Switch to English
Вход
Инвестиционные предложения
Новости
Аналитика
инвестировать Найти инвестора

Рынок мясопереработки Украины | 2015

Pro Consulting специально для читателей InVenture представляет аналитический обзор рынка мясопереработки Украины

І. Общие тенденции развития

Общеизвестно, что пищевая индустрия определяет развитие экономики Украины, прочно удерживает ведущее место в структуре промышленного производства страны и существенно пополняет государственный бюджет. Значительная доля в структуре розничного товарооборота принадлежит мясопереработке.

За исследуемый период, аграрными предприятиями, объем выращивания скота и птицы увеличивался с каждым годом. В 2014 году прирост выращивания свиней составил 2%, птицы — на 5%, но сокращенно выращивания КРС — на 15%. Сокращения выращивания КРС связано с нерентабельностью содержания коров на фоне низких цен на молоко.

Объем выращивания скота и птицы в Украине за 2012 – 5 мес. 2015 гг.,  в живой массе тыс. тонн*

 

2012

2013

2014

5 мес. 2014 года

5 мес. 2015 года

Выращивание свиней, тыс. тонн

976,2

999,1

1017,0

229,5

239,5

Выращивание крупного рогатого скота, тыс. тонн

671,1

674,2

576,4

68,1

65,1

Выращивание птицы всех видов, тыс. тонн

1414,1

1475,3

1547,6

553,6

521,0

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting
* в забойной массе

Ключевыми регионами по выращиванью свиней являются Днепропетровская, Киевская, Полтавская, Львовская и Ивано-Франковская, общая доля которых составляет 36%. Выращивание КРС распределено равномерно по регионам Украины, на каждый регион приходится около 6-7%. Больше всего птицы выращивают в Черкасской и Винницкой областях.

Структура выращивания скота и птицы в разрезе регионов Украины в 2014 году, в натуральном выражении, %

 

Рассматривая структуру выращивания КРС и птицы по видам происхождения, следует отметить, что львиная доля припадает на сельскохозяйственные предприятия – 62% и на хозяйства населения – 36%.

Выращивание КРС и птицы всех видов по видам происхождения в  Украине в 2014 году, в натуральном выражении, %

Динамика емкости рынка  мяса показывает незначительное снижение в 2013 году на 4% по сравнению с предыдущим годом. Однако в 2014 году прирост составил 10% по сравнению с 2013 годом. Негативная динамика исследуемого рынка связана со снижением реального валового дохода населения, следовательно, наблюдаются неблагоприятные изменения в структуре питания населения Украины. Потребление мяса и мясопродуктов снизилось на 37% в 2014 году.

Динамика емкости рынка мяса за 2012 – 5 мес. 2015 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

ІІ. Динамика производства продукции в Украине

Несмотря на некоторое уменьшение поголовья свиней, это не повлияло на объемы производства продукции. Объемы производства мяса свинины увеличивались в течении исследуемого периода. В 2014 году прирост производства составил 5% по сравнению с 2013 годом. За 5 мес. 2015 года было произведено на 4,3 тыс. тонн больше мяса из свинины, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Рассматривая объемы производства мяса КРС и птицы наблюдается негативная динамика в 2012 – 5 мес. 2015 гг. Снижение объемов производства мяса курицы связано с превышением предложения над спросом.

Объемы производства мяса КРС и птицы в Украине за 2012 – 5 мес. 2015 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

 

2012

2013

2014

5 мес. 2014

5 мес. 2015

Производство мяса  свинины, тыс. тонн

170,9

208,7

220,1

91,9

96,2

Производство мяса  крупного рогатого скота, тыс. тонн

55,1

58,4

51,3

20,8

19,6

Производство мяса  птицы всех видов, тыс. тонн

749,9

731,6

694,3

295,1

287,2

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Ниже представлена детальная таблица по объемам производства готовых продуктов из разного вида мяса. Большего всего отечественные производители выпускают готовую продукцию из мяса КРС и домашней птицы.

Структура объёмов производства готовых продуктов по видам мяса в Украине за 2012 – 5 мес. 2015 гг.,  в натуральном выражении, тыс. тонн

 

2012

2013

2014

5 мес. 2014

5 мес. 2015

Продукты готовые  из свинины, тыс. тонн

1,9

1,9

2,5

0,9

0,7

Продукты готовые из мяса крупного рогатого скота, тыс. тонн

2,5

3,4

6,5

1,9

3,5

Продукты готовые  из мяса  домашней птицы, тыс. тонн

2,3

2,6

3,5

1,0

1,7

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

ІІІ. Внешняя торговля на рынке мяса в Украине

В 2014 году увеличился объём экспорта мяса свинины и птицы, однако снизились поставки мяса КРС с Украины. Рассматривая объем экспорта мяса свинины за 5 мес. 2015 года, наблюдается резкое увеличение поставок – на 9,9 тыс. тонн, подавляющее большинство которой было реализовано в Россию. Небольшие партии свинины также экспортировались в Молдову и Армению. Стремительный рост экспорта свинины в Россию объясняется получением разрешения нескольких украинских предприятий на поставки в данную страну. Около шести украинских предприятий имеют официальное разрешение на экспорт свинины в Россию – три из которых находятся в Донецкой области.

Динамика экспорта мяса КРС и птицы в Украине за 2012 – 5 мес. 2015 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

 

2012

2013

2014

5 мес. 2014

5 мес. 2015

Экспорт мяса  свинины, тыс. тонн

20,2

4,6

9,4

1,2

11,1

Экспорт мяса  крупного рогатого скота, тыс. тонн

9,0

11,4

6,4

1,8

3,4

Экспорт мяса  птицы всех видов, тыс. тонн

80,7

145,5

174,7

57,5

62,1

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Структура экспорта мяса из свинины по странам за 2013 – 5 мес. 2015 гг., в натуральном выражении, %

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Динамика импорта исследуемой продукции показывает ежегодное снижение, особенно в сегменте мяса свинины. В 2014 году объем импорта свинины снизился на 119,6 тыс. тонн по сравнению с 2013 годом. Рассматривая объемы поставок мяса свинины в Украину за 5 мес. 2015 года, стоит отметить также резкое снижение на 14,4 тыс. тонн.

Динамика импорта мяса из скота и птицы в Украине за 2012 – 5 мес. 2015 гг.,  в натуральном выражении, тыс. тонн

 

2012

2013

2014

5 мес. 2014

5 мес. 2015

Импорт мяса  свинины, тыс. тонн

207,7

150,2

30,6

15,5

1,1

Импорт мяса крупного рогатого скота, тыс. тонн

0,1

0,1

0,2

0,0

0,1

Импорт мяса птицы всех видов, тыс. тонн

114,6

71,1

61,0

16,9

18,1

Источник: по данным Государственной службы статистики Украины; оценка Pro-Consulting

Ключевыми импортерами свинины за 5 мес. 2015 года были Бразилия, Германия, Голландия, Канада и Венгрия, общая доля которых составила 94%.

Структура импорта мяса из свинины по странам за 2013 – 5 мес. 2015 гг., в натуральном выражении, %

ІV. Основные производители мяса в Украине

С тем, что разные игроки рынка работают в разных сегментах, группировать их необходимо в первую очередь по виду продукции. Второй уровень сегментации – по объемам производства.

Первый и наиболее крупный сегмент – курятина. Два крупнейших игрока – «Наша Ряба» (Мироновская и Винницкая птицефабрики) и «Агромарс» - работают по всей Украине и проводят наиболее активную маркетинговую деятельность. Доход крупнейших фабрик «Мироновского хлебопродукта» по материалам «Дело» в 2014 году составили 9,5 млрд. грн. Чистый доход «Агромарса» (ТМ Гаврилівські курчата») составил 2,4 миллиарда. Следом идут компании «Чернобаевское» и «Агрофирма «Авис». Остальные производители произвели на порядок меньше продукции и работают они преимущественно с расчетом на ближайшие регионы.

В сегменте свинины также есть абсолютный лидер. Компания АПК-Инвест, базирующаяся около Красноармейска Донецкой области. По оценкам того же источника поголовье свиней приближается к 22 тысячам. Следом идет группа из трех компаний с поголовьем в пределах 12-12,7 тысяч. Это «НВП Глобинский свинокомплекс» (Полтавская область), «Даноша» (Ивано-Франковская область) и «Агропродсервис» (Тернопольская область). Помимо них крупными производителями продукции из мяса свиней являются «АК Слобожанский», украинско-британская компания «Нива Переяславщины» (ТМ Пятачок) и «Бахмутский аграрный союз» (Амвросиевка, Донецкая область, ТМ «Щирий кум»).
В сегменте говядины крупнейшими производителями остаются «Козятинский мясокомбинат», «Конотопмясо», «Мясокомбинат «Ятрань» (Кировоград) и «Житомирский мясокомбинат».

V. Ценовая политика

По данным Госкомстата, цена на мясо и мясопродукты показывала нестабильную динамику на протяжении исследуемого периода. В 2013 году наблюдается замедление роста цен на продукцию. Однако в 2014 году индекс потребительских цен на подсолнечное масло вырос на 10,9%. В текущем году рост цен на продукцию повысился еще больше и превысил 135%.

Динамика индекса потребительских цен на мясо и мясопродукты за 2012- 5 мес. 2015 гг., %

Источник: по данным Госкомстата Украины; оценка Pro-Consulting

Исследуя динамику цен на мясо за 8 мес. 2015 года, можно наблюдать ежемесячный рост цен. За 8 мес. 2015 года средняя цена на мясо говядины за кг составила 77,47 грн., свинина – 66,81 грн., а курица – 33,97 грн.

Основным фактором влияния на цену мяса из свинины являются фактор сезонности. Из-за высокой температуры летом, у свиней отсутствует аппетит, что влияет на их  производительность. Следовательно, замедляется набор живого веса.

Динамика среднеукраинских цен на мясо  за 8 мес. 2015 года, грн./кг

 

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Говядина, грн./кг

69,60

72,61

76,61

78,47

79,13

79,75

79,97

83,66

Свинина, грн./кг

59,56

57,42

63,25

66,47

68,95

69,61

71,37

77,88

Курица, грн./кг

30,42

29,75

32,12

35,13

35,81

36,10

36,25

36,21

Источник: по данным МЭРТ Украины

VI. Потребительские предпочтения на рынке мяса в Украине
В последние годы ассортимент мясной продукции на прилавках настолько велик, что очень сложно быть приверженцем одной определенной марки. На формирование потребительских предпочтений влияют не только соотношение цена-качество, но и отзывы друзей и знакомых, а так же общее мнение о торговой марке, сформированное на основании рекламы и других источников информации.

Большего всего, потребители обращают внимание на вкусовые качества товара, а также на цену. Учитывая снижение покупательской способности, потребители предпочитают продукцию по ценам среднего ценового сегмента. В основном исследуемый товар покупают в супермаркетах и магазинах самообслуживания, а также на рынках.

Среди торговых марок, самой популярной среди потребителей является ТМ «Глобино» и «Ятрань».

Рейтинг потребительских предпочтений по маркам/производителям колбасно-мясных изделий отечественного производства по состоянию на 2015 г. *

*максимальным значением рейтинга является оценка 5

Источник: по данным конкурса торговых марок «Фавориты успеха»

Рассматривая предпочтения потребителей по маркам куриного мяса, стоит выделить «Наша Ряба». Данная торговая марка набрала максимальный балл среди покупателей.

Рейтинг потребительских предпочтений по маркам/производителям куриного мяса отечественного производства по состоянию на 2015г. *

*максимальным значением рейтинга является оценка 5
Источник: по данным конкурса торговых марок «Фавориты успеха»

VII. Анализ проблем и тенденций развития рынка в Украине

Исследуя данный рынок, можно прийти к выводу, что ключевым сдерживающим фактором является снижение покупательской способности населения. Также на рынок мясопереработки влияет развитие животноводства. Из-за отсутствия налаженной государственной политики, крупных инвестиций – развития животноводства развивается не достаточно стремительно.

Основываясь на текущих данных о состоянии рынка мясопереработки Украины, можно сделать вывод, что к концу 2015 года увеличится ёмкость рынка мяса свинины и составит 930,22 тыс. тонн. Это обусловлено, прежде всего, высоким спросом на данную продукцию как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В случае стабилизации и выравнивания экономических показателей, к 2016 году ожидается рост объемов производства на 53% относительно 2015 года. Но в дальнейшем, из-за насыщения рынка, прогнозируется небольшое снижение емкости рынка.

Прогнозные показатели емкости рынка мяса свинины за 2015 – 2018 гг., в натуральном выражении, тыс. тонн

 

 

Компания Pro-Consulting – ведущая консалтинговая компания с 10-летним опытом работы на рынке Украины и за ее пределами. Основными направлениями деятельности компании являются: анализ рынков, маркетинговые исследования, предоставление отраслевой аналитики, финансовый консалтинг. На данный момент аналитиками компании реализовано свыше 700 аналитических и маркетинговых исследований, а также более 220 инвестиционных проектов. Мы работаем по международным стандартам качества с индивидуальным подходом к каждому клиенту.

Сайт: www.pro-consulting.ua  Тел.: +38(044)591-52-53, E-mail: info@pro-consulting.ua

 

Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!
Обратный звонок
Спасибо! Мы с вами свяжемся.