезмерно высокими. В 2005-2009 годах они росли, в 2010-2011 гг. после кризиса несколько уменьшились. В последнее время рецессия в мировой экономике привела к уменьшению предложения кредитных ресурсов на внешних рынках, что обусловило новое подорожание кредитов в Украине.
Ставки по банковским кредитам в промышленном секторе,%
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
8 міс. 2013 |
Добывающая промышленность |
12,4 |
13,3 |
15,7 |
14,5 |
14,1 |
12,8 |
13,5 |
13,4 |
Обрабатывающая промышленность |
12,5 |
12,3 |
15,8 |
16,4 |
13,8 |
13,1 |
13,5 |
11,6 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
16,2 |
13,8 |
16,1 |
21,4 |
15,3 |
12,5 |
15,1 |
15,8 |
Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в промышленность Украины незначительны - за счет средств иностранных инвесторов в 2012 г. освоено всего 3,0% от общего объема капитальных инвестиций в промышленность. За период 2005-9 мес.2013 гг. объемы ПИИ в промышленность выросли на 86,3% , в т. ч. в добывающую промышленность - в 5 раз, в перерабатывающую - на 61,5 %, в производство и распределение электроэнергии, газа, воды - в 7,4 раз. В перерабатывающей промышленности объемы ПИИ больше всего выросли в химической и нефтехимической промышленности; производстве другой неметаллической минеральной продукции (почти в 3 раза); пищевой промышленности (в 2,8 раза); производстве кокса, продуктов нефтепереработки (в 1,9 раза), в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности (в 1,6 раза). Медленнее росли объемы ПИИ в металлургию и производство металлических изделий (на 14,4 %), легкой промышленности (на 34,3%), машиностроении (на 43,8%)
В структуре ПИИ в промышленности за исследуемый период доля добывающей отрасли выросла с 3,5 до 9,4%, доля производства и распределения электроэнергии, газа, воды - с 2,2 до 8,9%, доля перерабатывающей отрасли уменьшилась с 94,3 до 81,7%. По состоянию на 01.10.2013 г. доля ПИИ в металлургию и производство металлических изделий составила 35,0%, доля пищевой промышленности - 18,2%, доля химической и нефтехимической промышленности и производства другой неметаллической минеральной продукции - 14,5%, доля машиностроения - 6,1%.
Структура ПИИ по видам промышленной деятельности
|
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
9 мес. 2013 |
Промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Добывающая промышленность |
3,5 |
8,5 |
8,6 |
7,9 |
8,5 |
8,7 |
9,5 |
9,4 |
Обрабатывающая промышленность |
94,3 |
89,2 |
89,2 |
89,8 |
89 |
86,1 |
81,4 |
81,7 |
Пищевая промышленность |
12,3 |
12,6 |
13,5 |
13,8 |
13 |
14,8 |
17,9 |
18,2 |
Легкая промышленность |
1,1 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1 |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
Обработка древесины и производства изделий из древесины, целлюлозно-бумажное производство и издательская деятельность |
3,1 |
3,5 |
3,7 |
3,9 |
3,8 |
3,4 |
2,8 |
2,7 |
Производство кокса, продуктов нефтепереработки |
2,2 |
2,6 |
2,6 |
3,4 |
3,2 |
2,6 |
2,3 |
2,3 |
Химическая и нефтехимическая промышленность, производство другой неметаллической минеральной продукции |
9 |
12,8 |
13,4 |
15,2 |
15,4 |
14,7 |
14,4 |
14,5 |
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
56,9 |
46,5 |
44,4 |
41,9 |
42,4 |
40,6 |
35,7 |
35 |
Машиностроение |
8 |
8,6 |
8,6 |
8,6 |
8,4 |
7,4 |
5,8 |
6,1 |
Другие отрасли промышленности |
1,7 |
1,6 |
1,8 |
2 |
1,9 |
1,6 |
1,7 |
2,1 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
2,2 |
2,3 |
2,2 |
2,3 |
2,5 |
5,1 |
9,1 |
8,9 |
Заслуживают внимания альтернативные источники инвестирования промышленности, прежде всего финансовый лизинг и институты совместного инвестирования.
Доля лизинга в инвестициях в основной капитал (ОК) в развитых странах составляет до 30%, в Украине в I пол. 2013 она составляла 1,6%. В странах ЦВЕ (Эстония, Чехия, Венгрия, Польша), отношение годового объема лизинга в ВВП составляет 2-5%, в Украине в I пол. 2013 г. - 0,79% .
Лизинговыми услугами в Украине по состоянию на 01.07.2013 г. в основном пользуются: транспорт (54,2%), сельское хозяйство (23,4%), строительство (4,7%). На промышленность приходится лишь 6,5%. За 2005-2013 гг в структуре договоров лизинга сокращается доля предприятий пищевой промышленности (с 6,0% до 1,2%) и химической промышленности (с 0,8% до 0,2%). В первом полугодии 2013 г. на машиностроение приходится 0,5% стоимости финансового лизинга, на химическую промышленность - 0,2 %.
Распределение стоимости действующих договоров финансового лизинга по видам
экономической деятельности
|
2005 |
2006 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
І полугодие 2013 |
ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Сельское хозяйство |
39,7 |
19,3 |
8 |
11,6 |
13 |
13,8 |
19 |
23,4 |
Добывающая промышленность |
3,8 |
2 |
1 |
2 |
1,1 |
1,2 |
2,5 |
4 |
Пищевая промышленность |
6 |
4,8 |
2 |
1,8 |
1,3 |
1,3 |
1 |
1,2 |
Машиностроение |
- |
- |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,9 |
0,5 |
0,5 |
Металлургия |
- |
- |
1 |
0,4 |
1,1 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
Легкая промышленность |
- |
- |
0,5 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
Химическая промышленность |
0,8 |
0,3 |
1,2 |
0,5 |
0,3 |
0,3 |
0,2 |
0,2 |
Строительство |
5,7 |
10,1 |
15 |
10,9 |
8,3 |
8,1 |
5 |
4,7 |
Транспорт |
27,3 |
49,7 |
51 |
59,2 |
59,3 |
59,5 |
58,1 |
54,2 |
Сфера услуг |
1,8 |
2,4 |
8 |
6 |
5 |
5,3 |
4,8 |
3,2 |
Другие отрасли |
14,9 |
11,4 |
10 |
6,8 |
9,8 |
8,9 |
8,3 |
7,9 |
Институты совместного инвестирования (ИСИ) расширяют потенциал инвестирования промышленности, прежде всего потенциал высокорисковых и венчурных инвестиций.
Количество ИСИ в Украине выросла с 128 в 2005 г. до 1239 по состоянию на 01.10.2013 Совокупная стоимость активов ИСИ увеличилось с 6,9 млрд. грн. в 2005 г. до 157,2 млрд. грн. в 2012 г. и 171,9 млрд. грн. по состоянию на 01.10.2013 г.
Доля активов ИСИ относительно ВВП увеличилась с 1,6 % в 2005 г. до 11,2 % в 2012 г. и до 16,4 % по состоянию на 01.10.2013 г. В развитых странах активы ИСИ составляют более 50 % ВВП, в США превышают ВВП.
Подавляющая часть активов ИСИ Украины приходится на венчурные фонды (по состоянию на 30.09.2013 г. - до 94,6 %). Привлекательными для венчурного инвестирования в Украине является строительство, переработка сельхозпродукции, розничная торговля.
Доля активов промышленных предприятий в структуре портфеля ценных бумаг венчурных ИСИ незначительна и имеет тенденцию к сокращению: в 2007 г. она составляла 6,7%, в 2008 г. - 5,6 % , в 2009 г. - 3,7 %.
В Украине физические лица получили право участвовать в венчурных фондах с 2009 г. при условии инвестиции, эквивалентной 1500 минимальным зарплатам (1,7 млн. грн.).
В Украине зарегистрировано 965 венчурных фондов с активами 137,16 млрд. грн. Этот сегмент рынка является вторым после банковского. Средний объем инвестиций в венчурный фонд не превышает 5 млн. грн., срок инвестирования - от 1 до 7 лет. Украинские инвесторы ожидают от вложений доходности 10-20 % годовых, управляющая же компания должна предусматривать доходность инвестиций 30-40% с учетом убыточности отдельных проектов. Зарубежные венчурные фонды преимущественно инвестируют в стартапы, направления инвестиций же украинских венчурных фондов не регламентируются, при этом инвестиции освобождены от налога на прибыль, им разрешено половину активов держать в недвижимости и ценных бумагах. Венчурные фонды часто выступают держателем корпоративных прав холдингов и кредитуют компании холдинга без уплаты налогов. В Украине отсутствует звено, соединяющее разработчиков инноваций и венчурные фонды, развитие венчурных фондов сдерживается непрозрачностью их финансовой деятельности, отсутствием гарантий для инвестора, проблемами с оформлением авторских прав.
Иностранные венчурные фонды являются более конкурентоспособными по сравнению с отечественными. Объектами инвестирования большинства венчурных фондов Украины является IT - проекты в Украине, странах СНГ, Европы, США.
Опыт США свидетельствует об активной государственной поддержке венчурной индустрии в 50-х годах ХХ столетия. Правительство США оказывало доступ к государственному финансированию молодым растущим компаниям при условии одновременного привлечения средств со стороны частных инвесторов в соотношении 2:1 или 3:1. Параллельно появились независимые частные венчурные фонды, в том числе первая полупроводниковая компания Силиконовой долины, компании Intel, Apple, Microsoft. В Европе венчурный капитал появился позже и специализировался преимущественно на инвестировании зрелого бизнеса.
Развитию инвестирования структурных изменений в промышленности Украины препятствует ряд объективных проблем, к которым относятся следующие:
- потребность в значительных инвестициях в связи с чрезмернолй степенью изношенности ОС, в частности в машиностроении, химической промышленности, других отраслях, где существует потенциал производства высокотехнологичной продукции;
- отсутствие диверсифицированных организационных форм производства в промышленности, способствующих консолидации капиталов, генерированию больших инвестиционных проектов, формированию логистических систем, налаживанию кооперации предприятий, созданию замкнутых циклов производства, расширению рынков реализации продукции;
- ограниченность собственных средств из-за ухудшения финансового положения предприятий перерабатывающей промышленности, применения устаревших норм амортизации для большинства ОС, направления амортизационных фондов на текущее потребление;
- неспособность банковской сферы влиять на реструктуризацию промышленности вследствие структурных недостатков кредитования (преобладание краткосрочных кредитов над долгосрочными), высоких процентных ставок по кредитам;
Вместе с тем, следует отметить недостаточное содействие инвестиционной и инновационной деятельности со стороны государственной политики, причинами чего является:
- неэффективная бюджетная поддержка структурных сдвигов в промышленности через внушительные размеры бюджетного дефицита, отсутствие согласованной стратегии инвестиционно-инновационного развития промышленности, отсутствие единой классификации высокотехнологичных товаров, что затрудняет определение приоритетов поддержки промышленности;
- неразвитость альтернативных источников финансирования промышленности вследствие несовершенства нормативно-правовой базы использования финансового лизинга и институтов совместного инвестирования, низкого уровня защиты прав инвесторов, несоответствия финансовой отчетности украинских инвестиционных компаний международным стандартам, неурегулированности прав миноритарных акционеров на участие в управлении и влиянии на формирование инвестиционной стратегии компаний.
Проведенный анализ позволяет определить приоритетные направления инвестиционного обеспечения структурных реформ в промышленном комплексе Украины в рамках промышленной, инвестиционно-инновационной, институциональной, бюджетной, амортизационной, кредитной, фискальной и внешнеэкономической составляющих государственной политики.
1.Приоритеты инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности должны определяться на основе унифицированной классификации высокотехнологичных товаров, а также на основе стратегии развития промышленности, где должны быть очерчены направления: реструктуризации промышленности с учетом национальных интересов и конкурентных преимуществ, снижение энергоемкости производства, снижение зависимости промышленности от конъюнктуры мировых рынков, развития международного сотрудничества на основе коммерциализации нематериальных активов и кооперации в важных для Украины сферах (космической отрасли, авиастроении, судостроении, автомобилестроении, оборонно-промышленном комплексе, индустрии информационно-коммуникационных технологий), создание мощных оргструктур, способных аккумулировать инвестиционные ресурсы, генерировать радикальные нововведения, создавать замкнутые циклы производства, налаживать кооперацию на региональном, государственном и международном уровнях.
2. Государственная политика в отношении инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности должна формироваться и осуществляться на основе государственно-частного партнерства в рамках национальных проектов, прозрачной системы госзаказов и государственных закупок на основе сочетания национальных интересов и конкурентных преимуществ страны с капиталом и инновационным потенциалом частных структур. В связи с неудовлетворительным состоянием высокотехнологичной сферы промышленности необходимо проработать вопрос расширения перечня национальных проектов за счет включения проектов, обеспечивающих структурные сдвиги в промышленности.
3. В рамках институциональной составляющей государственной политики необходимо способствовать снижению инвестиционных рисков, консолидации и комплексному использованию инвестиционного потенциала в пределах территориальных кластеров, направлению государственных промышленных предприятий и акционерных обществ с контролируемым государством пакетом акций на инновационное развитие, формированию национальной инновационной системы, совершенствованию патентно-лицензионного обеспечения и стандартизации. Необходимо также проведение аудита эффективности специальных режимов стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности (СЭЗ, СЭЗ, ТПР, индустриальных парков и др.) с целью уточнения концепции их развития.
4. Бюджетная политика должна обеспечивать поддержку высокотехнологичной сферы промышленности путем уменьшения за счет государственного и местного бюджета стоимости кредитов, формирование производственной и непроизводственной инфраструктуры за счет бюджета, финансирование покупки прав интеллектуальной собственности за счет госбюджета. На основе Концепции обеспечения национальной безопасности в финансовой сфере, одобренной Распоряжением КМ Украины от 15.08.12 г. № 569- р. необходимо обеспечить
использование государственных гарантий преимущественно для поддержки проектов, которые отвечают государственным приоритетам реструктуризации промышленного комплекса.
5.Для эффективного использования амортизационных фондов предприятий в качестве инвестиционного ресурса необходимо пересмотреть амортизационную политику в направлении повышения норм амортизации, введение амортизационных премий, прежде всего, для предприятий и научно-конструкторских организаций перерабатывающей промышленности, использующих высокотехнологичное оборудование и выпускают наукоемкую продукцию. Вместе с тем следует усилить контроль за целевым использованием амортизационных средств и применением соответствующих налоговых льгот.
6. Для расширения объемов кредитного обеспечения мероприятий по реструктуризации промышленности необходимо ввести механизмы льготного кредитования инвестиционных проектов с учетом отраслевых особенностей и приоритетов структурной модернизации промышленности.
7. Фискальные меры должны осуществляться в направлении оптимизации налоговой нагрузки в сторону постепенного ее снижения и совершенствования системы налоговых льгот, осуществления мероприятий по противодействию оттока капитала за счет регулирования трансфертного ценообразования и предотвращения вымывания инвестиционных ресурсов промышленных предприятий. Необходимо дополнительно проработать вопрос снижения ставок налогообложения в части прибыли предприятий, которая реинвестируется в модернизацию ОС и снижение ставок налогообложения на определенный период для определенного перечня высокотехнологичных отраслей при постоянном мониторинге эффективности таких льгот.
8. Государство должно способствовать развитию альтернативных источников финансирования инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять правовую поддержку структур финансового лизинга за счет упрощения логистических процедур и введение льгот на ввоз высокотехнологичного промышленного оборудования, принятия государственной программы развития лизинга, создание национального фонда содействия развитию лизинга, который выступал бы гарантом при инвестировании, кредитовании и страховании лизинговых сделок.
9. Перспективным источником инвестирования структурных сдвигов в
промышленности Украины следует считать институты совместного инвестирования и венчурные фонды. Государство должно пересмотреть нормативно-правовые условия и льготы относительно функционирования ИСИ, чтобы уменьшить порог участия в них физических лиц (сегодня он составляет 1,7 млн. грн.), стимулировать направления инвестиций ИСИ в высокотехнологичные проекты на ранних стадиях (зарубежные венчурные фонды инвестируют в стартапы, в Украине же отсутствует регламентация направлений инвестиций ИСИ, при этом они освобождены от налога на прибыль). Государство должно также законодательно закрепить гарантии для инвесторов ИСИ и процедуры оформления авторсих прав в рамках венчурных проектов, поскольку неопределенность этих вопросов сдерживает развитие венчурной индустрии в Украине.
10. Государство должно стимулировать правовыми и дипломатическими средствами внедрения в украинских промышленных компаниях сделок типа «Reverse takeover» (обратное поглощение), что предполагает покупку украинской компанией иностранной компании, зарегистрированной в европейской юрисдикции. В таком случае украинская компания получает статус международной, получает листинг на европейских биржах и может быстрее выйти на рынок IPO , или даже без проведения IPO доступа к встречам с инвесторами, проводить собственные презентации, использовать все инструменты, доступные только для публичных компаний с регистрацией на международной бирже.
11. Мероприятия в рамках внешнеэкономической составляющей государственной политики должны способствовать инвестиционному обеспечению структурных сдвигов в промышленности за счет снижения пошлин на товары высокотехнологичных и сложных технологических цепей, которые увеличивают валовую добавленную стоимость, созданную в стране, обеспечение политического, экономического и организационного сопровождения экспортной деятельности
промышленности. Необходимо сосредоточить внимание на реализации Концепции создания системы государственной поддержки экспорта Украины, одобренной Распоряжением КМ Украины от 01.08.13 г. № 586-р, которым предусмотрено введение специальных финансовых мер, направленных на поддержку национального экспорта, использование членства Украины в международных организациях для продвижения украинского экспорта товаров и услуг.
12. Региональная политика государства должна играть важную роль в инвестиционном обеспечении структурных сдвигов в промышленности регионов, создании привлекательного инвестиционного климата в регионах за счет оптимизации налоговых механизмов для бюджетонаполняющих отраслей промышленности региона, развития высокотехнологичной сферы. Региональная политика государства должна быть направлена на определение региональных приоритетов реструктуризации промышленности регионов с учетом их особенностей, а также на формирование соответствующих индустриальных парков и инновационных кластеров.