Краудсорсинг – привлечение пожертвований от частных лиц на развитие своих проектов – существует уже 12 лет и за всю свою историю собрал около $3 млрд. Сейчас в мире действуют 452 краудсорсинговых платформы, которые профинансировали около 1 млрд. проектов в 2011 году.
Среди предпринимателей ходят легенды о тех, кто сумел привлечь необходимые средства всего за пару дней или собрать в десять-двадцать раз больше необходимого. Яркий пример – проект 3Doodler, который меньше чем за месяц сумел собрать в 100 раз больше необходимого – идея собрала $3 млн. вместо ожидаемых $30 тыс. меньше чем за сутки. И все это после заметке в «Инвестгазете» о презентации 3D-принтера в форме ручки.
Краудсорсинг не только помогает собрать средства на проект, но и оценить, насколько он интересен рынку. Это ключевое отличие «общественных» инвестиций от традиционных инвестиций от венчурного инвестора – с привычным исследованием рынка, продвижением продукта и фокусировкой на целевой аудитории. На платформе для краудсорсинга вы получите весь комплекс услуг, причем сразу и быстро.
После кризиса принцип «с миру по нитке» стал особенно популярен – деньгодатели (бекеры) массово понесли свои средства на новые проекты. Созданная в 2009 году платформа Kickstarter стала одной из самых известных в мире. Основными сферами специализации площадки являются искусство, дизайн, технологии и игры. 38 тыс. проектов смогли привлечь деньги за всю историю работы Kickstarter, общая сумма инвестиций составила $549 млн. Средняя сумма пожертвований составила $150 от каждого из 3,7 млн. человек.
Практика платформы демонстрирует, что больше всего собирают игры, фильмы и проекты дизайна. Организаторы Kickstarter не продвигают и не рекламируют проект, не помогают в сборе средств, просто предоставляют проектам площадку. У предпринимателей остается 100% компании. В обмен на свои пожертвования бекеры получат самые разные подарки – от фирменных футболок и кепок, до скидки на сами товар или права на эксклюзивный просмотр фильма, который был снят благодаря их инвестициям. Эта платформа ограничена только платежной системой Amazon payments с которой она работает, поскольку последняя рассчитана только на граждан США. Платформа работает по принципу all or nothing – финансирование получают только те проекты, которые собрали полную заявленную сумму. Ограничение по месту вызвано желанием защититься от мошенников, ведь преследовать их в рамках одной страны гораздо удобнее, чем по всему миру.
Только один из всех 38 тыс. проектов, профинансированных Kickstarter, был родом из Украины. Сергей Хващук, организатор проекта Work & Travel в США, создал свой бизнес по производству металлических чехлов для флешек Eternal Case. Предприниматель выбрал подходящую идею и зарегистрировался на платформе с помощью американских партнеров. Хващук принял решение не замахиваться на крупные проекты, требующие больше $100 тыс. (по результатам его анализа только 1% таких проектов получали полное финансирование). Производство Eternal Case требовало всего $5 тыс., но собрать удалось целых $25 тыс. Бекеры получали различные условия в зависимости от суммы пожертвования: при сумме от $99 человек получал чехлы всех типов и три флешки на 32 Гб. На полученные $25 тыс. Хващук произвел 800 чехлов различных типов и закупил более 600 микросхем. Проект принес всего 10% прибыли. Предприниматель доволен интересным опытом и подумывает запустить еще несколько проектов на Kickstarter. Краудсорсинговые платформы уникальны тем, что предприниматель может пробовать себя в различных типах деятельности и выбрать для себя наиболее прибыльные сферы, получив полезный опыт без затраты времени и усилий.
Не многие проекты могут добиться успех на краудсорсинговых платформах, даже при всех их огромных плюсах. Для начала, бекеры на хотят инвестировать в непонятные и неинтересные проекты. К тому же, сильно раскошеливаться они не будут, потому предпринимателю не приходится рассчитывать на успешность проекта по созданию космического корабля или автомобиля. Однако, инвесторы интересуются проектами, прошедшими «фильтр» краудсорсинга. 3Doodler может вызвать заинтересованность крупных инвесторов – у проекта есть огромный потенциал.
Краудсорсинг: «за» и «против»
Президент холдинга Internet Invest, венчурный инвестор Александр Ольшанский:
Лично я не могу привести конкретные примеры, но привлечение средств при помощи краудсорсинга достаточно интересный вариант. Поиски инвестора иногда затягивается на несколько лет, а краудсоргинг дает возможность собрать средства быстро и без особых проблем. Но предприниматель получает бесценный опыт, оббивая пороги венчурных фондов, он учится оценивать свою презентацию со стороны, реально смотреть на свой проект. Инвестор, помимо финансирования проекта, еще и принимает участие в развитии вашего бизнеса. Он вам может помочь одной своей репутацией, своими связями дельным советом. В конечном итоге стартапер уверен в своем будущем. Ни одна краудсорсинговая платформа такой уверенности не даст.
Резидент бизнес-инкубатора Happy Farm, CEO&Co-Founder Ugift Андрей Живолович:
Наш стартап ориентируется на страны СНГ, а не на мировую арену, потому мы не рассматриваем краудсорсинговые платформы как средства для привлечения инвестиций. Наша команда предпочла бизнес-инкубатор, поскольку он предоставляет не только деньги, но и помощь менторов, экспертную оценку и ресурсы для развития проекта. Не спорю, свои плюсы есть и в краудсорсинге – нет необходимости возвращать инвестиции, отчитываться перед инвестором, делиться долей в компании и т.д. Но в инкубаторе вы получите помощь менторов, маркетологов, консультации экспертов – все то, что жизненно необходимо стартапам.
Бизнес-ангел Ярослав Максимович:
Сомневаюсь, что краудсорсинг в ближайшее время станет популярным в Украине. Предприниматели предпочитают сосредотачиваться на создании сервисов, а не продуктов. К тому же, украинские стартперы часто не имеют опыта ведения бизнеса. Беккеры дали им денег – и что с ними делать дальше? Начинающие предприниматели просто не знаю, как продвигать продукт на рынок и искать покупателей. Именно для этого им нужны менторы. Существует риск неудачи проекта, профинансированного на краудсорсинговой платформе.
Что такое краудсорсинг и почему он не работает в Украине?
Краудсорсинг в Украине не работает. Почему? Бекеры не готовы вкладывать деньги, а предприниматели – создавать проекты.
12.04.13
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!