Сбербанк России поглощает розничный бизнес BNP Paribas, следующий УкрСиббанк?

Сбербанк России поглощает розничный бизнес BNP Paribas, следующий УкрСиббанк?

Президент и глава правления Сбербанка России Герман Греф не только увеличивает свою долю в капитале финучреждения, но и строит амбициозные планы по завоеванию розницы в РФ и за ее пределами. ...

Можно точно не знать размер активов Сбербанка России, но чтобы понять масштабы этого финучреждения, достаточно взглянуть на его филиальную сеть в Киеве. Отделениями в тысячу квадратных метров на центральных улицах столицы, цветовым зонированием и отдельными комнатами для детей может похвастать далеко не каждый банк. Оправдают ли себя подобные инвестиции, станет известно через пару лет, но пока даже у представителей материнской структуры нет аналогичных отделений в России, и они приезжают перенимать опыт модернизации сети у киевлян.

Между тем головной офис крупнейшего банка Восточной и Центральной Европы озабочен другими вопросами и свои масштабы демонстрирует не квадратными метрами, а рыночными приобретениями. После продолжительных слухов и громкой покупки инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» в марте фокус снова сместился на приобретение Сбербанком России розничного банка для усиления своего присутствия за пределами отечественного рынка. Два года назад велись разговоры вокруг приобретения россиянами европейской группы из разряда Raiffeisen или OTP, а вместе с ней и лидирующих позиций на рынках присутствия. Правда, этот план так и остался нереализованным, скорее всего, стороны не сошлись в цене. Как утверждают участники рынка, несмотря на масштабы и размашистые жесты, Сбербанк России не любит переплачивать за приобретаемые активы. На прошлой неделе появилась информация о покупке им в России розничного бизнеса французской группы BNP Paribas — подразделения Cetelem, специализирующегося на потребкредитовании. Ранее сообщалось о создании совместного предприятия Сбербанка России и Cetelem, входящего в десятку лидеров на российском рынке pos-кредитов. Потребительская розница — слабое место Сбербанка и на украинском рынке, где по итогам первого квартала почти 90% кредитного портфеля финучреждения составили кредиты юридических лиц. Украинская же «дочка» BNP Paribas — УкрСиббанк — лидер рынка кредитования физлиц. Возможно, после продажи розничного направления в России французы задумаются и о продаже украинского актива, переживающего сегодня не лучшие времена.

 Битва за розницу

«Относительно публикаций в прессе BNP Paribas Group не подтверждает информацию о возможном приобретении Сбербанком России розничного бизнеса BNP Paribas в РФ», — заявили в пресс-службе УкрСиббанка, входящего в BNP Paribas Group. Не подтверждают эту информацию и в Дочернем банке Сбербанка России в Украине. А на предположение о возможном приобретении Сбербанком украинской «дочки» BNP Paribas в банке ссылаются на акционеров: «Все сделки по слияниям и поглощениям на территории Украины находятся в компетенции исключительно материнского банка». Однако нет дыма без огня, ведь слухи о покупке Сбербанком России инвесткомпании «Тройка Диалог» также много месяцев циркулировали на рынке до своего логического завершения. Поэтому не исключено, что вскоре россияне закроют сделку по покупке Cetelem, а затем укрепят свои «розничные» позиции за пределами российского рынка. В частности в Украине — через покупку УкрСиббанка.

Заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин предполагает, что неопределенности с покупкой Cetelem могут заключаться в цене актива и сроках его передачи. «Сбербанк уже вел переговоры, но так и не договорился по поводу цены с ХКФ-банком. Сбербанк не любит покупать что-либо дорого. И покупка «Тройки Диалог» тому пример. Кроме того, не так просто передать бизнес (это технологии, люди, техника, каналы связи, базы данных, системы анализа и контроля за платежами, договоренности с ритейлерами и т.д.), который не является отдельным юрлицом. Процесс будет весьма трудоемким и вряд ли быстрым», — рассуждает банкир. Если же сделка состоится, то Сбербанк России войдет в сегмент, в котором он пока не представлен. «Но тут следует помнить о том, что динамика, которую показывал Cetelem (3,7% рынка за три года), вполне может прекратиться из-за отсутствия у Сбербанка опыта управления и принятия решений по розничному кредитованию. Это один из самых агрессивных сегментов рынка, ему присущи продукты с высокой степенью риска. Будет ли Сбербанк готов принять такие правила игры, покажет только время», — заключает г-н Крапивин.

Вполне очевиден и тренд ухода с российского рынка иностранных банков. В этом году о планах сокращения деятельности заявляли KBC Group, Santander, Morgan Stanley, Rabobank. В частности, британские Barclays и HSBC не пожелали развивать дальше свой розничный бизнес в России. Может быть, такую возможность не исключает и BNP Paribas Group. Основной проблемой иностранцы называют высокую конкуренцию на российском рынке с государственными банками.

Для Сбербанка приобретение Cetelem — это получение налаженного бизнеса, построенного с учетом западных технологий и опыта, отсутствие необходимости терять два-три года на развитие собственной аналогичной сети и прохождение пути проб и ошибок. «Минус для Сбербанка — сложность перевода бизнеса, который не является отдельным юрлицом, относительно невысокая доля рынка покупаемого бренда. Но это уже вопрос жадности Сбербанка. Лично мне кажется, что такому крупному и амбициозному финучреждению нужно было бы покупать игрока из первой тройки», — рассуждает г-н Крапивин. Но кто знает, возможно со временем СР докупит еще одного розничного игрока.

Читайте также