Динамика украинского рынка M&A противоречит мировой. За первый квартал объем сделок на этом рынке в мире врос на 15% сравнительно с аналогичным периодом прошлого года, достигнув $746,9 млрд., что стало рекордом с 2011 года. Однако объем таких сделок на украинском рынке упал до $441 млн. – более чем в шесть раз. Более чем вдвое – до 21 – снизилось количество M&A сделок при участии украинских продавцов, покупателей или активов. Об этом говорится в результатах ежеквартального отчета международной компании Dealogic.
В данном объеме украинского рынка отображается только восемь транзакций, о которых сообщили публично, так как сумма других сделок не разглашалась. Частично спад вызван эффектом сравнения с необычайно богатым на транзакции первым кварталом 2013 года. На тот период пришлась крупная сделка на $2,5 млрд. по покупке медиагруппы Inter Media Group холдингом Дмитрия Фирташа Group DF, что оказало сильное влияние на статистику? К тому же, возникшая ситуация на рынке вызвана политической и экономической нестабильностью.
Исход иностранцев
За первый квартал, как и в прошлые периоды, большинство сделок заключалось для перераспределения активов между украинскими собственниками. Как говорит председатель набсовета оператора рынка M&A компании «МТ-Инвест» Мирослав Табахарнюк, процессы слияния и поглощения все еще идут в традиционных для нашей страны отраслях – в финансовой и банковской сфере, где крупные игроки приобретают более мелких конкурентов. Эксперт считает, что в будущем компании вынуждены будут проводить продажи, поскольку нестабильность политической обстановки вызывает дестабилизацию в экономике, а владельцы спешат избавиться от убыточного или непрофильного бизнеса.
Иностранные инвесторы, в свою очередь, затаились и не спешат выходить на рынок Украины. Уже присутствующие компании торопятся покинуть страну, опасаясь еще большего увеличения рисков. За последние три месяца через шесть сделок рынок покинули компания их Германии, Италии, Канады, Кипра и России, включая немецкий концерн Praktiker, чью одноименную сеть гипермаркетов приобрела украинская группа Kreston Guarantee Group.
Также с украинского рынка ушла канадская EastCoal, избавившись от угледобывающих шахт им. Менжинского и «Вертикальной». Только трое иностранных инвесторов французская La Poste, американский агрохолдинг Cargill и российская «Альфа-Групп» – нарастили свое присутствие на рынке. Именно из-за активного ухода из Украины западных банковских групп две крупнейшие сделки за январь-март 2014 года пришлись именно на финансовый сектор. Самой громкой стала продажа Банка Кипра от кипрского Bank of Cyprus к российской «Альфа-Групп». Во время кризиса в прошлом году украинскую «дочку» одного из самых проблемных кипрских банков выкупили за $306 млн.
Итальянская группа Intesa Sanpaolo за $100 млн. продала холдингу Group DF свой Правэкс-Банк. При этом итальянцы были готовы практически на все, лишь бы уйти с рынка, потому продала его с колоссальным убытком – в семь раз дешевле, чем покупала в 2008 году. Именно эти две сделки и составили 99% объема M&A рынка с украинским участием за завершившийся квартал. Таким образом, средняя сумма сделки составляет $21 млн., что в два раза меньше, чем год назад, а без учета этих сделок – $1,8 млн., т.е. в 26 меньше.
Грядущий всплеск
Повышение активности в секторе могут обеспечить уже анонсированные, но еще не закрытые сделки в том же банковском секторе. На данный момент завершается сделка по продаже Марфин Банка, который Дельта Банк Николая Лагуна выкупает у Cyprus Popular Bank. В последнем квартале прошлого года итальянская UniCredit Group выставила свой Укрсоцбанк на продажу. Австрийская группа Raiffeisen Bank International (RBI) ищет покупателя на украинскую «дочку» Райффайзен Банк Аваль, для которой три из четырех потенциальных покупателей уже провели due diligence. Однако, в марте RBI заморозила процесс поиска покупателя, ссылаясь на повышенные политические риски.
стимулировать рынок также может ухудшение отношений между Украиной и Россией и конфликт в Крыму. Хотя российские инвесторы начали выходить с рынка еще до начала этих событий. В марте X5 Retail Group продал торговую сеть «Перекресток» украинской компании Omega.
В свою очередь, украинский бизнес также продает активы в РФ. Например, в начале февраля Kernel Holding Андрея Веревского продал Невинномысский маслоэкстракционный завод в Ставропольском крае за $10 млн. Хотя, холдинг также заранее подыскивал покупателя. Но другие украинские компании тоже могут продать свои активы в России. В частности, ПриватБанк Игоря Коломойского уже заявил о намерении продать свою российскую «дочку» Москомприватбанк, в которой с начала марта действует временная администрация Центробанка РФ.
Мирослав Табахарнюк считает, что напряженность отношений с Россией может иметь обратный эффект для рынка, особенно в машиностроительной отрасли, которая в большинстве своем ориентирована на Таможенный союз. Раньше украинские машиностроительные компании иногда продавались или покупались российскими, сейчас этот процесс замедлится, если вообще не остановится, полагает он. Однако сближение с Европой может дать второе дыхание рынку M&A, особенно после окончательного подписания экономической части соглашения об ассоциации.