"В разных классах жилой недвижимости доля инвестиционных квартир отличается. Средний показатель таких сделок составляет около 15%. С начала прошлого года доля квартир под инвестиции практически не изменилась, тогда как по сравнению с довоенным периодом – снизилась в два раза", – сообщили агентству в компании KAN Development.
По ее данным, портрет инвестора существенно не изменился, однако среди клиентов стало больше покупателей из регионов, а также желающих приобрести многокомнатные, семейные квартиры.
Как сообщил девелопер Alliance Novobud, доля инвестиционных сделок в структуре его продаж на сегодня составляет в среднем 15%, тогда как до полномасштабного вторжения показатель составлял 20-25% в Броварах и 30-40% в Киеве.
По словам СМО Alliance Novobud Ирины Михальовой, спросом пользуются готовые дома или на высокой стадии готовности, однако растет интерес и к инвестированию на стадии котлована из-за растущего дефицита готовых квартир.
"Портрет покупателя практически не изменился. Чаще всего это частные инвесторы, занимающиеся арендным бизнесом, или планирующие продать недвижимость по переуступке. Сюда же добавились и юридические лица, которые скупают квартиры с целью дальнейшей перепродажи после проведения ремонта. Они возлагают большие надежды на спрос от покупателей по программам "еОселя" и "еВосстановление", – отметила эксперт.
В компании "Ковальская Недвижимость" также отметили умеренное восстановление инвестиционного спроса. По словам директора компании Игоря Суботенко, на сегодня доля таких сделок достигает 20% в классе "комфорт".
"Квартиры покупают для сохранения средств и дополнительной маржинальности "старт-финиш строительства", ведь стоимость каждого нового проекта становится выше", – пояснил он.
По словам эксперта, инвесторы интересуются квартирами для семей из четырех и более человек: зонированными однокомнтаными квартирами до 60 кв. м, двух- и трехкомнатными до 110 кв. м.
Доля инвестиционного спроса в структуре продаж стройкомпании "Интергал-Буд" на сегодня составляет 10-15%, тогда как в прошлом году показатель составлял 5-10%, а до полномасштабного вторжения – 40% и более. В то же время, несколько изменился и портрет инвестора.
"До полномасштабного вторжения мы фиксировали немалый интерес к инвестициям на первичке среди собственников бизнеса, представителей IT-отрасли. В 2021 году с целью заработка жилье покупали молодые люди, 28-30 лет. Теперь это люди 40+, среди них почти нет представителей технологичных и креативных индустрий, зато немало наемных работников, госслужащих", – рассказала коммерческий директор "Интергал-Буд" Анна Лаевская.
По ее словам, среди инвесторов также выросла доля переселенцев, которые вкладывают остатки накоплений в квадратные метры с целью заработка после приобретения недвижимости для проживания.
Как сообщила директор по маркетингу группы компаний DIM Дария Бедя, клиенты девелопера преимущественно покупают жилье для себя, однако уже около 10% сделок носят инвестиционный характер. При этом большинство инвесторов – профессиональные, которые ранее уже имели недвижимость в своем портфеле.
Наибольшим спросом в классе "комфорт+" пользуются однокомнатные квартиры, при этом запрашиваемая площадь снизилась в среднем на 15 кв. м.
Группа также рассматривает введение в свои проекты формата доходного жилья-апартаментов под управлением профессионального оператора.
"Это отдельный продукт, который сейчас активно разрабатываем. В двух наших проектах в пределах жилой застройки запроектированы апарты с гостиничным сервисом. Среди добавленной стоимости: лучший сервис для владельцев от известных операторов, возможность удобно разместить родственников, друзей в своем доме, не нарушая собственную приватность, развитая внутренняя инфраструктура, так как апарты становятся центром тяготения для дополнительных сервисов: спа, ресторан, коворкинг, детские зоны и т.д.", – пояснила Бедя.
По словам СЕО девелопера Avalon Романа Давимуки, застройщики активно развивают дополнительные услуги для инвестиционного жилья.
"Инвестируют сейчас в основном в долгую: если в квартиру, то чтобы сделать ремонт и потом получать доход от аренды. Мы верим, что за специальными услугами от девелопера, в том числе, ремонтами, будущее продукта, рынок будет развиваться в полностью готовое жилье", – считает он.
Так, услугу проведения ремонтных работ под ключ рассматривают в "Ковальской Недвижимость". Ожидается, что себестоимость ремонта составит $400/кв. м. Услугу планируется запустить уже в новой очереди ЖК "Русановская гавань", отметил директор компании.
Как сообщили в пресс-службе KAN Development, девелопер запустил сервис KAN Market, позволяющий клиентам продать или сдать в аренду свою недвижимость и управлять полным циклом.
В свою очередь, Alliance Novobud изучает различные форматы дополнительных услуг для инвестиционного жилья, в частности, управление как квартирами, так и парковочными местами.
"Рассматриваем привлечение сторонних партнеров для реализации коллаборации, а также внутренней управляющей компании", – отметила Михальова.