Агрохолдинг «Сварог Вест Групп» почти год назад создал «Первый национальный аграрный кооператив» (ПНАК). Членами данного кооператива уже являются 25 тыс. человек. Каждый из них может прийти на местный пункт приема молока, приложить персональную скретч‑карту на входе (фиксирует визит) и слить свежее молоко в специально отведенную для этого емкость. При условии, что молоко соответствует установленной норме, члену кооператива на счет придет сумма из расчета 4,5 гривны за литр молока, а это на 2 грн. дороже, чем у посредников.
Инициативу «Сварога» решили поддержать еще несколько крупных растениеводческих компаний и производителей сахара, которые вместе с агрохолдингом за этот период вложили в ПНАК примерно $8,5 млн. Доля «Сварога» составила $2,5 млн.
За время своей работы ПНАК сумел стать звездой специализированных СМИ. В них кооператив представлялся инновационным социальным проектом, реализованным в соответствии с лучшим зарубежным опытом. Андрея Гордийчука, предправления и миноритарного акционера «Сварога» такое определение вполне устраивало, хотя оно не совсем соответствует действительности, так как помимо социально ориентированной инициативы, проект построен по трезвому расчету и перспективной бизнес‑модели.
Аналитики журнала Landlord поставили «Сварог» на первое место в рейтинге самых эффективных агрокомпаний. Холдинг принадлежит банкирам Сергею и Александру Буряковым, а также аграрию Андрею Гордийчуку. EBITDA на гектар земли холдинга достигает $540. «Сварогу» принадлежит 80 тыс. га в Хмельницкой, Черновицкой и Житомирской областях. Не секрет, что высокая эффективность холдинга прямая заслуга Гордийчука. Он решил отойти от классической программы корпоративной социальной ответственности (КСО) и создать принципиально новый проект, благодаря которому, как говорит А. Гордийчук, «человек получит рыбу, а не удочку». Аграрий считает неэффективным подход, когда тратятся по $1,5 млн. в год на КСО (ремонт дорог, крыш, школ, строительство детских садиков в селах, где живут арендодатели «Сварога»), но, при этом сами люди продолжают жить практически в бедности. Селяне сами рассказывали, что основная их проблема – это продажа своих продуктов посредникам за бесценок.
Вдохновившись идеей кооперативного движения, доказавшей свою эффективность в странах Западной Европы и в Азии, Андрей Гордийчук решил создать ПНАК. По словам Зиновия Сверда, президента «Украинского кооперативного альянса», ПНАК основан на японской модели кооперативов. Такая модель предусматривает обеспечение членов кооператива средствами производства, предоставление им возможности выгодно продавать свой товар; открытие доступа к кредитованию, социально‑бытовому и медицинскому обслуживанию.
Однако на практике оказалось, что селяне не охотно решались вступить в такой кооператив. Сотрудникам компании пришлось проводить встречи с селянами, на которых данный проект представляли, не как благотворительность, а как возможность стать предпринимателем.
Вскоре люди поняли все преимущества участия в таком кооперативе и стали массово вступать в ПНАК. Теперь, формируя бюджет из отчислений с дополнительных доходов, селяне сами решают, на какие общественные нужды потратить заработанные деньги.
Человек, решивший вступить в ПНАК, подписывает годовой контракт и получает ряд преимуществ. С этого момента он, по сути, переходит под опеку кооператива, который предоставляет ему бесплатные консультации, что производить и как повышать свою эффективность.
В ближайшем будущем появится еще и специальный сайт, фуд‑портал. Благодаря нему обычные селяне и фермеры смогут продавать свою продукцию напрямую покупателям. Продаваться будет только органическая и сертифицированная продукция, о которой будет представлена наиболее полная информация.
Кроме этого существует программа «Мини‑птицеферма – дневной доход». Имея около 200 кур на общей площади 0,1 га, человек сможет получать ежемесячную чистую прибыль в размере около 3500 грн., не считая параллельного дохода от продажи мяса.
Для компаний-инвесторов ПНАК выгода от данного кооператива состоит в том, что они могут при минимальных затратах получить от селян качественное сырье.
Глава «Сварога» подчеркивает, что ПНАК – это долгосрочная инвестиция. По подсчетам экспертов компании, экономические возможности сел только в Хмельницкой области достигают примерно 40 млрд. грн. в год.