Фантомы советской гигантомании имитируют модернизацию

Фантомы советской гигантомании имитируют модернизацию

Фантомы советской гигантомании и калька московской идеи нацпроектов — только имитация модернизации страны

 Штрафы за загрязнение Азовского моря принадлежащему Ринату Ахметову металлургическому комбинату «Азовсталь» выписываются практически ежемесячно. В феврале государственная экологическая инспекция оштрафовала предприятие на два миллиона гривен, но все санкции «жемчужина» холдинга «Метинвест» оспаривает в судебном порядке. Это типичная для украинской тяжелой промышленности картина. Из доставшихся в наследство от Советского Союза дряхлых заводов нынешние собственники выжимают все соки, при этом на глубокую модернизацию средств, как правило, не хватает. Попробовал несколько лет назад обновиться концерн ИСД, набрал кредитов на $3 млрд., но в кризис не смог заплатить по счетам, не выдержал и проиграл. Теперь с кредиторами договариваются другие собственники, а о продолжении модернизации уже ничего и не слышно.

Государственные инициативы по модернизации носят преимущественно декларативный характер. Единственное исключение — подготовка к чемпионату Европы по футболу Евро-2012. Но масштабы ($20 млрд.) не те — это всего лишь косметический ремонт для страны, почти вся инфраструктура которой нуждается в срочной замене. К примеру, обновления требуют 80% подвижного состава «Укрзализныци». В холдинге «Металлоинвест» российского миллиардера Алишера Усманова, опираясь на свои источники, утверждают, что в Украине за последние 14 лет не доинвестировано около $700 млрд. в основной капитал, или $50 млрд. ежегодно. При этом около 60% основных фондов нашей страны уже полностью отработали свой ресурс, и для их замены необходимо 330 млн. тонн стали. Для сравнения: годовой выпуск стали всеми отечественными предприятиями достигает около 30 млн. тонн. «Только в жилищно-коммунальном хозяйстве замене подлежат около 110 млн. тонн металлоконструкций, еще 65 млн. тонн приходятся на промышленное оборудование», — подтверждает эти данные дирекор ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимир Власюк.

$700 млрд.  нужно  найти Украине на ифраструктуру

350 лет — именно через такой отрезок времени Украина достигнет отметки в $700 млрд. прямых иностранных инвестиций при нынешних темпах их прироста. Куда при этом убегут от нас по инновационному пути развития такие страны, как Япония или США, даже представить трудно. За последнее десятилетие Украина выдала только два крупных модернизационных проекта, для реализации которых активно искались инвесторы. Это уже упомянутый Евро-2012 и реконструкция ГТС (бюджет около $2 млрд.). Если по футбольному чемпионату помогли западные банки со своими кредитами, то вопрос модернизации газотранспортной системы так и остался пребывать в подвешенном состоянии.

Новая власть в вопросе модернизации решила опираться на так называемые национальные проекты. Это озвученные властью намерения привлечь крупные инвестиции в строительство ряда инфраструктурных объектов. В перспективе планируется привлечь $14-15 млрд. прямых иностранных инвестиций и достичь увеличения ВВП на 4,7-5%. Но реальность озвученных планов вызывает большие сомнения, поскольку в них включены только три-четыре действительно потенциально интересных для инвесторов проекта: строительство терминала по перевалке сжиженного газа, сеть мусороперерабатывающих заводов и др. Остальные, как, например, проведение Олимпиады в Карпатах, вызывают опасения относительно потенциально несправедливого распределения крупных участков земли в рекреационных зонах либо носят явно популистский характер.

Виктор Янукович на специально подготовленной для иностранцев презентации этих проектов в киевском отеле «Интерконтиненталь» провел аналогии между реализацией национальных проектов и крупными комсомольскими стройками времен Советского Союза. «БАМ, Днепрогэc, поднятие целины — все это, по сути, были те же национальные проекты», — делился размышлениями Янукович. Такой подход отлично понимают, например, в России, странах Центральной Азии и Китае. Поэтому неудивительно, что именно Пекин выделил деньги на реализацию первого из этих проектов — строительство железной дороги из Киева в аэропорт Борисполь.

Источник: Инвестгазета
 

 

Читайте также