1. Общая характеристика рынка
1.1. Анализ тенденций развития рынка бутилированной воды (факторы влияния, проблемы развития)
Основные тенденции на рынке бутилированной воды Украины:
1. Дефицит качественной питьевой воды. В большинстве регионов Украины вода не соответствует гигиеническим нормам и требованиям. Наиболее проблемные источники воды (по эколого-гигиеническому состоянию) выявлены в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской, Одесской областях. В Киеве ситуация обстоит лучше всего, так как вода, текущая из крана, соответствует нормам, но из-за высокого содержания хлора и низкого качества труб ее все еще нельзя назвать питьевой.
2. Развитие рынка доставки воды не только в офисы, но и домой (или «HOD» – home & office delivery). Первые предприятия, которые начали осуществлять доставку питьевой воды в офис и населению в крупной таре, начали функционировать в Украине в начале 1990-х годов (тогда как в США такая услуга предоставляется уже более 100 лет). Сегодня население стало все чаще заказывать воду с доставкой в дома и офисы. Проникновение категории в офисный канал составляет более 80%, то есть, здесь рынок близок к насыщению. В то же время в сегменте домохозяйств данный показатель составляет около 20%.
3. Повышение цен на бутилированную воду. Экономический кризис, инфляция и девальвация гривны привели к повышению цен практически на все виды товаров и услуг в стране. Это, соответственно, привело к увеличению себестоимости производства бутилированной воды.
Исходя из данных Минфин можно сделать вывод, что цены на минеральную воду начали повышаться в 2017 году и повышались всё время с незначительными колебаниями.
4. Выход рынка в онлайн, продвижение товара в Интернете, высокая активность в социальных сетях. Сейчас компании не имеют физического офиса или магазина, продвигаются исключительно через Интернет. Так же компании стали автоматизировать процесс приема заказов, это проявляется через создание ботов и приложений для заказа доставки воды. Таким образом и людям проще делать заказ, и компания может сокращать штаб колл-центра.
5. Увеличение потребления и производства негазированной воды. Данный тренд наблюдается на фоне развития культуры потребления минеральной воды с ориентацией на здоровый образ жизни. Поэтому все больше людей предпочитают заказывать домой и в офис бутилированную артезианскую воду, так как она более полезна для здоровья, чем сладкая или газированная вода.
Особенности рынка:
1. Сезонность на рынке. Бутилированная вода является товаром, для которого характерны сезонные колебания и зависимость объемов реализации от климата территории. В целом, для Украины с ее умеренным климатом, пик производства минеральной воды приходится на весенне-летний период – с апреля по август, когда увеличивается спрос. Среди основных причин, по которым потребитель покупает воду, является желание утолить жажду в жаркую погоду. Минимальный уровень потребления наблюдается зимой.
2. Киевский рынок бутилированной воды консолидирован, уровень конкуренции в отрасли высокий, крупные операторы удерживают свои позиции и расширяют свое производство. На данный момент в Киеве есть около 50 разных доставок бутилированной воды.
3. Высокий уровень отраслевой привлекательности (большой потребительский рынок, растущий спрос, развивающаяся культура потребления воды)
2. Цена и ценообразование на рынке
2.1. Описание факторов, влияющих на формирование цены, структура
Как указывалось ранее, цена между конкурентами за 1 бутыль воды значительно отличается. Это связано с рядом факторов, влияющих на формирование цены, которые можно поделить на внешние (не зависят от деятельности предприятия, учитывают общеэкономические процессы, условия в стране и за ее пределами) и внутренние (связанные с деятельностью компании).
К внутренним факторам относятся:
1) Расходы на бурение и обслуживание скважин. Глубина скважины отвечает за качество воды. Чистая артезианская вода находится на глубине от 70 метров, но может достигать и 200 метров. Качество воды от этого не значительно меняется, а вот себестоимость растет, так как для глубокой скважины нужно более дорогое оборудование.
2) Технологии производства (его трудоемкость, качество материалов).
3) Используемое оборудование (насосы и фильтры для добычи воды из подземных источников, комплексные линии для разлива и фасовки минеральной воды, для производства бутылок, для укупорки бутылок, этикетки и тд.).
4) Качество продукции, ее вид и особые свойства.
5) Себестоимость продукции. Себестоимость – один из важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность производства. Ключевая статья расходов – затраты на сырьевой материал. Производственные затраты показывают рост в результате повышения цен на энергоносители, стоимости транспортировки, складирования и т.д.
6) Затраты на маркетинг и продвижение. Для того, чтобы клиент узнал о той или иной службе доставки воды компания так же тратит деньги и закладывает их в стоимость каждого бутыля воды. Поэтому чем больше рекламы у компании, чем больше ее известность, тем дороже стоимость продукции.
7) Административные расходы (расходы, связанные с управлением и обслуживанием предприятия). Например, если у компании есть возможность заказать через сайт, через звонок и через приложение – это увеличивает стоимость воды, так как нужно больше персонала и специалистов.
8) Инновации в производстве. Снижение энерго- и трудоемкости производства.
9) Стоимость доставки воды.
10) Репутация компании на рынке.
К внешним факторам формирования цены на негазированную воду относятся:
1) Уровень экономического развития и его динамика. 2016 года стал периодом относительной стабилизации ситуации в стране. В 2017 – 6 мес. 2018 года в Украине был зафиксирован рост экономики (в 2017 году – 2,5%, за 6 мес. 2018 года – 3,5%). Индекс инфляции в Украине в 2017 году был на уровне 13,7%. В 2018 году темпы роста инфляции замедлились (+5,6% за 6 мес. 2018).
Ожидается, что в 2018-2020 годах средние темпы роста экономики Украины будут на уровне 3-4% (прогноз Министерства экономического развития и торговли Украины) или на 3% (по прогнозам НБУ). Драйверами экономического роста должны стать приток инвестиций и увеличение экспорта.
Такое положение дел может создать благоприятные условия для развития рынка минеральной воды. Однако фактором риска все еще остается политическая нестабильность в стране, рост внешней задолженности страны, вероятность эскалации военного конфликта на востоке.
2) Характер спроса на продукцию (предпочтение потребителем высокого качества или низкой цены; сезонность покупательского спроса). При увеличении потребности в продукции – цена соответственно растет. На ближайшие несколько лет прогнозируется рост потребления негазированной воды на фоне роста экономики Украины.
3) Ценовая политика конкурентов и дистрибуторов. Цена устанавливается в зависимости от ценовой ситуации на рынке для обеспечения конкурентоспособности продукции.
4) Несовершенство налогового законодательства.
3. Ассортимент продукции, представленный на рынке (по видам воды)
На рынке Киева представлены такие виды бутилированной воды:
• Природная, артезианская – натуральная артезианская питьевая вода с неизмененным минеральным составом. Рекомендуется для употребления в сыром виде.
• Столовая – вода с оптимальной минерализацией, подходит как для употребления в сыром виде, так и для приготовления пищи, напитков. Чаще всего заказывается на офисы.
• Обогащенная кислородом - натуральная артезианская питьевая вода, обогащенная кислородом. Содержание кислорода в ней около 40 мкг/л, а в обычной воде около 8 мкг/л.
• Фторированная вода – вода, обогащенная фтором, 0,5 – 1,5 мг/дм³ (может быть как искусственно добавлен, так и из природных источников).
• Йодированная – вода с добавлением йода, 0,02 – 0,05 мг/дм³. Используется для профилактики йоддефицитных состояний.
• Очищенная – вода со сниженной минерализацией, не предназначена для питья в сыром виде, больше подходит для использования в профессиональных кофемашинах, льдогенераторах.
• Вода с добавлением серебра - питьевая вода, имеющая сбалансированный минерально-солевой состав, дополнительно насыщенная ионами серебра. Содержание серебра в воде – не более 0,025 мг/л. Такая вода подходит для ежедневного употребления в сыром виде.
• Обессоленная вода – вода, которая содержит все микроэлементы, кроме соли. Она предназначена для кипячения, так как не оставляет осадков на чайнике.
• Горная вода – горная талая питьевая вода. Имеет слабую минерализацию: 0,12 – 0,35 г/л. Добывается со скважины, что находится на склоне горы.
Важно отметить, что у конкурентов на рынке Киева чаще всего представлены 2-3 вида воды, это вода без очистки или с минимальной очисткой (классическая, артезианская, природная), а также очищенная вода, которая подходит как для употребления в сыром виде, так и для приготовления пищи, напитков. Если есть больше 2-х видов воды, то появляются нестандартные воды, такие как фторированная, йодированная, с добавлением серебра, кислорода. В компаниях чаще всего 2 вида воды, потому что большая диверсификация разных видов не повышает спрос, поэтому это не рентабельно для бизнеса. Так же дополнительные виды воды являются более лечебными, они не всегда подходят для ежедневного использования, их нельзя кипятить в чайнике, то есть они не являются универсальными.
Таблица 1
Ассортимент основных игроков рынка по видам бутилированной воды
Компания |
Цена за 1 бутыль, грн. |
Цена за 1 бутыль при покупке 2, грн. |
Цена за 1 бутыль при покупке 3-4, грн. |
Цена за 1 бутыль при покупке 5+, грн |
Стоимость доставки |
Atlantis Aqua |
Нельзя купить 1 |
85-90 |
85-90 |
85-90 |
Бесплатно |
My water |
126,150 |
126,150 |
126,150 |
126,150 |
60 грн, бесплатно от 2 бутылей (или 200 грн) |
SKANDINAVIA |
95 |
80 |
80 |
78 |
Бесплатно |
Кодацька вода |
100 |
100 |
100 |
100 |
50грн, бесплатно при заказе от ЗООгрн |
Хвиля здоровя |
110 |
94 |
94 |
92 |
Бесплатно |
Wise Water |
60 |
60 |
60 |
60 |
Бесплатно от 2 бутылей (Киев) область инд. оговаривается |
EQWELLY |
85 |
70 |
67,5-68.3 |
65 |
По Киеву бесплатно от 2-х, по области бесплатно |
Аквасвіт |
95 |
80 |
80 |
80 |
Бесплатно от 2-х бутылей |
Аквабаланс |
Нельзя купить 1 |
95 |
83-93 |
76 |
Бесплатно от 2-х бутылей |
Clear Water |
Нельзя купить 1 |
135 |
108-114 |
99 |
Бесплатно от 2-х бутылей |
Эталон |
125 |
125 |
125 |
125 |
50 грн, бесплатно от 2 бутылей |
Небесна Криниця |
Нельзя купить 1 |
129 |
119 |
119 |
бесплатно |
Причиста |
112 |
92 |
90 |
84-88 |
20грн, бесплатно от 2 бутылей |
AQUA PRO |
105 |
93 |
93 |
90 |
Бесплатно |
ВІАДУК |
100 |
85 |
80-83 |
80 |
Бесплатно |
Райське джерело |
Нельзя купить 1 |
129 |
108,114 |
90-99 |
Бесплатно |
Росинка |
100 |
100 |
100 |
100 |
Бесплатно |
Среднее значение |
103 |
98,28 |
94,05 |
92 |
|
Источник: на основании данных операторов рынка
4. Брендинг и реклама (анализ позиционирования конкурентов на рынке, присутствие в каналах продвижения)
Таблица 2
Позиционирование, реклама и присутствие в соц. сетях основных конкурентов
Источник: на основании данных операторов рынка
5. Выводы
Анализируя позиционирование на рынке компаний по доставке воды можно прийти к следующим выводам:
1. Практически все компании при позиционировании себя используют одинаковые приемы – скидка на 1 заказ или бесплатный бутыль, бесплатная доставка, помпа в подарок. Акцент в большинстве случаев идет именно на стоимость воды, выгодность предложения. Только у 2 компаний из выбранных при переходе на сайт первое сообщение клиенту – качество воды, а не низкая цена.
2. Большинство компаний присутствуют в социальных сетях, но практически не ведут их, последняя информация может быть 2-3-летней давности. Только у 3 компаний активные страницы в социальных сетях.
3. Рекламируются эти компании не так часто, как можно подумать на первый взгляд. Скорее всего то связано с тем, что у них уже есть база клиентов и им нет необходимости вовлекать еще больше людей. Рекламируются чаще всего не известные компании, у которых без рекламы будет мало заказов или же достаточно известные компании, которым нужно быть «на слуху».
Так же важно отметить, что у компаний однотипные сайты – все в голубом или синем цвете, шаблонная информация (заказ, цены, доставка и оплата, сертификаты качества, о компании). Поэтому при выходе новой компании стоит не брать голубой цвет, капельки воды и прочее для дизайна, так как такое не запоминается людям на общем фоне множества подобных компаний.