Государственная политика инвестиционного обеспечения структурных изменений в промышленности

Государственная политика инвестиционного обеспечения структурных изменений в промышленности

Определены приоритеты государственной инвестиционной политики, направленной на обеспечение структурных сдвигов и обновления основных фондов в промышленном секторе экономики Украины
Инвестиционная политика в промышленности Украины должна обеспечивать отраслевую и технологическую реструктуризацию производства. В структуре промышленности Украины уменьшается доля перерабатывающей отрасли, что свидетельствует о деиндустриализации экономики, понижает конкурентоспособность страны на мировых рынках. Доля перерабатывающей отрасли в объеме реализованной промышленной продукции уменьшилась с 75,8% в 2005 г. до 67,2% по состоянию на 01.10.2013 г., в том числе доля машиностроения - с 12,7 до 9,9 %.

По оценкам экспертов, около 26,5% реализованной продукции перерабатывающей промышленности изготовлено по технологиям низкого уровня, 45,6 % - по технологиям ниже среднего уровня, 21,3 % - по технологиям выше средне уровня и только 6,6% - по технологиями высокого уровня. Незначительным является доля таких видов деятельности как производство электрооборудования (1,9 %), фармацевтических продуктов и препаратов (1,0 %), электронной и оптической продукции (0,6 %). Не развита индустрия информационно – коммуникационных технологий (ИКТ), по показателю готовности общества к использованию ИКТ, Украина в 2012 г. заняла 75 позицию, и это не меняется с 2009 г.

Состояние основных средств в промышленном комплексе ухудшается. За период 2005-2010 гг. степень изношенности основных средств в промышленности в целом вырос с 58,2% до 63,8%. Если в добывающей промышленности в целом степень износа основных фондов за период 2005-2010 гг. уменьшился с 49,6% до 47,8%, в ​​перерабатывающей промышленности он постепенно вырос с 59,6 % до 67,5 % , в ​​том числе на предприятиях машиностроения - с 62,0 % до 84,3 % , на предприятиях по производству кокса и продуктов нефтепереработки - с 50,2 % до 68,1 %, на предприятиях химической и нефтехимической промышленности - с 63,2% до 66,8% и т.д. В отраслях, производство которых обеспечивает потребительский спрос, степень изношенности основных средств несколько уменьшился: в легкой промышленности - с 47,0 % до 45,3 % , в ​​пищевой - с 49,8 % до 45,7 %. Снизился этот показатель также в металлургической промышленности (с 69,8% до 59,3%) и в производстве неметаллической минеральной продукции (с 53,2% до 42,7%).

В структуре инвестиций в основной капитал возросла доля инвестиций в добывающую промышленность ( с 23,2 % в 2005 г. до 30,6 % в 2012 г.) и доля инвестиций в производство и распределение электроэнергии, газа, воды ( 12,9 % до 27,4 % ), зато уменьшилась доля инвестиций в перерабатывающую промышленность (с 63,9% до 42,0%). Произошло уменьшение доли инвестирования почти всех отраслей перерабатывающей промышленности. Доля машиностроения несколько увеличилась, однако остается на низком уровне (табл. 1). По итогам 9 месяцев 2013 приоритетными видами перерабатывающей промышленности с точки зрения поступления инвестиций в основной капитал были пищевая промышленность (13,8 %), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (8,4 %).

 Структура инвестиций в основной капитал по видам промышленной деятельности (%)

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Промышленность

100

100

100

100

100

100

100

Добывающая промышленность

23,2

18,8

21,9

24,1

26,6

28,5

30,6

Обрабатывающая промышленность

63,9

69,7

63,9

61,3

58,5

47,9

42

Пищевая промышленность

18,3

18,4

17,1

18,1

14,2

14,1

13,3

Легкая промышленность

1,4

0,7

0,6

0,5

0,8

0,6

0,4

Обработка древесины и производства изделий из древесины, кроме мебели

1,7

1,5

1

2,5

3,3

2,3

0,5

Целлюлозно-бумажное производство; издательская деятельность

2,4

2,9

3,3

2,4

1,4

1,5

1,7

Производство кокса, продуктов нефтепереработки

5,7

3,3

2,7

3,1

3,2

1,7

1,2

Химическая и нефтехимическая промышленность

6,8

5,7

6,7

8,1

12,3

5,3

5,2

Производство другой неметаллической минеральной продукции

4,4

10,3

9,2

8,3

5,6

4,1

2,8

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

15,9

17,5

13,7

11,6

8,8

10,5

9

Машиностроение

6,4

8,3

8,1

6,2

7,5

6,8

7,3

Другие отрасли промышленности

0,9

1,1

1,5

0,5

1,4

1

0,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12,9

11,5

14,2

14,6

14,9

23,6

27,4

Наблюдаются существенные колебания инвестиционной активности по видам промышленной деятельности. В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды инвестиционная активность (отношение инвестиций в основной капитал к объему реализованной продукции) повысилась с 6,1 % в 2005 г. до 15,2 % по состоянию на 01.10 2013. По большинству отраслей добывающей и перерабатывающей промышленности инвестиционная активность за аналогичный период снизилась. В машиностроении наблюдалось повышение инвестиционной активности с 3,8% до 5,3%, в частности в производстве машин и оборудования - с 4,0% до 6,7%, в ​​производстве транспортных средств и оборудования - с 2,9 % до 5,4%.

Уровень инвестиционной активности в промышленности Украины (%)

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

9 мес. 2013

Промышленность

7,5

9

8,4

7,1

5,5

6,5

9,3

8,7

Добывающая промышленность

20,9

21,5

19,6

20,7

14,6

16,8

23,5

15,4

Обрабатывающая промышленность

6,3

8,5

7,3

6,3

4,7

4,7

5,8

5,5

Производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

8,4

10,8

9,4

6,6

4,3

5,5

7,5

6,9

легкая промышленность

9,8

6,8

5,4

4,5

5,3

5,2

4,9

4,4

Обработка древесины, производство изделий из древесины, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность

9,5

12,6

12,2

9,8

8,2

8,5

7,4

7,8

Производство кокса, продуктов нефтепереработки

4,5

4,1

3,2

3,3

2,5

1,9

2,2

1,2

Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство другой неметаллической минеральной продукции

9

14,4

13,5

13

11,6

6,6

7,2

5,8

Металлургическое производство и
производство металлических изделий

5,4

7,1

5,2

4,7

2,6

3,7

4,4

4,3

Машиностроение

3,8

5,4

5,1

4,2

3,8

3,8

5,4

5,3

Производство машин и оборудования

4

5,7

4,8

4,1

3,4

4

7,7

6,7

Производство электрического, электронного и оптического оборудования

5,1

6,1

7,5

4,8

5,3

3,6

4,9

3,3

Производство транспортных средств и
транспортного оборудования

2,9

5

4,2

3,7

3,2

3,8

4,2

5,4

Другие отрасли

4,1

6,3

8,6

2,9

4,7

4,7

5,7

7,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

6,1

5,6

6,7

4,7

3,8

6,8

12,4

15,2

Анализ различных источников инвестирования позволяет выявить потенциал инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности. Собственные средства (прибыль и амортизационные фонды) является важным источником инвестиций, роль которого увеличивается во время кризисов. После кризиса 2008-2009 гг. предприятиям удалось улучшить свое финансовое положение, однако замедление развития мировой экономики и уменьшения спроса на внешних рынках на продукцию украинских производителей негативно сказалось на их возможностях формировать собственные инвестиционные ресурсы. В 2013--2014 г. среди отраслей перерабатывающей промышленности прогнозируется получения положительных финансовых результатов только в машиностроении, пищевой промышленности, целлюлозно-бумажном производстве и издательской сфере. Положительные финансовые результаты прогнозируются также в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды.

Амортизационная политика в Украине должна совершенствоваться. Зарубежный опыт ускоренной амортизации основных средств (ОС ) показывает, что в некоторых странах норма амортизации превышает 100% , вводится амортизационная премия, предусматривается единовременное списание на расходы части первоначальной стоимости ОС при использовании средств на модернизацию (к примеру в России с 2009 г. лимит амортизационной премии составляет 30% первоначальной стоимости ОС). В Украине ускоренные нормы амортизации введены для ОС, приобретенных после 01.01.2004. В промышленности ОС преимущественно приобретены до 2004 г., следовательно, амортизационные фонды недостаточны даже для компенсации физического износа ОС, не говоря об их качественном обновлении. Из-за недостатков контроля и затруднительного положения промышленных предприятий амортизационные отчисления часто направляются на текущие расходы.

Возможности госбюджета по поддержке промышленности ограничены: дефицит госбюджета по отношению к ВВП в 2012 г. составил 3,8%. Отсутствие стратегии инновационного развития промышленности и единой классификации высокотехнологичных товаров затрудняют определение государственных приоритетов поддержки национальной промышленности. В течение 2005-2012 гг. инвестирование перерабатывающей промышленности за счет госбюджета сократилось на 44,4%, добывающей - на 19,5%, производства и распределения электроэнергии, газа, воды - возросло на 38,4%. В объеме инвестиций в основной капитал сократилась доля инвестиций из госбюджета, в частности в добывающей промышленности - с 15,5% в 2005 г. до 3,3% в 2012 г., в производстве и распределении электроэнергии, газа, воды - с 12,7% до 3,0% и т.д. Данные за I полугодие 2013 г. свидетельствуют об уменьшении государственной поддержки во всех отраслях промышленности. Госбюджетное финансирования инноваций в промышленности преимущественно направляется в добывающую промышленность, металлургическое производство, химическую и нефтехимическую промышленность. Например, в 2012 г. в эти отрасли было направлено 71,3% госбюджетного финансирования инновационной деятельности в промышленности.

Инвестиции в основной капитал за счет средств государственного бюджета ( млн. грн. / % ко всем инвестициям в основной капитал)

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

І полугодие

2013

Промышленность

1940

2811

2851,7

1983,7

1259,5

2586

1868

694,4

/5,5

/4,4

/3,7

/3,4

/2,2

/3,0

/2,0

/1,5

Добывающая промышленность

1260

1861

1831,3

1204,4

589,2

1443

1014

534,2

/15,5

/15,3

/10,9

/8,7

/3,8

/5,9

/3,3

/5,0

Обрабатывающая промышленность

105,4

284,2

171,4

127,8

131,2

99,7

58,6

8,7

/0,5

/0,6

/0,3

/0,4

/0,4

/0,2

/0,2

/0,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

574,4

665

690,2

591,1

539,2

1043

794,9

151,5

/12,7

/9,0

/6,9

/7,5

/6,2

/5,1

/3,0

/1,7

Наибольшие объемы банковского кредитования в промышленности приходятся на перерабатывающую промышленность: 86,7% в 2008 г., 84,7% в 2009 г., 82,6% в 2010 г., 80,3% в 2011 г., 77,2% в 2012 г., 76,7% в январе - августе 2013 от общего объема.


Кредиты, предоставленные промышленности Украины (млн. грн.)

 

2008

2009

2010

2011

2012

8 міс. 2013

Промышленность

122343

123831

147111

154774

163089

173958

Добывающая промышленность

106029

104951

121526

124314

125880

133470

Обрабатывающая промышленность

7684

9607

12883

11483

15726

15476

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

8630

9273

12702

18977

21483

25012

В течение 2008-2013 гг. наибольший объем кредитов был направлен в пищевую промышленность (28,3% всех кредитов в перерабатывающую промышленность в среднем за период), машиностроение (21,8%), металлургию (17,6%), химическую и нефтехимическую промышленность (14,4%), производство неметаллической минеральной продукции (6,5%). Одновременно подавляющее большинство кредитов в промышленный сектор является краткосрочным, долгосрочных кредитов остается низкой.

Соотношение краткосрочных и долгосрочных кредитов в промышленности

Срок погашения

Добывающая промышленность

Обрабатывающая промышленность

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2012 р.

Всего, в т.ч.:

15726 (100,0 %)

125880 (100,0 %)

21483 (100,0 %)

до 1 года

11162 (71,0 %)

48591 (38,6 %)

10370 (48,3 %)

от 1 до 5 лет

2228 (14,2 %)

60355 (48,0 %)

5928 (27,6 %)

более 5 лет

2337 (14,8 %)

16934 (13,4 %)

5185 (24,1 %)

на 31.08.2013 р.

Всего, в т.ч.:

15476 (100,0 %)

133470 (100,0 %)

25012 (100,0 %)

до 1 года

12382 (80,0 %)

52345 (39,2 %)

10958 (43,8 %)

от 1 до 5 лет

2384 (15,4 %)

61814 (46,3 %)

8549 (34,2 %)

более 5 лет

710 (4,6 %)

19311 (14,5 %)

5504 (22,0 %)

Ставки по кредитам, предоставленным промышленному сектору, остаются чрезмерно высокими. В 2005-2009 годах они росли, в 2010-2011 гг. после кризиса несколько уменьшились. В последнее время рецессия в мировой экономике привела к уменьшению предложения кредитных ресурсов на внешних рынках, что обусловило новое подорожание кредитов в Украине.

Ставки по банковским кредитам в промышленном секторе,%

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

8 міс. 2013

Добывающая промышленность

12,4

13,3

15,7

14,5

14,1

12,8

13,5

13,4

Обрабатывающая промышленность

12,5

12,3

15,8

16,4

13,8

13,1

13,5

11,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

16,2

13,8

16,1

21,4

15,3

12,5

15,1

15,8

 Объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в промышленность Украины незначительны - за счет средств иностранных инвесторов в 2012 г. освоено всего 3,0% от общего объема капитальных инвестиций в промышленность. За период 2005-9 мес.2013 гг. объемы ПИИ в промышленность выросли на 86,3% , в ​​т. ч. в добывающую промышленность - в 5 раз, в перерабатывающую - на 61,5 %, в ​​производство и распределение электроэнергии, газа, воды - в 7,4 раз. В перерабатывающей промышленности объемы ПИИ больше всего выросли в химической и нефтехимической промышленности; производстве другой неметаллической минеральной продукции (почти в 3 раза); пищевой промышленности (в 2,8 раза); производстве кокса, продуктов нефтепереработки (в 1,9 раза), в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и издательской деятельности (в 1,6 раза). Медленнее росли объемы ПИИ в металлургию и производство металлических изделий (на 14,4 %), легкой промышленности (на 34,3%), машиностроении (на 43,8%)

В структуре ПИИ в промышленности за исследуемый период доля добывающей отрасли выросла с 3,5 до 9,4%, доля производства и распределения электроэнергии, газа, воды - с 2,2 до 8,9%, доля перерабатывающей отрасли уменьшилась с 94,3 до 81,7%. По состоянию на 01.10.2013 г. доля ПИИ в металлургию и производство металлических изделий составила 35,0%, доля пищевой промышленности - 18,2%, доля химической и нефтехимической промышленности и производства другой неметаллической минеральной продукции - 14,5%, доля машиностроения - 6,1%.

 Структура ПИИ по видам промышленной деятельности

 

2005

2007

2008

2009

2010

2011

2012

9 мес. 2013

Промышленность

100

100

100

100

100

100

100

100

Добывающая промышленность

3,5

8,5

8,6

7,9

8,5

8,7

9,5

9,4

Обрабатывающая промышленность

94,3

89,2

89,2

89,8

89

86,1

81,4

81,7

Пищевая промышленность

12,3

12,6

13,5

13,8

13

14,8

17,9

18,2

Легкая промышленность

1,1

1,2

1,1

1,1

1

0,9

0,8

0,8

Обработка древесины и производства изделий из древесины, целлюлозно-бумажное производство и издательская деятельность

3,1

3,5

3,7

3,9

3,8

3,4

2,8

2,7

Производство кокса, продуктов нефтепереработки

2,2

2,6

2,6

3,4

3,2

2,6

2,3

2,3

Химическая и нефтехимическая промышленность, производство другой неметаллической минеральной продукции

9

12,8

13,4

15,2

15,4

14,7

14,4

14,5

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

56,9

46,5

44,4

41,9

42,4

40,6

35,7

35

Машиностроение

8

8,6

8,6

8,6

8,4

7,4

5,8

6,1

Другие отрасли промышленности

1,7

1,6

1,8

2

1,9

1,6

1,7

2,1

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

2,2

2,3

2,2

2,3

2,5

5,1

9,1

8,9

Заслуживают внимания альтернативные источники инвестирования промышленности, прежде всего финансовый лизинг и институты совместного инвестирования.

Доля лизинга в инвестициях в основной капитал (ОК) в развитых странах составляет до 30%, в ​​Украине в I пол. 2013 она составляла 1,6%. В странах ЦВЕ (Эстония, Чехия, Венгрия, Польша), отношение годового объема лизинга в ВВП составляет 2-5%, в ​​Украине в I пол. 2013 г. - 0,79% .

Лизинговыми услугами в Украине по состоянию на 01.07.2013 г. в основном пользуются: транспорт (54,2%), сельское хозяйство (23,4%), строительство (4,7%). На промышленность приходится лишь 6,5%. За 2005-2013 гг в структуре договоров лизинга сокращается доля предприятий пищевой промышленности (с 6,0% до 1,2%) и химической промышленности (с 0,8% до 0,2%). В первом полугодии 2013 г. на машиностроение приходится 0,5% стоимости финансового лизинга, на химическую промышленность - 0,2 %.

Распределение стоимости действующих договоров финансового лизинга по видам
экономической деятельности

 

2005

2006

2008

2009

2010

2011

2012

І полугодие 2013

ВСЕГО

100

100

100

100

100

100

100

100

Сельское хозяйство

39,7

19,3

8

11,6

13

13,8

19

23,4

Добывающая промышленность

3,8

2

1

2

1,1

1,2

2,5

4

Пищевая промышленность

6

4,8

2

1,8

1,3

1,3

1

1,2

Машиностроение

-

-

0,1

0,3

0,5

0,9

0,5

0,5

Металлургия

-

-

1

0,4

1,1

0,5

0,3

0,3

Легкая промышленность

-

-

0,5

0,5

0,3

0,3

0,2

0,3

Химическая промышленность

0,8

0,3

1,2

0,5

0,3

0,3

0,2

0,2

Строительство

5,7

10,1

15

10,9

8,3

8,1

5

4,7

Транспорт

27,3

49,7

51

59,2

59,3

59,5

58,1

54,2

Сфера услуг

1,8

2,4

8

6

5

5,3

4,8

3,2

Другие отрасли

14,9

11,4

10

6,8

9,8

8,9

8,3

7,9

Институты совместного инвестирования (ИСИ) расширяют потенциал инвестирования промышленности, прежде всего потенциал высокорисковых и венчурных инвестиций.

Количество ИСИ в Украине выросла с 128 в 2005 г. до 1239 по состоянию на 01.10.2013 Совокупная стоимость активов ИСИ увеличилось с 6,9 млрд. грн. в 2005 г. до 157,2 млрд. грн. в 2012 г. и 171,9 млрд. грн. по состоянию на 01.10.2013 г.

Доля активов ИСИ относительно ВВП увеличилась с 1,6 % в 2005 г. до 11,2 % в 2012 г. и до 16,4 % по состоянию на 01.10.2013 г. В развитых странах активы ИСИ составляют более 50 % ВВП, в США превышают ВВП.

Подавляющая часть активов ИСИ Украины приходится на венчурные фонды (по состоянию на 30.09.2013 г. - до 94,6 %). Привлекательными для венчурного инвестирования в Украине является строительство, переработка сельхозпродукции, розничная торговля.

Доля активов промышленных предприятий в структуре портфеля ценных бумаг венчурных ИСИ незначительна и имеет тенденцию к сокращению: в 2007 г. она составляла 6,7%, в ​​2008 г. - 5,6 % , в ​​2009 г. - 3,7 %.

В Украине физические лица получили право участвовать в венчурных фондах с 2009 г. при условии инвестиции, эквивалентной 1500 минимальным зарплатам (1,7 млн. грн.).

В Украине зарегистрировано 965 венчурных фондов с активами 137,16 млрд. грн. Этот сегмент рынка является вторым после банковского. Средний объем инвестиций в венчурный фонд не превышает 5 млн. грн., срок инвестирования - от 1 до 7 лет. Украинские инвесторы ожидают от вложений доходности 10-20 % годовых, управляющая же компания должна предусматривать доходность инвестиций 30-40% с учетом убыточности отдельных проектов. Зарубежные венчурные фонды преимущественно инвестируют в стартапы, направления инвестиций же украинских венчурных фондов не регламентируются, при этом инвестиции освобождены от налога на прибыль, им разрешено половину активов держать в недвижимости и ценных бумагах. Венчурные фонды часто выступают держателем корпоративных прав холдингов и кредитуют компании холдинга без уплаты налогов. В Украине отсутствует звено, соединяющее разработчиков инноваций и венчурные фонды, развитие венчурных фондов сдерживается непрозрачностью их финансовой деятельности, отсутствием гарантий для инвестора, проблемами с оформлением авторских прав.

Иностранные венчурные фонды являются более конкурентоспособными по сравнению с отечественными. Объектами инвестирования большинства венчурных фондов Украины является IT - проекты в Украине, странах СНГ, Европы, США.

Опыт США свидетельствует об активной государственной поддержке венчурной индустрии в 50-х годах ХХ столетия. Правительство США оказывало доступ к государственному финансированию молодым растущим компаниям при условии одновременного привлечения средств со стороны частных инвесторов в соотношении 2:1 или 3:1. Параллельно появились независимые частные венчурные фонды, в том числе первая полупроводниковая компания Силиконовой долины, компании Intel, Apple, Microsoft. В Европе венчурный капитал появился позже и специализировался преимущественно на инвестировании зрелого бизнеса.

Развитию инвестирования структурных изменений в промышленности Украины препятствует ряд объективных проблем, к которым относятся следующие:

  • потребность в значительных инвестициях в связи с чрезмернолй степенью изношенности ОС, в частности в машиностроении, химической промышленности, других отраслях, где существует потенциал производства высокотехнологичной продукции;
  • отсутствие диверсифицированных организационных форм производства в промышленности, способствующих консолидации капиталов, генерированию больших инвестиционных проектов, формированию логистических систем, налаживанию кооперации предприятий, созданию замкнутых циклов производства, расширению рынков реализации продукции;
  • ограниченность собственных средств из-за ухудшения финансового положения предприятий перерабатывающей промышленности, применения устаревших норм амортизации для большинства ОС, направления амортизационных фондов на текущее потребление;
  • неспособность банковской сферы влиять на реструктуризацию промышленности вследствие структурных недостатков кредитования (преобладание краткосрочных кредитов над долгосрочными), высоких процентных ставок по кредитам;

Вместе с тем, следует отметить недостаточное содействие инвестиционной и инновационной деятельности со стороны государственной политики, причинами чего является:

  • неэффективная бюджетная поддержка структурных сдвигов в промышленности через внушительные размеры бюджетного дефицита, отсутствие согласованной стратегии инвестиционно-инновационного развития промышленности, отсутствие единой классификации высокотехнологичных товаров, что затрудняет определение приоритетов поддержки промышленности;
  • неразвитость альтернативных источников финансирования промышленности вследствие несовершенства нормативно-правовой базы использования финансового лизинга и институтов совместного инвестирования, низкого уровня защиты прав инвесторов, несоответствия финансовой отчетности украинских инвестиционных компаний международным стандартам, неурегулированности прав миноритарных акционеров на участие в управлении и влиянии на формирование инвестиционной стратегии компаний.

Проведенный анализ позволяет определить приоритетные направления инвестиционного обеспечения структурных реформ в промышленном комплексе Украины в рамках промышленной, инвестиционно-инновационной, институциональной, бюджетной, амортизационной, кредитной, фискальной и внешнеэкономической составляющих государственной политики.

1.Приоритеты инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности должны определяться на основе унифицированной классификации высокотехнологичных товаров, а также на основе стратегии развития промышленности, где должны быть очерчены направления: реструктуризации промышленности с учетом национальных интересов и конкурентных преимуществ, снижение энергоемкости производства, снижение зависимости промышленности от конъюнктуры мировых рынков, развития международного сотрудничества на основе коммерциализации нематериальных активов и кооперации в важных для Украины сферах (космической отрасли, авиастроении, судостроении, автомобилестроении, оборонно-промышленном комплексе, индустрии информационно-коммуникационных технологий), создание мощных оргструктур, способных аккумулировать инвестиционные ресурсы, генерировать радикальные нововведения, создавать замкнутые циклы производства, налаживать кооперацию на региональном, государственном и международном уровнях.


2. Государственная политика в отношении инвестиционного обеспечения структурных сдвигов в промышленности должна формироваться и осуществляться на основе государственно-частного партнерства в рамках национальных проектов, прозрачной системы госзаказов и государственных закупок на основе сочетания национальных интересов и конкурентных преимуществ страны с капиталом и инновационным потенциалом частных структур. В связи с неудовлетворительным состоянием высокотехнологичной сферы промышленности необходимо проработать вопрос расширения перечня национальных проектов за счет включения проектов, обеспечивающих структурные сдвиги в промышленности.

3. В рамках институциональной составляющей государственной политики необходимо способствовать снижению инвестиционных рисков, консолидации и комплексному использованию инвестиционного потенциала в пределах территориальных кластеров, направлению государственных промышленных предприятий и акционерных обществ с контролируемым государством пакетом акций на инновационное развитие, формированию национальной инновационной системы, совершенствованию патентно-лицензионного обеспечения и стандартизации. Необходимо также проведение аудита эффективности специальных режимов стимулирования инвестиционно-инновационной деятельности (СЭЗ, СЭЗ, ТПР, индустриальных парков и др.) с целью уточнения концепции их развития.

4. Бюджетная политика должна обеспечивать поддержку высокотехнологичной сферы промышленности путем уменьшения за счет государственного и местного бюджета стоимости кредитов, формирование производственной и непроизводственной инфраструктуры за счет бюджета, финансирование покупки прав интеллектуальной собственности за счет госбюджета. На основе Концепции обеспечения национальной безопасности в финансовой сфере, одобренной Распоряжением КМ Украины от 15.08.12 г. № 569- р. необходимо обеспечить
использование государственных гарантий преимущественно для поддержки проектов, которые отвечают государственным приоритетам реструктуризации промышленного комплекса.

5.Для эффективного использования амортизационных фондов предприятий в качестве инвестиционного ресурса необходимо пересмотреть амортизационную политику в направлении повышения норм амортизации, введение амортизационных премий, прежде всего, для предприятий и научно-конструкторских организаций перерабатывающей промышленности, использующих высокотехнологичное оборудование и выпускают наукоемкую продукцию. Вместе с тем следует усилить контроль за целевым использованием амортизационных средств и применением соответствующих налоговых льгот.

6. Для расширения объемов кредитного обеспечения мероприятий по реструктуризации промышленности необходимо ввести механизмы льготного кредитования инвестиционных проектов с учетом отраслевых особенностей и приоритетов структурной модернизации промышленности.

7. Фискальные меры должны осуществляться в направлении оптимизации налоговой нагрузки в сторону постепенного ее снижения и совершенствования системы налоговых льгот, осуществления мероприятий по противодействию оттока капитала за счет регулирования трансфертного ценообразования и предотвращения вымывания инвестиционных ресурсов промышленных предприятий. Необходимо дополнительно проработать вопрос снижения ставок налогообложения в части прибыли предприятий, которая реинвестируется в модернизацию ОС и снижение ставок налогообложения на определенный период для определенного перечня высокотехнологичных отраслей при постоянном мониторинге эффективности таких льгот.

8. Государство должно способствовать развитию альтернативных источников финансирования инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять правовую поддержку структур финансового лизинга за счет упрощения логистических процедур и введение льгот на ввоз высокотехнологичного промышленного оборудования, принятия государственной программы развития лизинга, создание национального фонда содействия развитию лизинга, который выступал бы гарантом при инвестировании, кредитовании и страховании лизинговых сделок.

9. Перспективным источником инвестирования структурных сдвигов в
промышленности Украины следует считать институты совместного инвестирования и венчурные фонды. Государство должно пересмотреть нормативно-правовые условия и льготы относительно функционирования ИСИ, чтобы уменьшить порог участия в них физических лиц (сегодня он составляет 1,7 млн. ​​грн.), стимулировать направления инвестиций ИСИ в высокотехнологичные проекты на ранних стадиях (зарубежные венчурные фонды инвестируют в стартапы, в Украине же отсутствует регламентация направлений инвестиций ИСИ, при этом они освобождены от налога на прибыль). Государство должно также законодательно закрепить гарантии для инвесторов ИСИ и процедуры оформления авторсих прав в рамках венчурных проектов, поскольку неопределенность этих вопросов сдерживает развитие венчурной индустрии в Украине.

10. Государство должно стимулировать правовыми и дипломатическими средствами внедрения в украинских промышленных компаниях сделок типа «Reverse takeover» (обратное поглощение), что предполагает покупку украинской компанией иностранной компании, зарегистрированной в европейской юрисдикции. В таком случае украинская компания получает статус международной, получает листинг на европейских биржах и может быстрее выйти на рынок IPO , или даже без проведения IPO доступа к встречам с инвесторами, проводить собственные презентации, использовать все инструменты, доступные только для публичных компаний с регистрацией на международной бирже.

11. Мероприятия в рамках внешнеэкономической составляющей государственной политики должны способствовать инвестиционному обеспечению структурных сдвигов в промышленности за счет снижения пошлин на товары высокотехнологичных и сложных технологических цепей, которые увеличивают валовую добавленную стоимость, созданную в стране, обеспечение политического, экономического и организационного сопровождения экспортной деятельности
промышленности. Необходимо сосредоточить внимание на реализации Концепции создания системы государственной поддержки экспорта Украины, одобренной Распоряжением КМ Украины от 01.08.13 г. № 586-р, которым предусмотрено введение специальных финансовых мер, направленных на поддержку национального экспорта, использование членства Украины в международных организациях для продвижения украинского экспорта товаров и услуг.

12. Региональная политика государства должна играть важную роль в инвестиционном обеспечении структурных сдвигов в промышленности регионов, создании привлекательного инвестиционного климата в регионах за счет оптимизации налоговых механизмов для бюджетонаполняющих отраслей промышленности региона, развития высокотехнологичной сферы. Региональная политика государства должна быть направлена ​​на определение региональных приоритетов реструктуризации промышленности регионов с учетом их особенностей, а также на формирование соответствующих индустриальных парков и инновационных кластеров.

 

Читайте также