Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Pro-Consulting специально для InVenture представляет аналитический обзор рынка морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

1. Анализ тенденций развития рынка

Морские сети в Средиземном море структурированы в соответствии с внутренней географией моря и расположением основных узлов и шлюзов. Большое количество судов, проходящих через Средиземное море, оказывают сильное влияние на маршруты судоходства в данном регионе. Маршрут к Суэцкому каналу не самый большой для Средиземного моря. По данным мирового банка, около 70 000 судов в год проходят через Гибралтарский пролив, 18 000 через Суэцкий канал, что свидетельствует о значительном грузообороте между Средиземноморьем, и, например, Америкой, Северной Европой и Западной Африкой. Суэцкий канал соединяет Красное море со Средиземным морем, на морские перевозки приходится более 900 миллионов тонн грузов.

Диаграмма 1
Соотношение количества судов, ежегодно проходящих через Суэцкий канал и Гибралтар

Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Источник: https://worldbank.org

Значительный грузооборот морским транспортом происходит исключительно в Средиземноморье. Дисбаланс в передвижении судов огромен между северным побережьем Средиземного моря (Европа) и южным побережьем (Африка), причем намного больше вдоль европейского побережья из-за более высокой плотности населения и более высокого экономического развития региона.

Проливы Босфор (Стамбульский пролив) и Дарданеллы (Чанаккале) являются важным узлом, соединяющим Черноморский регион со Средиземноморским, через которые реализуется внешняя торговля стран черноморского бассейна со всем миром. В 2018 году транзит в данных проливах уменьшился (на 4,4% через Босфор, на 1,4 % через Дарданеллы), причиной этого стали ужесточение в 2018 году правил прохода судов через проливы.

Таблица 1
Транзит судов через проливы Босфор и Дарданеллы в 2017-2018 гг., в натуральном выражении, количество судов (шт.)

Вид судна

Босфор

Дарданеллы

2017

2018

2017

2018

Грузовое судно (генеральный груз)

21163

19269

16485

15764

Балкер

8206

8501

8585

8916

Контейнеровоз

2659

2561

4957

5123

Судно Rо-Rо

396

245

2479

2243

Баржа

18

3

89

57

Другие судна

10536

10524

12020

11896

Всего

42978

41103

44615

43999

Источник: Министерство транспорта Турции

2. Особенности регламентирования и налогообложения морских грузоперевозок

Морские перевозки грузов регламентируются международными конвенциями, кодексом торгового мореплавания, и другими нормативно-правовыми актами. Также, помимо общих конвенций, у каждой страны существуют собственные правила международных грузоперевозок, которые устанавливают размеры гос. пошлин и процедуры, которые необходимы для таможенного оформления.

Подготовка к морской перевозке занимает следующие этапы:
• Подписание договора между транспортной компанией и заказчиком;
• Подготовка транспортных документов (коносамента, поручение на погрузку);
• Погрузка (затарка в контейнер);
• Перевозка в соответствии с условиями договора;
• Разгрузка (растарка из контейнера);

Международной перевозкой считают перевозку пассажиров и грузов с пересечением государственной границы. Ее должен подтверждать единый международный перевозочный документ – коносамент (Bill of Lading).

Если перевозчик – резидент, международные перевозки грузов, пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 0 %. Если перевозчик — нерезидент, то налоговые обязательства по НДС со стоимости услуг по перевозке не возникают.

Получение разрешений. Подходя к порту, судно посылает телеграмму капитану порта и становится на внешнем рейде. На судно прибывает команда, состоящая из пограничников, представителей порта, таможенной службы, ветеринарного и пожарного надзора. После получения разрешения судно входит в акваторию порта. Буксиры устанавливают судно у причальной стенки, а к судну подключаются портовые инженерные коммуникации. После этого начинается погрузка либо разгрузка судна.

Плата за пользование территориальными водами. Иностранные торговые суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды прибрежных государств. Это право признавалось в качестве международно-правового обычая всеми государствами и было подтверждено Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне (ст. 14). Иностранные суда при осуществлении мирного прохода должны соблюдать законы и правила, издаваемые прибрежным государством. Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные воды и обязано принять все необходимые меры для безопасного осуществления мирного прохода — объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.

3. Общие показатели рынка

Наибольшие страны по грузообороту в портах, в основном, имеют лидерство из-за большой доли внешней торговли наливными и насыпными грузами, за ними следует контейнерный груз. Турция имеет наибольшую долю (22,1%) за счет выгодного географического положения и владения крупными морскими узлами (Босфор и Дарданеллы).

Таблица 2
Грузооборот морским транспортом в странах Черноморского и Средиземноморского регионов в 2018 гг., в натуральном выражении, млрд. тонно-километров

Страна

Грузооборот, млрд. тонно-км.

Турция

1847

Италия

1476

Испания

1183

Российская Федерация

1100

Греция

442

Франция

485

Алжир

543

Египет

466

Израиль

353

Румыния

87

Болгария

60

Тунис

75

Словения

35

Хорватия

24

Грузия

39

Ливан

32

Ливия

29

Кипр

27

Марокко

20

Албания

8

Мальта

14

Черногория

6

Всего, регион

8353

Диаграмма 2
Структура перевезенных грузов морским транспортом в Украине за 9 мес. 2019 г., в натуральном выражении, млн. т.

Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting

Грузооборот в крупнейших портах региона

Новороссийский порт имеет наибольшие показатели по грузообороту из-за высокой доли наливных грузов (около 75% – нефть, нефтепродукты, масла). Крупнейшие порта регионов представлены в таблице 3.3.

Таблица 3
Грузооборот в крупнейших портах Средиземноморского и Черноморского регионов в 2017 году., в натуральном выражении, млн. т.

Порт

Страна

Грузооборот, млн. т.

Новороссийск

Россия

143,5

Коджаэли

Турция

73,1

Ботас

Турция

60,7

Александра

Турция

57,7

Альяга

Турция

54,0

Марсель

Франция

46,8

Триест

Италия

45,9

Генуя

Италия

41,1

Альхесираса

Испания

40,7

Амбарлы

Турция

35,2

Александрия

Египет

33,6

Миртл

Турция

33,0

Пирей

Греция

29,4

Ливорно

Италия

27,6

Валенсия

Испания

27,4

Текирдага

Турция

25,8

Константа

Румыния

25,4

Tarragona

Испания

21,0

Венеция

Италия

20,7

Аугуста

Италия

19,0

Джоя Тауро

Италия

18,8

Источник: https://ec.europa.eu, статистические ведомства государств, оценка Pro-Consulting

Крупнейший порт Украины – Морской порт Южный, грузооборот данного порта в 2018 году составил 42,7 млн. т. Значительными по грузообороту также являются: Николаевский морской порт, Одесский морской порт и Морской порт Черноморск – грузооборот данных портов в 2018 году составил 29,2; 21,7; и 21,5 млн. т. Рост объемов перевезенных грузов в 2018 году продемонстрировали 4 порта: Морской порт Южный, Николаевский морской порт, Морской порт Черноморск и Ренийский морской порт – 1,9%, 24,1%, 25% и 18,5% соответственно.

За 9 мес. 2019 года морской порт Черноморск поднялся в позиции по объёмам грузовых перевозок – 18,8 млн. т., заняв 3 место за счет роста объемов перевалки угля на 787% (с 93,5 тыс. т. до 735,8 тыс. т.).

Диаграмма 3
Структура перевезенных грузов морским транспортом в Украине по портам за 9 мес. 2019 г., в натуральном выражении, млн. т.

Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Источник: данные Государственной службы статистики Украины, оценка Pro-Consulting

4. Анализ потребления услуг морских грузоперевозок в регионе

Наибольший грузооборот в регионах Средиземного и Черного морей сосредоточен в европейских развитых странах: Италия, Испания, Франция, Греция, за счет импорта продуктов сельского хозяйства, а также горнодобывающей отрасли. В этих странах сосредоточено около 45% всего грузооборота в портах региона. Также значительную долю имеют сырьевые и развивающиеся страны: Турция, Российская Федерация, Украина, Алжир, Египет – на их долю приходится около 44% грузооборота в портах региона.
По данным базы статистических данных Организации Объединенных Наций – Comtrade, всего в мире грузооборот в 2018 году составил 10702 млн. т. По оценкам грузооборот в исследуемом регионе составил 2622,3 млн. т.

Диаграмма 4
Показатели грузооборота в портах стран черноморского и средиземноморского регионов в 2018 году, в натуральном выражении, млн. т.

Рынок морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионах

Источник: https://comtrade.un.org/, ITC, https://ec.europa.eu, статистические ведомства государств, оценка Pro-Consulting

Структура по направлениям

Анализ торговли Европейского союза со странами региона (по данным евростата) дает возможность представить основные направления торговли в регионе:

Украина. ЕС и Украина подписали Соглашение о глубокой и всеобъемлющей свободной торговле (DCFTA) 1 января 2016 года.
Объема торговли ЕС с Украиной составляет 44,9 млрд. евро в 2018 году. Экспорт Украины в ЕС в 2018 году составил 19,8 млрд евро. Основными статьями украинского экспорта являются сырье (железо, сталь, продукция горнодобывающей промышленности, сельскохозяйственная продукция), химические продукты и машины. Экспорт ЕС в Украину в 2018 году составил более 25,1 млрд. евро. Основной экспорт из ЕС в Украину включает в себя машины и транспортное оборудование, химикаты и промышленные товары.

Тунис. ЕС является крупнейшим торговым партнером Туниса, на его долю приходится 64% его торговли в 2017 году: 78,5% экспорта Туниса пошли в ЕС, а 54,3% импорта Туниса – из ЕС. Общий объем торговли товарами между ЕС и Тунисом в 2017 году составил 20,5 млрд евро.
Импорт ЕС из Туниса в основном состоит из машин и транспортного оборудования (3,8 млрд. евро, 41,3%), текстиля и одежды (2,2 млрд. евро, 23,7%) и сельскохозяйственной продукции (0,5 млрд. евро, 6,1%).
В экспорте ЕС в Тунис преобладают машины и транспортное оборудование (3,9 млрд евро, 35,1%), за которыми следуют текстиль и одежда (1,3 млрд евро, 12,3%), химикаты (1,2 млрд евро, 11,0%), а также топливо и продукты горнодобывающей промышленности (1,2 млрд. евро, 11,6%).

Алжир. Общий объем торговли между ЕС и Алжиром в 2017 году составил 35,2 млрд. евро. Топливные и горнодобывающие товары составляли 95,7% импорта ЕС из Алжира в 2017 году. Химическая продукция представляла собой второй по важности экспортируемый продукт, что составляет 2,9% экспорта Алжира в ЕС.
Основным экспортным товаром ЕС в Алжир являются машины (22,2%), транспортное оборудование (13,4%), сельскохозяйственная продукция (12,8%), химикаты (12,8%), а также железо и сталь (10,2%).

Египет. Торговля между ЕС и Египтом составила 27,9 млрд евро в 2017 году. Основными товарами ЕС из Египта в 2017 году были топливо и продукты горнодобывающей промышленности (3,2 млрд. евро), химикаты (1,3 млрд. евро), а также текстиль и одежда (8,6 млрд. евро).
Основным экспортным товаром ЕС в Египет являются машины и транспортное оборудование (6,9 млрд. евро), химикаты (3,1 млрд. евро), топливо и горнодобывающая продукция (2,6 млрд. евро) и сельскохозяйственная продукция (1,3 млрд. евро).
Ливия. Ливия не является членом ВТО. В импорте ЕС из Ливии преобладает минеральное топливо (11,4 млрд. евро, 98,7%), в частности нефть и нефтепродукты. Общий объем импорта ЕС из Ливии в 2017 году составил 11,6 млрд. евро.
Экспорт ЕС в Ливию состоит в основном из сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания (1,0 млрд. Евро, 27,6%), минерального топлива (1,3 млрд. евро, 37,4%), а также машин и транспортного оборудования (0,5 млрд. евро, 16,1%). Общий объем экспорта ЕС в Ливию в 2017 году составил 3,6 млрд евро.

Ливан. Двусторонняя торговля между ЕС и Ливаном неуклонно росла в последние годы со среднегодовым ростом в 7,5% с 2006 года, а общий объем торговли в 2017 году составил около 7,7 млрд евро.
В 2017 году импорт ЕС из Ливана составил 0,4 миллиарда евро. Он состоит в основном из минеральных продуктов и металлов (0,1 млрд. евро, 32,3%), сельскохозяйственной продукции (0,09 млрд. евро, 21,8%) и химических веществ (0,03 млрд. евро, 7,5%).
Экспорт ЕС в Ливан в 2017 году составил 7,2 млрд евро. Он состоит в основном из минеральных продуктов (2,3 млрд. евро, 31,8%), машин и транспортного оборудования (1,1 млрд. евро, 15,8%) и химические вещества (0,9 млрд. евро, 13,7%).

Иордания. В 2017 году Иордания является 61-м крупнейшим торговым партнером ЕС, на долю которого приходится 0,1% всей торговли ЕС с миром. Общий объем торговли товарами между ЕС и Иорданией в 2017 году составил 4,4 миллиарда евро.
Основным импортом ЕС из Иордании в 2017 году были химикаты (0,1 млрд. евро), текстиль и одежда (0,04 млрд. евро), а также машины и транспортное оборудование (0,04 млрд евро).
Экспорт ЕС в Иорданию – составляет машины и транспортное оборудование (1,3 млрд. евро), сельскохозяйственная продукция (0,7 млрд. евро) и химикаты (0,6 млрд. евро).

Сирия. В контексте реализации ограничительных мер ЕС объем двусторонней торговли за последние годы существенно сократился и достиг всего 0,5 млрд. евро в 2016 году, в результате чего импорт из Сирии сократился на 97%, а экспорт – на 85% по сравнению с 2011 годом.
В 2017 году экспорт ЕС в Сирию состоял из сельскохозяйственной продукции (0,1 млрд евро, 32,3%), химических веществ (0,1 млрд. евро, 23,6%), а также машин и транспортного оборудования (0,1 млрд. евро, 18,8%).
В 2017 году импорт ЕС из Сирии в основном состоял из сельскохозяйственной продукции (0,07 млрд. евро, 81,8%).

Израиль. Общий объем торговли, Между ЕС и Израилем в 2017 году составил около 36,1 млрд. Евро.
Экспорт товаров из ЕС в Израиль в 2017 году составил 21,4 млрд евро. В них преобладают машины и транспортное оборудование (9,1 млрд. евро, 42,8%), химикаты (3,6 млрд. евро, 16,8%), и другие промышленные товары (3,1 млрд. евро, 14,6%).
Импорт ЕС из Израиля в 2017 году составил 14,7 млрд евро. В них преобладают химикаты (6,3 млрд. евро, 42,7%), машины и транспортное оборудование (2,8 млрд. евро, 19,3%), а также другие промышленные товары (1,9 млрд евро, 13,4%).

Турция. Турция является 5-м крупнейшим торговым партнером ЕС как по экспорту, так и по импорту. Общий объем торговли товарами в 2018 году составил 153,4 млрд евро.
В экспорте ЕС в Турцию преобладают машины, химические продукты и промышленные товары. Основными экспортными рынками Турции являются ЕС (50%), Ирак, США, Израиль и Россия.
Турция экспортирует в ЕС в основном машины и транспортное оборудование. Импорт в Турцию поступает со следующих ключевых рынков: ЕС (36%), Россия, Китай, Индия и Иран.

Грузия. ЕС является основным торговым партнером Грузии. Около 27% торговли Грузии происходит с ЕС, за которым следуют Турция (13,6%) и Россия (11%). Товарооборот в 2018 году составил 2,8 млрд. евро.
Экспорт ЕС в Грузию в 2018 году составил 2,1 млрд. Евро. Основными экспортными товарами являются минеральные продукты, машины и оборудование, а также химические продукты
Основной импорт ЕС из Грузии включает минеральные продукты, сельскохозяйственную продукцию, неблагородные металлы и химические продукты.

Россия. Россия является четвертым по величине торговым партнером ЕС, а ЕС – крупнейшим торговым партнером России. Оборот внешней торговли между Россией и Евросоюзом в 2018 году составил 260,3 млрд. евро.
Основной экспорт ЕС в Россию: машины, транспортное оборудование, химикалии, медикаменты, промышленные товары. Основной импорт ЕС из России: сырье, особенно – нефть (сырая и рафинированная), газ.

5. Выводы и прогнозы развития отрасли морских грузоперевозок в Черноморском и Средиземноморском регионе

Регионы Чёрного и Средиземного моря:
В большинстве стран Черноморского и Средиземноморского регионов наблюдается увеличение грузооборота в портах. Отражая общее состояние мировой экономики, спрос на морские перевозки возрос, в 2018 году в данных регионах рост грузоперевозок составил 6,4% в сравнении с 2017 годом. Это связано с общим ростом мировой торговли, и с ростом экспорта сырьевых экономик в 2018 году: Российской Федерации на 25%, Украины на 9%, Ливана на 16%, Алжира на 18% (по данным ITC).

Украина:
Украинские портовые тарифные системы и цены отличаются от сопоставимых портов в других странах мира. Согласно информации по основным линиям контейнерных перевозок, тарифы администрации порта Украины очень высоки по международным стандартам. Пример стоимости порта, основанный на типичном маршруте контейнеровоза в регионе. Это позволяет сделать вывод, что тарифы в Украине более чем в 2,5 раза выше, чем в среднем по шести другим портам в регионе.

Пропускная способность зернового портовых терминалов за последние 5 лет увеличилась с 32 млн. тонн до почти 52 млн. тонн, а цены на погрузочно-разгрузочные работы снизились с 17-18 дол. США/т в 2016 году, до 11-13 дол. США/т. в 2018 году и до сегодня. Портовые сборы, в отличие от цен за обработку грузов, устанавливаются и регулируются правительством, то есть Министерством инфраструктуры Украины/Администрацией морских портов Украины. То есть низкие цены на погрузочные работы в интересах экспортеров товаров (грузов) в Украине, но высокие портовые тарифы сдерживают развитие морских грузоперевозок страны.

Таблица 4
Портовые сборы, основанные на маршруте типичного контейнерного судна

Порт

Страна

Оплата за вызов, тыс. дол.

Одесса

Украина

157

Констанца

Румыния

71

Порт Саид W

Египет

54

Порт Саид E

Египет

50

Сохна

Египет

67

Эль Декейла т

Египет

47

Эваур

Турция

75

Амбарли Кумпорт

Турция

67

Источник: АМПУ

В 2017-2018 годах дефицита морского транспорта в обслуживании регионов не наблюдается. Однако существует проблема консолидации линейных перевозок за счет слияний и альянсов. В последние годы данная тенденция растет, в связи с более низкими уровнями спроса и переизбытком грузоперевозок, в которых доминируют судна класса Handysize (10-35 тыс. т.) и Handymax (35-59 тыс. т.). Влияние на уровень конкуренции, возможность злоупотребления рыночной властью со стороны крупных судоходных линий имеет влияние на мелких игроков.

Факторы, влияющие на рынок морских грузоперевозок, на которые стоит обратить внимание:
- Внешняя торговля между странами
- Урожайность в странах
- Внутренняя ситуация в стране (к примеру, в Сирии происходит военный конфликт, из-за которого внешняя торговля сократилась – с Европой, импорт из Сирии сократился на 97%, а экспорт – на 85% по сравнению с 2011 годом.)
- Международные отношения стран
- Создание новых торговых путей (к примеру, Шелковый путь – инициатива Китая.)

По прогнозам ЮНКТАД в 2019-2022 годах, мировые совокупные среднегодовые темпы роста морских перевозок составят 3,2%. Порты Средиземноморского региона являются одними из самых активных в мире, включая торговые пути, связывающие Ближний Восток, Африку, Азию и Европу. По оценкам, более 20% мирового морского трафика проходит ежегодно через Гибралтарский пролив (Американский журнал транспорта). Средиземноморский и Черноморский регионы имеют важные узлы мировой торговли: Гибралтарский пролив, проливы Босфор и Дарданеллы и Суэцкий канал, эти факторы способствую росту рынка морских перевозок в регионе.

Читайте также