Анрей Колодюк: DIVAN.TV – это экосистема, которую формируем мы и наши партнеры

Анрей Колодюк: DIVAN.TV – это экосистема, которую формируем мы и наши партнеры

×
1224 Лернер Людмила / инвестиционный обозреватель InVenture Венчурные инвестиции и стартапы

Анрей Колодюк: DIVAN.TV – это экосистема, которую формируем мы и наши партнеры

  • В 2011 году на украинском медиа-рынке появился новый игрок., – компания DIVAN.TV, – которая начала расти невероятными темпами.


Сегодня молодая компания уже сотрудничает со 150 телеканалами и доступна пользователям в 200 странах мира, а последним ее достижением стал переезд главного офиса в Кремниевую Долину, США, где DIVAN.TV сможет и дальше развивать инновационное направление, объединяющее телевидение и интернет.

Создатель проекта, основатель и управляющий партнер венчурной компании Aventures Capital Андрей Колодюк рассказал в интервью InVenture, как создавался и рос DIVAN.TV.

С чего вы начинали? Как вообще появилась идея создания интерактивного телевидения?

Впервые у меня идея появилась еще в 2000 годах, когда интернет только набирал свою популярность. У людей компьютеры только начали появляться, в отличие от телевизора, который уже был в каждом доме. Я понимал, если подключить ТВ к интернету и дать возможность смотреть то, что доступно во всемирной паутине, получится революционный и интересный продукт. В 2008 году я вернулся к реализации этой идеи. В мире на то время, кроме IPTV больше ничего не было, а телевизор так и остался одним устройством в доме, не подключенным к интернету. В те годы о Smart TV еще не слышали. Поэтому решил создать сервис, который пользователи смогли бы смотреть на своих домашних телевизорах и на любых других устройствах. Так состоялась «свадьба» ТВ и интернет.

Три года проект был в разработке. С какими трудностями вы столкнулись на пути создания окончательного прототипа?

Без необходимой технологии бизнеса не было бы вообще. Основная трудность оказалась в создании инновационного продукта –  в реализации от «идеи на бумаге» до первой версии сервиса.

Вначале я потратил год на поиски необходимой технологии. Общался со многими IT-компаниями в Кремниевой долине. Ответ, который я слышал: TiVo, Netflix, Hulu, Apple TV, Google TV сами разрабатывают свое технологическое решение. На тот момент никто бы не лицензировал его для такого оператора, как мы. Поэтому я решил собрать команду в Украине и приступить к разработке. Потом были сотни итераций, тестов, изменений до окончательного прототипа DIVAN.TV.

Расскажите о ваших первых ваших шагах: какие препятствия встали на вашем пути? Как пользователи и инвесторы отнеслись к появлению вашего сервиса?

Главный вопрос, который интересовал многих – работа с правообладателями и наличие пиратов на рынке. Как мы собираемся работать с медиагруппами, ведь они против революционных изменений, неизбежно происходящих на рынке. С первых дней мы начали объяснять правообладателям, что наш сервис защищает их контент от скачивания, мы готовы платить им деньги за него. Но, к сожалению, некоторые медиагруппы увидели в нас конкурента, хотя на самом деле мы платформа, которая помогает показать их каналы зрителям и монетизировать контент в 200 странах мира.  Некоторые решили повторить нас и создать свой сервис. Но, как мы видим, это не так-то просто.  Поэтому, на рынке сейчас есть:  1) кабельный оператор «Воля», который пытается реализовать свое ОТТ; 2) пиратские сервисы; 3) DIVAN.TV в сотрудничестве с более чем 15 партнерами интернет-провайдерами по Украине.

DIVAN.TV – это экосистема, которую формируем мы и наши партнеры (интернет-провайдеры, производители оборудования, авторы, музыканты, интернет-магазины, банки, платежные системы и др.). Презентацию прототипа продукта для партнеров мы сделали летом 2011 года. Думаю, многие из них тогда впервые услышали про ОТТ. Со многими (MoneXy, Yakaboo) мы уже тогда начали работать и создавать сегодняшний функционал DIVAN.TV – ТВ-банкинг, ТВ-шопинг и другие опции. Сейчас партнеров намного больше: 150 телеканалов, 15 интернет-провайдеров, 600 розничных магазинов по Украине, производители оборудования (LG, Samsung, Philips. Dune, MAG, AURA и пр.) и другие.  Мы всегда открыты к интересным предложениям.

Какие первые успехи были для вас самыми значимыми?

Появление DIVAN.TV на медиаплеерах MAG и DUNE HD. Выход на Smart TV LG и Samsung. Запуск сервиса на планшетах Android и Apple iOS. И последнее событие, к которому мы готовились четыре года, – это выход на рынки 200 стран мира.

Чем вам помогли инвесторы помимо вложенных средств? Можете рассказать о том, какие компании и фонды вкладывали в вас средства?

Во все компании я всегда сам инвестировал, и для меня это первый опыт взаимоотношений с внешними инвесторами за всю мою 20-ти летнюю предпринимательскую практику. DIVAN.TV – это первая компания, в которую присоединились позже и другие инвесторы. Теперь есть люди, которые спрашивают с меня результаты деятельности DIVAN.TV. Это очень ободряет, держит в тонусе, не дает расслабиться. На мне ответственность теперь уже не только  за свои, но и за чужие деньги.

Сегодня многие телеканалы предоставляют онлайн трансляции своих программ. Что, по вашему мнению, выгодно выделяет вашу компанию на медиа-рынке?

Платформы на подобие DIVAN.TV не конкуренты, а комплементарные дополнения сайтам каналов, и это мировая практика. Сайт телеканала – это больше маркетинговый инструмент. Большая часть из них монетизируется в интернете по рекламной модели. На DIVAN.TV монетизация – это доход от каждого платящего абонента с подписки. Для канала это  дополнительный заработок, а то, что сервис присутствует в 200 странах мира, – это единственная возможность монетизации своего контента за пределами Украины и России. Мы агрегатор ТВ-каналов: на любом устройстве (Smart TV, STB, планшеты, сайт), в любое время, и уже теперь в любом городе мира. 

Расскажите немного о команде вашего проекта. Кто начинал работу вместе с вами и что каждый из вас принес в проект?

Вначале я нашел партнера-профессионала, который взял на себя ответственность за реализацию технологической части бизнеса. А в 2012 году  начала формироваться новая команда с целью выхода DIVAN.TV на рынок. Спустя время произошли некоторые изменения, и сейчас есть люди, которые работают со мной с самого начала, а есть и новые менеджеры.

Выйдя на украинский рынок, вы достаточно быстро столкнулись с открытым противостоянием со стороны традиционных телеканалов. Что для вас значит такое пристальное внимание к вашей компании?

То, что мы на верном пути, ведь сегодня уже больше 150 телеканалов увидели в нас партнера, который монетизирует их контент. Они понимают, что им не нужно создавать своей платформы и инвестировать миллионы долларов в разработку технологического решения и команду. Мы для них площадка, которая поможет заработать в очень сложной рыночной среде, в которой работает DIVAN.TV, борясь с пиратами.

Хотя DIVAN.TV и не является производителем контента, некоторые украинские медиагруппы, отнеслись к нам враждебно, увидев в нас почему-то конкурента. Для остальных 150 каналов мы – партнер. Враждебность связана со старым мировоззрением некоторых людей в менеджменте этих медиа-групп. Они не осознают, что перемены уже происходят на рынке и правила диктуют не они, а потребители. Рынок монополизировать уже невозможно.

Украина не единственная страна,  где это происходит, похожие симптомы борьбы с новыми игроками есть и на международном рынке.  Но судовые прецеденты в Америке показывают, что суд на стороне инновационных технологий и компаний.

Американская компания Aereo выиграла суды у крупных медиа-компаний на вещание эфирных каналов в сети, тем самым создав прецедент для других игроков рынка ТВ. А что до Украины, наши медиа-группы сами пролоббировали законодательство, которое обязывает всех провайдеров страны, включая нас,  вещать их каналы в так называемой программной услуге.. Но в отношении к DIVAN.TV некоторые медиа-группы почему-то идут вразрез этому законодательству, которое им же выгодно. Для меня их позиция непонятна. Я думаю, что это является пережитком прошлого определенных менеджеров, и с их уходом отношение между DIVAN.TV и некоторыми медиагруппами перейдет в другую сторону партнерства и монетизации контента, а не банальной войны, которую они ведут с нашей компанией, а не с пиратами.

В своем последнем пресс-релизе вы сообщили, что перебираетесь в США, оставляя в Украине только R&D. Чем вызвано подобное решение?

Мы к этому готовились последние четыре года. DIVAN.TV изначально создавался как сервис, который будет доступен для всей 300 млн. русскоязычной и украиноязычной аудиторий во всем мире. В США решены в большей степени вопросы пиратства. Мы видим рынок платежеспособного населения там и хотим побороться за него, значит должны быть в Штатах.

Калифорния выбрана не случайно. Именно там сегодня происходит основная революция в ТВ. DIVAN.TV – инновационная компания и нужно держать руку на пульсе, внедряя многие технологические решения. В США находится сама экосистема (Apple TV, Google TV, Intel TV и теперь DIVAN.TV), в которой мы сможем быстрее реализовать все то, что запланировали изначально и предоставить готовое решение нашим пользователям.

В прошлом году вы проводили сравнение между Divan.tv и Аpple.tv. Для Украинского рынка сравнение оказалось полностью в вашу пользу. А как вы будете продвигать компанию в США, где пользователи привыкли к бренду Apple?

Apple TV для нас не является конкурентом, потому что наш сервис уже доступен на любом телевизоре, к которому подключена приставка Apple TV. Используя планшет, благодаря технологии AirPlay пользователь может видеть на Apple TV тот же контент, что и на планшете. Поэтому DIVAN.TV уже доступен на Apple TV. Уверен, это станет дополнительной мотивацией для русскоязычного населения Америки, которые захотят приобрести Apple TV. В скором времени, думаю, что мы появимся там как и нативное приложение, потому что Apple TV открывает уже свои двери для таких инновационных сервисов как DIVAN.TV.

Немного информации для потенциальных инвесторов. На развитие бизнеса на зарубежных рынках вам могут потребоваться существенные финансовые вливания. Могли бы вы приблизительно охарактеризовать объем требуемых инвестиций? Вы планируете использовать собственные средства или искать финансирование из внешних источников?

Для того чтоб построить такую глобальную компанию, которой становится DIVAN.TV, нужно всегда находится в диалоге с инвесторами. Это позволяет быстрей масштабировать компанию. Для движения вперед действительно нужны суммы, которые превышают  десятки миллионов долларов. Сейчас реализация идет по плану, но мы всегда открыты и поддерживаем диалог с инвесторами, которым интересно то, что делает DIVAN.TV. Из моего опыта, любая компания для того, чтоб стать глобальной, должна быть открыта для инвесторов, в том числе и международных, которые открывают новые двери и дают новую добавочную стоимость.

Каким вы видите будущее вашей компании? Какое направление вы планируете развивать в первую очередь?

DIVAN.TV станет №1 сервисом для русскоязычного и украиноязычного населения во всем мире. Нашим основным направлением является симбиоз линейного ТВ и «видео по запросу».  Линейное телевидение будет по-прежнему востребованным. Люди хотят смотреть здесь и сейчас, а не в записи или в библиотеке «видео по запросу». Конечно, мы будем расширять предложения по выбору телевизионных каналов, библиотеке фильмов и музыки. Максимальный выбор контента для наших клиентов – это направление работы для нас является самым приоритетным. Наши пользователи могут не только смотреть сервис DIVAN.TV на разных устройствах, но и скоро смогут воспользоваться опцией «второй экран». Мы над этим активно работаем и планируем внедрить в ближайшем будущем.

Пару слов об украинском медиа-рынке: каковы его дальнейшие перспективы в плане развития инноваций? Не притормозит ли ваш «переезд» развитие отрасли?

За последние два года на украинском медиа-рынке начали происходить изменения, в том числе благодаря нашей компании. DIVAN.TV – пионер развития рынка ОТТ в Украине, а также наша компания первая на рынке среди кабельных и спутниковых операторов представила услугу «видео по запросу». Что касается самого медиа-рынка и основного заработка многих медиа-компаний, ТВ-реклама будет эффективно мигрировать в сторону ОТТ сервисов и интернет-рекламы. Это позволит рекламодателям больше фокусироваться на таргетированной рекламе и адресном предложении.

У нас приготовлен ряд сюрпризов для медиа-рынка, которые позволят ему еще более активно развиваться. Это значит, что DIVAN.TV будет и дальше поддерживать свой статус первенства, и мы верим в конкуренцию. Рынок Украины остается для нас  тем полем действий, которое позволяет нашей компании оставаться гибкой, технологичной и сильной, внедряя инновации и тем самым меняя привычные правила игры.

 

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×