1. Описание и тенденции развития рынка в 2018-2019 гг.
Большинство деревянной и мягкой мебели в Украине производится на предприятиях с количеством работников до 25. Большинство предприятий, которые производят металлическую мебель, относятся к средним и крупным. Мелкие производители больше ориентированы на производство дизайнерской мебели по требованиям заказчика. Такие компании чаще можно встретить в сегменте b2c, поскольку они делают упор на эксклюзивности своей продукции и производственные мощности которых не могут обеспечить выпуск большой партии продукции.
Такая разница связана с тем, что для производства мягкой или деревянной мебели необходимо простое оборудование, большинство которого можно приобрести в строительных магазинах. В тех же магазинах можно приобрести и необходимое сырье для производства мебели: ДСП плиты, обивку, брус, фурнитуру и прочие расходники. С металлической мебелью противоположная ситуация, оборудование для металлообработки производится в основном под нужды крупных производителей. Похожая ситуация сложилась и с сырьём. На металлобазах покупателю предлагают стандартную продукцию, которая пользуется спросом: фасонный, листовой, сортовой и трубный прокат. Заказ необходимого вида сырья по определённой конфигурации требует заказа большой партии сырья. Эти два аспекта объясняют, почему производством металлической мебели занимаются средние и крупные производители.
Следует также выделить основные характеристики металлической мебели, которые и определяют сферы использования такой мебели.
- Технические характеристики. Металлическая мебель имеет более высокие эксплуатационные характеристики, в плане нагрузки на полки или другие части конструкции.
- Ремонтопригодность. Основным материалом для металлической мебели является алюминий и другие виды сплавов, данные виды металлов отличаются высокой прочностью. В случае поломки, если её возможно исправить, достаточно заменить деталь, не прибегая при этом к более сложной процедуре.
- Эксплуатация. Металлическая мебель не так сильно подвержена влиянию внешних факторов, её могут использовать в качестве выставочных стендов на улице.
- Сфера применения. Помимо розничной торговли непищевыми продуктами (одежда и обувь, DIY, дроггери), металлическая мебель широко используется в продуктовых магазинах и складах, в общественных заведениях и заведениях питания.
- Переработка. После завершения срока службы металлическую мебель можно продать как металлолом или реставрировать и перепродать.
К недостаткам металлической мебели можно отнести следующие:
- Эстетические и имиджевые характеристики. Хоть металлические детали хорошо поддаются разным видам обработки, в том числе и выбора цвета, их редко используют в дорогих магазинах, где предпочитают использовать деревянную торговую мебель как элемент дороговизны. Так же металлическая мебель может использоваться в сочетании в деревянными вставками или деталями.
- Раньше в домах редко можно было встретить металлическую мебель, за исключением некоторых частей (ножки, каркас), но теперь сферы использования такой мебели значительно расширились – начиная от небольших навесных металлических шкафов и заканчивая внушительными рабочими местами для различных производств и элементов декора для дома. Стоимость, качество, долговечность стали главными причинами роста интереса к данной продукции. Рынок сейчас располагает внушительным количеством производителей крупных брендов, а также ещё большим количеством китайских «no-name» товаров.
- Поскольку основным материалом для производства торговой мебели является алюминий и другие легкосплавные виды металлов, цена на них зависит от мировых и внутренних цен на данные виды металлов. С начала 2019 на мировых рынках наблюдается снижение цен на металлы на фоне ослабления спроса.
Диаграмма 1
Индекс цен на продукцию металлургии за 2017-2019 год в Украине
Источник: Служба статистики Украины
За 2017-2018 год продукция металлургии суммарно подорожала на 43% в сравнении с ценами 2016 года. В 2019 году, цены снизились на 18,6%
Согласно информации Метинвеста, цена на чугун в 2019 году снизилась на $50 (с $397 в 2018 до $346 в 2019 году, на условиях CIF США), цена на квадратную заготовку снизилась на $80 (c $488 до $408, на условиях FOB Черное море), цена на слябы также снизилась на $90 c ($512$ до $422, на условиях FOB Черное море). Изменение одного из наиболее показательных бенчмарков для Группы — цены на горячекатаный рулон (базис поставки FOB Черное Море) — составило порядка $100. Таким образом, средняя цена горячекатаного рулона снизилась с $550 в 2018 году до $460 в 2019 году.
Согласно исследованию GMK, в прошлом году среднегодовые цены на металлопрокат упали на 18% по отношению к рекордному, с точки зрения конъюнктуры, 2018 году. В ГП Укрпромвнешэкспертиза (УПЭ) подтверждают снижение цен на металлопрокат. Владимир Власюк, директор УПЭ, выступая на одном из отраслевых круглых столов, назвал основные причины данной тенденции:
- Снижение потребления стали вследствие замедления экономического развития, в первую очередь, на Ближнем Востоке и в Северной Африке;
- Снижение темпов развития экономики Китая. Китайский металлопрокат не находит сбыта на внутреннем рынке, поэтому его все больше экспортируют;
- Падение цен на железорудное сырье после возобновления поставок из Бразилии.
2. Объём рынка металлической мебели в 2018-2019 гг.
По итогам анализа данных Службы статистики Украины (производство и внешняя торговля), объём производства металлической мебели был оценён в 3,59 млрд. грн. или в 140 млн. долл. США (по средневзвешенному годовому курсу НБУ за 2019 год).
В рамках исследования рассматривалась только цельнометаллическая мебель, не рассматривалась мебель с металлическим каркасом (мебель для сидения, столы в металлический каркасом и аналогичная мебель). Такая мебель только частично состоит из металла, остальная часть - это дерево, пластик, ткань и другие материалы.
Таблица 1
Объём рынка металлической мебели в Украине за 2018-2019 гг., в денежном выражении, млн грн
Показатель |
2018 год |
2019 год |
Производство, млн. грн. |
3373 |
3593 |
Импорт, млн. грн. |
518 |
647 |
Экспорт, млн. грн. |
745 |
493 |
Объём рынка |
3146 |
3747 |
Темп прироста, % |
19% |
Источник: Служба статистики Украины, Оценка Pro-Consulting
По итогам 2019 года, объём производства в денежном выражении увеличился всего на 7%, в то время, как импорт - на 25%. Такая ситуация скорее связанна с укреплением национальной валюты (сокращение затрат, где большая доля импортной составляющей) и снижением цен на продукцию металлургии.
При оценке производства металлической мебели в натуральном выражении, за 2019 год в весе, производство металлической мебели увеличилось на 31%, в то время как в деньгах - всего на 3%. Такая ситуация может быть связана с тем, что производители стали больше производить тяжелого оборудования, например, взамен сетчатым стеллажам начали производить полочные стеллажи.
В рамках оценки ёмкости рынка были также выделены следующие группы товаров:
1. Одежные шкафы металлические и офисная металлическая мебель.
2. Стеллажи металлические.
3. Медицинская мебель.
4. Серверные шкафы и стойки.
Для оценки структуры рынка с выделением данных групп товаров, учитывались структура недвижимости, структура импорта и экспорта, ассортимент производителей.
Диаграмма 2
Структура рынка металлической мебели по сферам применения
Источник: Служба статистики Украины, Оценка Pro-Consulting
На рынке Украины все-таки преобладает промышленная и торговая мебель, в то время как в других сферах функционал металлической мебели может выполнять деревянная или пластиковая мебель.
По итогам анализа долей операторов, на ТОП-10 производителей пришлось почти 60% всей произведённой металлической мебели в исследуемом сегменте (стеллажи, серверные шкафы, офисная и медицинская мебель). Только 3 компании, которые занимаются производством медицинской техники, имеют возможность производить медицинскую мебель под заказ по характеристикам заказчика. Такая ситуация скорее всего связана с тем, что к медицинской мебели выдвигаются более жесткие требования согласно государственным стандартам, поскольку такая мебель используется в различных направлениях медицины, должна обладать отличными качествами от бытовой металлической мебели. В сегменте бытовой мебели, почти все производители указывали информацию, что могут производить такую мебель согласно требованиям заказчика.
3. Анализ внешней торговли на рынке исследуемой мебели в 2018-2019 гг.
Экспорт
За анализированный период, только крупные производители мебели систематически отправляли свою продукцию на экспорт, в то время как на мелких производителей приходилось не более 26% экспортных поставок, и их поставки не имели стабильных объёмов.
Диаграмма 3
Объём и динамика экспорта металлической мебели из Украины, за 2018-2019 гг., в денежном выражении млн. грн.
За анализированный период объём экспорта снизился на 33,8%, в то время как, объём в натуральном выражении (тонн), снизился всего на 4%. По итогам анализа, доля экспорта металлической мебели в общем объёме производства составляет не больше 10-15%, в зависимости от сегмента.
Одной из возможных причин снижения объёмов экспорта может служить увеличение спроса на внутреннем рынке, что может быть подтверждено ростом импорта и производства. Самым крупным сектором потребления металлической мебели является сектор розничной торговли, который по итогам 2019 года в денежном выражении вырос на 10,5%. Со стороны населения, факторами, которые влияли на увеличения спроса являлись снижение темпов инфляции с 9,8% до 4,1%, увеличение номинальной заработной платы на 16%, увеличение потребительского кредитования населения + 24%.
Импорт
Среди компаний-импортеров присутствуют как компании, которые импортируют мебель для продажи, так и компании, которые импортируют мебель для собственного использования (обычно, это дочерние компании в сфере розничной торговли).
Диаграмма 4
Объём и динамика импорта металлической мебели в Украину за 2018-2019 гг. в денежном выражении, млн. грн.
Источник: Служба статистики Украины, оценка Pro-Consulting
По итогам 2019 года, импорт металлической мебели вырос на 24,9%. На фоне роста производства и импорта, можем говорить о росте потребления такой мебели на внутреннем рынке.
Диаграмма 5
Географическая структура импортных поставок металлической мебели в Украину за 2019 г., в денежном выражении, %
Источник: Служба статистики Украины, оценка Pro-Consulting
Глобально географическая структура не изменилась, по итогам 2019 года, 54% всех поставок пришлись на Китай и Польшу.
В качестве каналов сбыта следует выделить такие:
- Гипермаркеты и ТРЦ, специализирующиеся на продаже мебели или имеющие огромные торговые площадки под мебельную продукцию – особенно актуальный канал продвижения, поскольку имеет ряд преимуществ: огромная территория, которая позволяет скомпоновать ее в комплексе, представив покупателю готовый вид того или иного интерьера. Данный метод могут рассматривать все категории населения;
- Сеть салонов определенного производителя, который представляет свою торговую марку – что предоставляет им возможность продемонстрировать весь ассортимент своей продукции. Достаточно эффективный метод, хотя и требует определенных затрат, в основном касающихся маркетинговых решений и продвижения и т.д.;
- Мебельные салоны, которые не относятся к сетевым – в основном таким каналом пользуются производители, не имеющие собственных каналов сбыта, поэтому в подобных местах можно чаще встретить мебель заграничного производства и, конечно, торговых марок и качества. Минусами данного канала может быть небольшая площадь и прибыльность торговой точки;
- Прямые продажи – данный канал больше подойдет фирмам, которые производят уникальный продукт и/или заключают договора на поставку мебели или мебели для других предприятий и бизнеса. Сюда входят такие методы, как рассылка каталогов, звонки по «холодной базе», распространение рекламной продукции и встречи с потенциальным покупателем;
- Дистрибьюторы – прямые поставщики между оптовыми складами и розничными точками сбыта, в их число входят, как сети одного производителя, так и мультибрендовые точки сбыта.
- Ярмарки, выставки – достаточно узкий способ продвижения. Данным методом скорее пользуются для продвижения своей продукции по каналу B2B, то есть в основном это офисная или же специализированная мебель;
- Интернет-магазины – неотъемлемой частью продвижения продукции на сегодняшний день является сайт компании, который может предоставить онлайн-каталог, детальное описание продукции, и службу доставки.
- Индивидуальный дизайн: в основном для небольших компаний эксклюзивные предложения могут воплотить индивидуальные дизайнеры мебели, которые предложат своего производителя, чью мебель могут использовать.
- Индивидуальный заказ: может быть сделан юридическим или частным лицом напрямую либо через дистрибьюторскую сеть, магазин. В данной ситуации заказчик обсуждает все условия в индивидуальном порядке, на договорных условиях.
- Госзакупки (на тендерной основе) – электронная система публичных торгов, которая делает систему закупок между государством и предприятиями прозрачной и упрощает её. Однако, необходимо собрать полный пакет документов в соответствии с законодательством и поставить их в сроки. Метод больше подходит для средних и крупных предприятий.
- Площадки госзакупок вне Украины – аналогичная система электронных тендеров, функционирующая в международном сообществе. Положительным моментом является выход и опыт на международных платформах. Отрицательными сторонами – более высокие стандарты качества и требования к продукции, большая конкуренция. Страны с большим потенциалом и меньшей себестоимостью окажутся в более выгодном положении.
4. Выводы и прогнозные тенденции развития рынка
За анализированный период все сегменты металлической мебели показали прирост. В 2019 году в Украине и в мире снизились цена на металл – основное сырье для металлической мебели. Если тенденция сохранится, это позволит производителям такой мебели увеличить привлекательность такой продукции для покупателей.
Снижение темпов инфляции, по итогам 2019 года с 9,8% до 4,1%, - создает предпосылки, что существенно замедляется рост цен на товары и услуги. На фоне этого растет розничный и оптовый товарооборот (+10,5% и 11,6% соответственно за 2019 год). Это создаёт основу для повышения спроса со стороны торговых компаний.
Хорошие перспективы у сегмента медицинской мебели, на фоне роста государственных расходов на здравоохранение +9,9% в бюджете на 2020 год. Частный рынок медицинских услуг в 2018 году вырос на 16,6%, в прогнозах на 2019 год, покажет рост в приделах 15%, и в денежном выражении достигнет отметки в 24-25 млрд. грн. По данным аналитического модуль Prozorro в 2019 году, под соответствующим кодом (33192000-2 мебель медицинского назначения), закуплено мебели на 4,9 млн. грн., против 7,4 млн. грн. в 2018 году. Предварительная оценка доли сегмента b2g в общем рынке мебели, показала, что на данное направление приходится не более 5-6% от общего рынка мебели.
В сегменте «офис и дом», где металлическая мебель конкурирует с деревянной, спрос на такую мебель (кроме основ для стульев, столов, кроватей и т.д.), будет подвержен множеству факторов, начиная от тенденций в дизайне, заканчивая стоимостью мебели. Основные операторы позиционировали свой ассортимент как мебель для офисов, складов, производственных и торговых помещений, а не для дома.