Согласно информации, размещенной на сайте ЕБРР, банк рассматривает возможность выдачи кредита частной компании ООО «Интерлизинвест» на сумму до $75 млн. «Банк рассматривает кредит «Интерлизинвест» в рамках частичного финансирования приобретения около 3 тыс. грузовых вагонов для удовлетворения растущего спроса компании»,— говорится в сообщении ЕБРР. Общая сумма проекта составляет $300 млн. (таким образом, в проект заложена оценка стоимости вагона в среднем в $100 тыс., что превышает текущую цену на полувагон на уровне $75 тыс.). В ЕБРР не исключают, что часть кредита будет синдицирована с другими банками. Проект уже прошел предварительное согласование, но еще требует утверждения на заседании совета директоров банка, которое запланировано на 12 июля.
Это будет первый заем, предоставленный в Украине ЕБРР частной компании для приобретения подвижного состава. В обосновании проекта, подготовленном банком, говорится, что его целью является «поддержка реформы железнодорожной отрасли за счет увеличения участия частного сектора и более широкого распространения частной собственности», а также «содействие конкуренции через поддержку развития независимых поставщиков услуг по железнодорожным перевозкам и лизингу». В пресс-службе ЕБРР не предоставили дополнительных комментариев, сославшись на то, что детали проекта будут оглашены после его одобрения советом директоров. Но подтвердили: до сих пор банк не выдавал в Украине кредитов частным компаниям на закупку железнодорожного подвижного состава.
По информации банка, «Интерлизинвест» является одним из ведущих частных поставщиков услуг по железнодорожным перевозкам грузов и управлению парком грузовых вагонов для корпоративных клиентов в Украине. В настоящее время компания владеет и управляет около 1200 вагонами. По данным участников рынка, «Интерлизинвест» контролируется депутатом от Партии регионов, бизнесменом Павлом Лебедевым, который является также почетным президентом инвестиционно-промышленной группы Inter Car Group. Одним из ключевых направлений деятельности группы является выпуск продукции железнодорожного машиностроения.
Комментируя переговоры о кредите с ЕБРР, Павел Лебедев сообщил, что закупка такой крупной партии вагонов обусловлена потребностями быстрорастущего рынка. Также он объяснил, что проект по расширению парка подвижного состава связан с улучшением условий для инвестиций в эту сферу. «В период с 2005 по 2010 гг. грузовые вагоны в Украине практически не закупались частными компаниями. Инвестиции в эту сферу были низкорентабельными и малоэффективными из-за неблагоприятной тарифной политики «Укрзалiзницi», которая отменила все скидки на перевозку грузов частным парком»,— отмечает господин Лебедев. В то же время сама железная дорога практически не закупала грузовых вагонов, что в условиях растущего спроса на перевозки способствовало накоплению отложенного спроса. «Только сейчас тарифная политика начинает меняться в лучшую сторону. И бизнес мгновенно на это реагирует»,— заключает бизнесмен. По его словам, номенклатура закупаемого подвижного состава не ограничится лишь полувагонами: будут приобретаться также минераловозы и платформы. Компания собирается оперировать этим парком на территории не только Украины и России, но и других стран СНГ.
Переориентация инвестиций ЕБРР в железнодорожной отрасли с государственного на частный сектор является очевидным свидетельством того, что действующая модель госуправления в системе «Укрзалiзницi» безнадежно отстала от рыночных условий, в которых работают компании отрасли. В банке подтверждают: кредитование «Укрзалiзницi» в настоящее время не рассматривается. «Согласно новой стратегии банка относительно Украины, которая была утверждена в апреле, четко указано: никаких кредитов «Укрзалiзницi» ЕБРР не выдаст до тех пор, пока не будет проведена реформа железнодорожной отрасли»,— говорит пресс-секретарь банка Антон Усов. Напомним, последний кредит ЕБРР выделил «Укрзалiзницi» в 2008 г. — $62,5 млн. на закупку грузовых вагонов.
Но недовольство банка по поводу состояния дел в отрасли привело к тому, что перечисление средств несколько раз откладывалось, в результате чего они были получены только в 2010 г. Ведет ли банк переговоры о займах на закупку вагонов с другими частными компаниями — господин Усов не сообщил, сославшись на коммерческую тайну. Но эксперты считают, что по мере роста спроса на вагоны со стороны частных компаний будет усиливаться и интерес банка к кредитованию этого сектора.
Экономические известия