Рейтинг «ССС», по методологии S&P, означает буквально следующее: на данный момент существует потенциальная возможность невыполнения эмитентом своих долговых обязательств; своевременное выполнение долговых обязательств в значительной степени зависит от благоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий.
Экономическая ситуация в украинской столице, мягко говоря, далека от идеальной. «В номинальном выражении налоговые поступления за январь–июль 2010-го выросли лишь на 4,5%, тогда как инфляция за этот период составила 9,3%. И несмотря на некоторое улучшение динамики доходной части бюджета за последние месяцы, поступления по налогу на доходы физических лиц (основной источник наполнения горбюджета) достаточно слабые», — говорит аналитик ИК «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач. Поступления данного налога лишь на 3,5% превысили прошлогодний показатель в номинальном выражении, тогда как реальный рост зарплат в городе за этот период составил 3,6% (номинально среднемесячная зарплата в Киеве выросла примерно на 7,2% по сравнению с январем–июлем прошлого года). «Это свидетельствует о том, что в городе наблюдается тенизация доходов и ожидать улучшения ситуации возможно только в случае усиления административного контроля (за сбором налогов. — ред.)», — считает Анастасия Головач. Кроме того, есть все основания полагать, что по результатам года все же не удастся выполнить план по наполнению доходной части бюджета, поскольку за семь месяцев собрано лишь 44,4% от плановых показателей на год.
Расходная часть бюджета выполняется аналогично, то есть плохо. «Городские власти продолжают финансировать только ключевые статьи расходов, связанные с выплатой зарплат, в то время как финансирование строительства, транспорта и ЖКХ значительно отстает от плана», — рассказывает Анастасия Головач.
Однако пока финансирование внешних долгов Киева происходит строго по графику — за семь месяцев выполнено более чем 60% от годового плана. При этом прогноз по рейтингу, присвоенному S&P, — «Стабильный». То есть аналитики S&P не видят оснований для снижения рейтинга. «Прогноз отражает наши ожидания относительно того, что перспективы консолидации финансовой и бюджетной политики на уровне центрального правительства, внимание государства к финансовому состоянию города и положительный опыт Киева по обслуживанию своих долговых обязательств позволят ему безболезненно пройти пик кредитных выплат в 2011–2012 гг.», — считают Карен Вартапетов и Борис Копейкин.
Сумма будущих долговых погашений столицы немалая. По данным S&P, в июле полный долг Киева, включая еврооблигации и банковские кредиты, составлял $896,6 млн. И это не считая привлеченного в начале сентября кредита на сумму 1,5 млрд грн в счет погашения долгов перед Киевэнерго. То есть общая сумма долгов на конец сентября — $1,086 млрд (8,5 млрд грн). А ведь согласно бюджету города, сумма его задолженности на 31 декабря текущего года должна составлять максимум 6,7 млрд грн. Другими словами, уже сейчас долговая нагрузка на столичный бюджет превышает предельный показатель на 1,8 млрд грн.
Кстати, кредиты в размере 1,5 млрд грн горадминистрации предоставили Ощадбанк (1 млрд грн) и Укрэксимбанк (500 млн грн), хотя изначально переговоры о предоставлении этих займов велись с коммерческими финструктурами — Укрсоцбанком, Альфа-Банком и ПриватБанком. Это говорит о том, что долговые проблемы столицы уже приходится решать непосредственно правительству (именно ему подконтрольны Ощадбанк и Укрэксимбанк), так как коммерческие структуры отказываются кредитовать город.
Условно кредиты Киева можно разделить на две категории (по валюте привлечения): еврооблигации (на общую сумму $700 млн) и банковские кредиты (2,7 млрд грн). Погашения по всем этим долгам предстоят вплоть до 2015 года, причем уже в 2011-м предполагаются довольно крупные выплаты. В следующем году городу придется погасить еврооблигации2011 ($200 млн), вернуть банку «Хрещатик» 450 млн грн плюс 750 млн грн Альфа-Банку. Также предстоит погашение части кредитов Ощадбанка и Укрэксимбанка. Итого около 3 млрд грн только за 2011 год. На 2012-й приходится аналогичная сумма.
Безусловно, рефинансирование текущих кредитов вполне возможно — например, за счет привлечения банковских кредитов либо займов международных финансовых организаций. Но, как уже говорилось, коммерческие финучреждения не кредитуют столицу, а госбанки не резиновые, если учесть, что они и без того сейчас активно финансируют большинство крупных бюджетных организаций.
Западные инвесторы пока не в восторге от перспектив вложения средств в киевские долговые бумаги. Летом 2010-го разразился скандал вокруг обязательств города. В июле начальник Главного финансового управления КГГА Виктор Падалка сообщил, что все три выпуска еврооблигаций планируется реструктуризировать, поскольку город не способен обслуживать даже текущие процентные выплаты по ним. Естественно, инвестиционный рынок отреагировал на эту новость обвалом котировок. Вскоре первый вице-мэр Киева Александр Попов заявил о том, что кредиты в Альфа-Банке и банке «Хрещатик» были привлечены под нерыночные проценты — 40% годовых, что, разумеется, тоже вызвало обвал котировок киевских евробондов.
Впоследствии Киев погасил очередной транш по еврооблигациям, а Альфа-Банк и «Хрещатик» опровергли данные о завышенных ставках по кредитам. Но репутация Киева как заемщика была испорчена. «Если бы не было шумихи, когда до рынка доходила очень непоследовательная и противоречивая информация, готовится ли главное финуправление КГГА провести реструктуризацию или нет, то можно было бы спокойно разместить новый выпуск еврооблигаций. Таким образом, город де-факто рефинансировал погашения 2011 года и заодно нашел деньги на процентные расходы», — говорит глава управления кредитного анализа ИК «Ренессанс Капитал» Петр Гришин.
Сейчас у Киева есть только два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый — привлекать к погашению столичных долгов правительство. В агентстве S&P считают, что выплаты по долгам с высокой вероятностью будут осуществляться за счет роста трансфертов из госбюджета и/или за счет сокращения перечислений города в государственный бюджет. Причем вероятность поддержки города правительством достаточно высока, потому что уже текущие процентные платежи по кредитам Киева осуществляются за счет краткосрочных ссуд от Государственного казначейства.
Второй вариант — реструктуризация долгов, привлеченных у украинских банков (реструктуризировать еврооблигации намного сложнее). «В настоящий момент мы прогнозируем пролонгацию кредитов Альфа-Банка и банка «Хрещатик» до 2012 года. Пока мы не ожидаем пролонгации других банковских кредитов (Ощадбанка и Укрэксимбанка)», — говорит Карен Вартапетов.
По материалам: Контракты