Зерновой сезон в Украине 2013 - 2014

Зерновой сезон в Украине 2013 - 2014

Обзор зернового сезона в Украине 2013 - 2014: пшеница, ячмень, кукуруза

Украина является одним из основных мировых производителей зерна, а в те­кущем сезоне прочно закрепилась среди лидеров по экспорту зерновых. Данная ситуация обусловлена, с одной стороны, благоприятными агроклиматическими условиями для возделывания большинства зерновых культур, а, с другой сто­роны, растущим экспортным потенциалом зернового рынка Украины на фоне достаточно стабильного внутреннего потребления. Так, например, за последнее десятилетие доля экспортируемого зерна выросла с 27% в 2004 / 2005 МГ до 52% от общего объема производства зерна, прогнозируемых в 2013 / 2014 МГ. При этом для рынка кукурузы доля экспорта достигает 66%. Это позволяет констатировать экспортную ориентацию украинского зернового рынка, при которой из 63 млн. тонн произведенного в 2013 г. зерна около 32,5 млн. тонн было экспортировано.

Производство и экспорт украинского зерна 2004-2014 гг.

Зерновой сезон в Украине 2013 - 2014

Эффективной реализации экспортного потенци­ала зернового рынка Украины, характеризующегося устойчивой повышательной тенденцией, способствуют стабильные и емкие рынки сбыта, а также развитая инфраструктура, позволяющая обеспечи­вать обработку экспортных потоков. Подводя пред­варительные итоги прошедшего 2013 / 2014 зернового сезона, мы узнали мнение отдельных операторов рынка, а также их прогнозы на сезон 2014/2015.

Рекордный экспорт 2013 / 2014: Citius, Altius, Fortius!

Несомненно, самым важным и значимым собы­тием прошедшего сезона стал рекордный урожай зерновых в Украине и рекордный объем экспорта. Как уже упоминалось выше, по предварительным данным Минагропрода, за 2013 / 2014 МГ из Украины было экспортировано около 32,5 млн. тонн зерновых, из которых 9,4 млн. тонн составила пшеница, 20,1 млн. тонн — кукуруза и 2,5 млн. тонн — ячмень. Именно этот рекордный объем позволил Украине замкнуть тройку лидеров среди мировых экспорте¬ров зерновых в прошедшем сезоне, оставив позади Канаду, Австралию и Россию.

Крупнейшие мировые экспортеры зерна в 2013/2014 МГ

Страна

Объем экспорта, млн. тонн

Доля, %

Великобритания

85,3

27%

ЕС

38,2

12%

Украина

32,2

10%

Канада

26,5

8%

Австралия

26,4

8%

Россия

24,9

8%

Другие

86,0

27%

ВСЕГО

319,546

100%

Зерновая логистика 2013 / 2014: неожиданный рывок

То, что украинская зерновая логистика сумела обработать такие объемы, стало своего рода про­веркой для внутренней пропускной способности и портовой логистики в Украине. Ведь все мы помним ноябрь и декабрь 2013 г., когда через портовые зер­новые терминалы было перевалено 5 млн. тонн, что, по мнению участников рынка, было нереальным по сравнению с прошлыми сезонами, когда рекорд перевалки составлял около 3,8 млн. тонн. «Удивил ноябрь и декабрь, — отмечал директор компании ООО «Зерно U.A» Андрей Друзяка, — когда были рекордные объемы экспорта перевалки. Вот чего я не ожидал, что почти 5 млн. тонн ежемесячно бу­дет наша инфраструктура держать. Было 4,8 млн. и даже 5,2 млн. тонн перевалки в каком-то из меся­цев». А это может означать только одно — можем, когда захотим. «Учитывая рекордные объемы пере­валки зерновых грузов в ноябре и декабре, стоит отметить улучшение качества работы логисти­ки, в частности, зерновых терминалов, улучшение работы всего рынка», — также положительно от­зывался о работе украинской зерновой логистики прошедшего сезона директор ООО «Гермес-Трей­динг» Юрий Скичко.

И с поставками ж/д составов под погрузку не возникало проблем, несмотря на то, что обновле­ния парка вагонов-зерновозов не было, и портовые терминалы сработали слаженно. «Все время ругал «Укрзализныцю» из-за недостатка подвижного состава под сельхозгрузы. А за последний год хва­лю — не увеличив парка вагонов-зерновозов, какой объем сумели перетащить?! На удивление — но сработали. Логистическая цепочка в прошлом се­зоне загрузилась по максимуму. Видимо, где-то она активизировалась внутри себя. Хочется верить, что и в этом году без особых проблем обойдется. Машины — да, в пробках стояли. Но никто не слы­шал за последний год о брошенных составах, когда за 180 км от Одессы хвосты составов стояли на выгрузку...» — отмечал А. Друзяка. Но все же не мо­жет быть все идеально, и стоит отметить некоторые технические факторы, которые осложняли передви­жение зерна по логистической цепочке. По мнению Ю. Скичко, одной из таких проблем в прошедшем сезоне была неслаженная работа некоторых терми­налов, ввиду чего не всегда можно было получить подтверждение необходимого количества вагонов, поставляемых на разгрузку.

Качественный вопрос - 2013 / 2014

Еще одной отличительной чертой прошлого сезона стало высокое качество зерновых в Укра­ине, в частности пшеницы. Как результат в сезоне-2013 / 2014 было крайне сложно найти фуражную пшеницу, так как почти все зерно было продо­вольственным. Конечно же, высокие качествен­ные показатели продовольственной пшеницы по­могли Украине вернуться на официальный рынок Египта. Но те компании, которые ранее заключи­ли сделки на поставку фуражной пшеницы, суще­ственно пострадали в финансовом плане, так как это были убыточные сделки. «Была реальная про­блема собрать партию фуражной пшеницы, так как вся она была высокого качества, чего уже нель­зя сказать о текущем сезоне, когда наблюдают­ся явные качественные проблемы, в частности с содержанием клейковины», — отмечал А. Друзяка. Согласно первым поступлениям пшеницы урожая 2014 г., многие участники рынка разочарованы ее качественными показателями. По мнению экспер­тов, процентное соотношение продовольственной пшеницы к фуражной все же превысит показатель в 50%. Но вопрос в другом — в соответствии зерна продовольственной пшеницы нового урожая кон­диционным показателям. В то же время, по мнению Ю. Скичко, на сегодняшний день не стоит делать скоропалительных выводов относительно качества убираемой пшеницы. «Пока можно только пред­положить, что недофинансирование фермеров по весенней программе по защите растений, плюс по­годный фактор (отсутствие высоких температур в период формирования качественных показате­лей по белку, клейковине и другим хлебопекарным свойствам) — все это могло оказать влияние на биохимический состав зерновой. Но, в целом, мне кажется, что продовольственного зерна будет больше в процентном соотношении, чем фураж­ного», — отметил он. Кроме того, на сегодняшний день в нашей стране получила развитие техниче­ская база для послеуборочной доработки зерна. Конечно, далеко не каждый производитель сред­него звена может себе позволить такое обеспече­ние, но все же крупные агрохолдинги продолжают улучшать качество получаемой продукции за счет технологий и достаточного финансирования.

Зерновой сезон в Украине 2013 - 2014

Динамика экспортных цен на основные зерновые, USD/т

Зерновой сезон в Украине 2013 - 2014

Динамика цен спроса на основные зерновые в Украине, грн/т

 

Ценовые тенденции зернового рынка в 2013/2014 МГ

Основной отличительной чертой сезона-2013 / 2014 стали экстремально низкие цены на все зерновые на старте сезона. Сложившийся на зерновом рынке в 2013 / 2014 МГ ценовой тренд был обусловлен рекордным урожаем в Украине и основных странах-производителях, увеличением предложения зерновых на мировых площадках, превалирующим над объема¬ми потребления.
Рассматривая ценовые перспективы рынка в 2014 / 2015 МГ, можно отметить, что на высокие ценовые показатели рассчитывать не стоит. Данный вывод сделан на основании того, что мировое произ­водство, как и производство в Причерноморском регионе будут достаточно высокое, а также ожидает­ся некоторое снижение качества зерна.

Основные страны - импортеры пшеницы из Украины в июле-мае 2013 / 2014 МГ

Страна - импортер

Объем поставок, тыс. тонн

Доля, %

Египет

2521,0

26,5%

Южная Африка

487,1

5,1%

Кения

468,4

4,9%

Турция

440,4

4,6%

Израиль

418,3

4,4%

Иордания

414,0

4,4%

Индонезия

393,6

4,1%

Таиланд

389,9

4,1%

Ливия

371,5

3,9%

Тунис

350,6

3,7%

Другие

3244,7

34,2%

ВСЕГО

9499,6

100%

По мнению А. Друзяки, целесообразные уровни цен на пшеницу на старте сезона составляют 255 и 245 USD/т на зерновую 12,5% и 11,5% соответственно и 225 USD/т на фуражную пшеницу FOB.

Низкие цены на зерно на базисе FOB оказыва­ют довлеющее влияние как на внутренний рынок, так на торговлю на базисе СРТ-порт. Цены спроса в портах на продовольственную пшеницу 2 и 3 клас­са в диапазонах 2450-2530 и 2350-2450 грн/т соот­ветственно. Как отмечает Ю. Скичко, данные цены совершенно неприемлемы для аграриев как не по­крывающие затрат на производство данной продук­ции. На фоне экспортной ориентации рынка цены формируются мировой конъюнктурой, а не уровнем затрат на производство, как того хотели бы аграрии.

География зернового рынка Украины 2013/14 МГ: развиваем новые направления

Стоит отметить то, что одной из отличительных черт сезона-2013/14 стал экспорт из Украины не только в направлении стран ЕС, Африки, Ближнего Востока, но и в страны Юго-Восточной Азии. В част­ности, интересом на южноазиатском рынке зерно­вых пользовались украинская кукуруза и пшеница.

Пшеница

По мнению трейдеров, основным знаковым со­бытием для рынка украинской пшеницы прошлого сезона стало ее возвращение на официальный за­купочный рынок продовольствия Египта, то есть на GASC. Так, в завершившемся сезоне Египет стал основным потребителем украинской пшеницы. При этом стоит отметить увеличение доли экспор­та пшеницы из Украины в направлении Египта — до 26,5% против 23,9 годом ранее. Тройку лидеров-импортеров украинской зерновой замыкают Восточная Африка и Кения, которые увеличили закупки почти в 2 раза по сравнению с прошлым сезоном — до 487,1 и 468,4 тыс. тонн соответственно. Отметим, что в сезоне-2012 / 2013 Восточная Африка и Кения занимали лишь 9 и 10 места среди основных стран-импорте­ров украинской пшеницы с объемами импорта 271,3 и 264,9 тыс. тонн соответственно. Также не совсем типичным был рост интереса к украинской пшени­це и со стороны турецких импортных компаний. Так, если в сезоне 2012 / 2013 Турция не вошла в десятку ос­новных стран-импортеров украинской пшеницы, то в 2013/14 МГ она по праву заняла свое четвертое ме­сто, закупив 440,4 тыс. тонн отмеченной продукции. Немногим отстали от Турции Израиль и Иордания, которые также увеличили объемы импорта за про­шедший сезон — до 418,3 (350,7 тыс. тонн сезоном ранее) и 414 тыс. тонн.

Кукуруза
Как отмечал представитель одной из крупнейших транснациональных экспортных компаний в Украи¬не, положительным фактором для рынка украинской кукурузы стала возможность работать в направлении стран Юго-Восточной Азии. В частности, это начало поставок в такие страны, как Китай и Южная Корея. Несмотря на то, что маркетинговый год для сектора фуражной кукурузы еще не закончил¬ся, но уже, по данным за июль-май сезона 2013 / 2014, можно выделить тройку лидеров среди основных стран-импортеров зерновой. Пальма лидерства, как и в позапрошлом сезоне, досталась Испании с общим объемом импорта за июль-май 2972,9 тыс. тонн против 25,43,4 тыс. тонн в сезоне 2012 / 2013. Также, несмотря на снижение общего объема закупок украинской кукурузы, по аналогии с прошлым годом на второй позиции закрепился Египет, общая доля импорта которого составила 12,9% против 13,8% за 2012 / 2013 МГ. Ну и абсолютным прорывом сезона для нашей кукурузы стала Южная Корея, которая за прошедший сезон закупила около 1761,3 тыс. тонн зер¬новой, тогда как за предыдущий, 2012 / 2013 МГ, украинская зерновая не представляла для страны никакого интереса. Также Япония проявляла активный интерес к украинской кукурузе в течение прошлого сезона и закупила в общем объеме 1223,5 тыс. тонн кукурузы.

Основные страны - импортеры кукурузы из Украины в июле-мае 2013 / 2014 МГ

Страна-импортер

Объем поставок, тыс. тонн

Доля, %

Испания

2972 9

15 6%

Египет

2460 9

12 9%

Южная Корея

17613

93%

Нидерланды

1724,5

9,0%

Италия

1441,6

7,5%

Иран

1267,5

6,6%

Япония

1223,5

6,4%

Португалия

833,8

4,4%

Израиль

633,5

3,3%

Великобритания

614,7

3,2%

Другие

4168,3

21,8%

Всего

19102,5

 100%

По мнению А. Друзяки, в будущем сезоне сохранится ориентация экспорта украинских зерновых в азиатском направлении. Причем, это касается не только поставок кукурузы, но и пшеницы, что обусловлено увеличением закупок этой зерновой Японией. Кроме того, можно отметить приемлемое соотношение «цена-качество» на украинские зерновые, в сравнение, например, с южноамериканскими. Увеличения поставок ячменя в указанном направлении, скорее всего, ожидать не стоит, так как в данном регионе на¬ходится один из ведущих мировых производителей ячменя — Австралия.

Кроме того, нельзя списывать со счетов долю экспорта украинской продукции в направлении стран ЕС. Помимо стабильного импорта кукурузы Испанией, наращивают объемы потребления укра¬инской зерновой и Италия с Нидерландами. Так, за июль-май 2013 / 2014 МГ объемы импорта из вышеуказанных стран составили 1441,6 тыс. тонн и 1724,5 тыс. тонн соответственно против 1260,8 тыс. тонн и 928 тыс. тонн за предыдущий сезон.
Что же касается роста экспортных поставок ку¬курузы в направлении стран ЕС, то тут, по мнению украинских трейдеров, основной причиной является ценовой вопрос. Вот что думает по этому поводу Юрий Скичко: «Большой ценовой спрэд между кукурузой и пшеницей изменил структуру потребления Европы в пользу кукурузы, которая была значительно дешевле пшеницы в сезоне-2013/14. Поэтому им¬порт кукурузы в Европу был значительно пересмотрен. В начале сезона прогнозы импорта кукурузы озвучивались на уровне 10 млн. тонн, а в конечном итоге импорт составил около 14-16 млн. тонн».

Ячмень

В отличие от пшеницы и кукурузы рынок ячменя в прошедшем сезоне работал по принципу: отсут­ствие новостей — тоже хорошая новость. Как отме­чали участники рынка, в сезоне 2013 / 2014 ячмень «не принес никаких сюрпризов. Основным импорте­ром ячменя как в мире, так и в Украине тради­ционно остается Саудовская Аравия, которая кон­тролирует 66,5% мирового рынка ячменя». Именно в направлении Саудовской Аравии и был отгружен максимальный объем продукции — 1529,3 тыс. тонн, что на 13,26 тыс. тонн превышает аналогичный пока­затель сезона 2012 / 2013. Второе место среди основных импортеров ячменя принадлежит Ливии с общим объемом импорта 214,7 тыс. тонн (154,8 тыс. тонн в позапрошлом сезоне), замыкает тройку лидеров Из­раиль, который незна­чительно, но все же увеличил закупки яч­меня — до 106,4 тыс. тонн (99 тыс. тонн).

Основные страны - импортеры ячменя из Украины в июле-мае 2013 / 2014 МГ

Страна-импортер

Объем поставок, тыс. тонн

Доля, %

Саудовская Аравия

1529,3

65,8%

Ливия

214,7

9,2%

Израиль

106,4

4,6%

Кувейт

104,5

4,5%

Иордания

101,6

4,4%

Тунис

88,7

3,8%

Япония

49,5

2,1%

Сирия

29,0

1,2%

ОАЭ

28,3

1,2%

Алжир

25,1

1,1%

Другие

46,7

2,0%

ВСЕГО

2323,8

100%

 Политический фактор: внезапно...

Еще одной отличительной чертой прошлого сезо­на является влияние политической и экономической нестабильности в стране, в частности во второй по­ловине 2013 / 2014 МГ. Конечно же, никто не ожидал та­кого развития событий в Украине, и психологически мы не были готовы к подобному. И именно с психо­логической точки зрения украинский экспортный ры­нок оказался в «подвешенном» состоянии, особенно в феврале-марте 2014 г. «По моем мнению, сложная политическая ситуация в стране в прошедшем сезо­не не оказала особого влияния на рынок, кроме психо­логического, — отмечал А. Друзяка. — Самое плохое время в прошлом сезоне — это февраль-март. Когда мы, к примеру, не то что метались по рынку, а про­сто не понимали, что происходит. И это была самая большая сложность для всех — и для транснацио­нальных компаний и для покупателей».

Все прекрасно помнят девальвацию гривны, ког­да курс менялся несколько раз в день и участники рынка просто не знали, как быть, по какой цене про­давать/покупать. Трейдеры не знали, по какой цене зафиксировать прибыль, производители боялись заключать контракты на фоне всеобщей ценовой нестабильности. «Мучили мы в ценовом отношении товаропроизводителей в тот период, — отмеча­ли участники рынка. — Потому что если сегодня не заплатил — завтра это уже в убыток было или наоборот. То есть это был период неопреде­ленности: угадал или нет.

Активность торговой деятельности снизилась, объемы отгрузок сократи­лись. И не стоит забывать об опасениях мирового рынка, операторы которого чуть ли «не вычеркну­ли» Украину из состава основных производителей и экспортеров зерновых в мире. Сложная была си­туация, когда украинским экспортерам необходимо было сконцентрировать усилия и доказать, что зер­новой рынок страны способен нормально функци­онировать даже в таких непредсказуемых условиях. Однако отмечались и положительные моменты. По мнению некоторых участников рынка, «в плюсе» от экономической нестабильности в стране оказались сельхозпроизводители. Особенно те, которые полу­чили хороший урожай озимых культур. Ведь, как от­мечал эксперт, «себестоимость выращивания была приравнена к доллару как 1:8, а убирают сейчас при курсе 1:12. Поэтому фермеры на сегодняшний день в очень неплохой ситуации».

Кроме того, есть мнения, что пользу от роста курса доллара США получили не только фремеры, но и трейдеры. Как отмечал коомечреский директор компании "Укрхарвест" Евгений Гордиенко, «есть валютные трейдеры, ко­торые умело воспользовались данной ситуацией и получили дополнительную прибыль на курсовой раз­нице. Однако есть и те, кому не повезло, так как они заключили сделки на спаде курса валюты».

Зерновая логистика: новые реалии.

Еще одним отличительным фактом прошлого се­зона стало изменение зерновой логистики Украины за счет аннексии Крыма Российской Федерацией. Все мы помним тревогу (в частности со стороны импор­теров) относительно того, как же будет осуществлять­ся перевалка сельхозпродукции без портов Крыма? Ответ: легко и непринужденно. То, что Крым явля­ется полуостровом и со всех сторон окружен моря­ми, еще не означает, что он играет важную роль при экспортных отгрузках зерновых. Вот что думает об этом А. Друзяка: «Порты Крыма...Через них в послед­ние 2 года везли только материковое зерно. То, что Крым выращивал по 600 и 700 тыс. тонн, покрывало только их собственные расходы. Так что, к счастью, без крымской логистики мы ничего не потеряли». Единственным зерноперевалочным комплексом, мощности которого позволяли переваливать боль­шие объемы зерна, была СК «Авлита». Терминал «АБС», который расположен на территории Керчен­ского МТП, также не характеризовался значительны­ми отгрузками. А на рейде в Керченском порту в ос­новном происходила перевалка российского зерна.

Зарегулированность украинского рынка сельхозгрузов: не надо помогать, просто не мешайте

О роли государства в попытках помочь с регули­рованием украинского экспортного рынка говорить и рассуждать можно бесконечно. Основной наболевшей темой украинского трейдера является процесс под­готовки и сбора разрешительной документации при экспортных поставках товара. В частности, речь идет о госорганизациях, предоставляющих услуги, которые не требуются на внешнем рынке. «Но, тем не менее, они у нас обязательные, они у нас не двойные, а тройные, и являются дополнительной финансовой нагрузкой для сельхозпроизводителя, в итоге получающих меньшую цену спроса. Ну, и самое главное — это то, что все эти органы пронизаны коррупцией.», — отметил предста­витель одной из украинских экспортных компаний. «Но, слава Богу, сейчас этого уже нет, — продолжил эксперт, — с апреля 2014 г. обязательность получения самого главного и самого ненужного и бесполезного сертификата ГХИ отменена. В первую очередь это уменьшило расходную часть и ускорило движение то­вара по логистической цепочке от поля в порт». Бу­дем надеяться, что этот закон не будет единственным, ориентированным на украинского экспортера. Потому как без диалога государство-трейдер украинский экс­портный рынок зерновых не сможет усовершенство­вать свою работу. А нам это крайне необходимо, тем более, если мы претендуем на лидерские позиции среди основных стран-поставщиков сельхозпродукции в мире. «Единственное то, что мы еще не услыша­ли от нового правительства — их стратегических комментариев о том, как будет работать аграрный рынок. Сейчас вырисовывается очередное подписание меморандума и правил работы в новом сезоне. Это свидетельствует о том, что государство, рынок и их диалог будут контролировать обеспечение так на­зываемой продовольственной безопасности. Но пока новая команда не обозначила правила игры», — отме­тил Ю. Скичко.

Где хранить — вот в чем вопрос

И, как говорится, о наболевшем и неизлечимом в краткосрочной перспективе — о системе хранения. Это тот вопрос, который из года в год беспокоит произ­водителей. Именно недостаток емкостей для хранения сельхозпродукции делает новость о высоком урожае одновременно и хорошей и плохой. Хорошей — по­тому что обеспечивается продовольственная безо­пасность в Украине и, как следствие, отменяется воз­можное введение каких-либо ограничительных мер на экспорт, что будет способствовать активной торговле. Плохой — потому что надо будет задумываться над тем, где хранить и как хранить продукцию, дабы сберечь все его качественные показатели до конца сезона. Па­радоксально, но мы все время говорим о наращивании объемов производства, увеличении объемов экспорта, а не о недостатке мощностей для хранения зерна. «В России при урожае в 90-95 млн. тонн суммарный объ­ем зернохранилищ по стране составляет 100 млн. тонн. А в Украине — дефицит складских емкостей. Потому что у нас на урожай в 60 млн. тонн зерновых и на переходящие остатки в 10 млн. тонн суммарный объем сертифицированных складов составляет всего около 35 млн. тонн. И это, не считая урожая маслич­ных, — отметил А. Друзяка. — Раньше элеваторы «за­чищались» перед сезоном и на хранении оставалось только зерно из инвестиционного фонда и госрезерва. А сейчас на элеваторах имеются солидные остатки. Так, на начало текущего 2014/15 сезона в зернохрани­лищах Украины сформировано 5,7 млн. тонн остат­ков, т.е. практически 25% от общих мощностей по хранению уже занято. А теперь 54-55 млн. тонн мы в любом случае должны собрать в текущем сезоне. И куда его класть? Это замкнутый круг».

Согласно увеличению производства сельхозпро­дукции в Украине, нужно увеличивать емкости для хранения в портах в 2-2,5 раза. С учетом того, что на украинских терминалах в последние несколько сезо­нов активно грузятся суда класса Рапатах дедвейтом 50-60 тыс. тонн и партия такого объема становится нормальной для Украины, нам необходимо иметь портовые элеваторы единовременным объемом хра­нения порядка 200-300 тыс. тонн. Это нужно для того чтобы имелась возможность грузить одно судно за другим и не было задержек с разгрузкой ж/д составов.

Автоперевозки: со старыми проблемами в новый сезон

Сезон новый, а проблемы все те же. Простаиваю­щие автозерновозы на подъездах к портам, задержка приемки груза... Все в лучших традициях «горячего начала» нового зернового МГ. В сезоне-2014/15 убор­ка началась на 2-3 недели раньше, и не все портовые терминалы успели провести техническую подготовку к приемке зерна нового урожая. Как сообщают опе­раторы рынка, на 1.07.14. было уже собрано более 1 млн. тонн ячменя. «И, слава Богу, что уборка началась раньше, что не случилось как в позапрошлом году, когда совпали сроки уборки ячменя и пшеницы», — вспоминает А. Друзяка. Также он полагает, что «проб­ки» на подходах в портах были, есть и будут. Особен­но в тех портах, которые «вписаны» в центр города. Потому что единственное слабое место в данном слу­чае — это подъездные пути. И от этого не уйти. Са­мые наглядные примеры — это порты Одессы и Ни­колаева, где чтобы расширить подъездную дорогу, как для автомобильного транспорта, так и для ж/д, нужно сносить целые жилые кварталы — а это нереально.

 

Читайте также