Говоря о 16 ноября, спикер, вероятнее всего, имел в виду не конкретно этот день, а пленарную неделю с 16 по 19 ноября, — законопроекты, подобные проекту Налогового кодекса, Рада обычно рассматривает по четвергам.
Что же касается поступивших поправок к документу, то в последний день, отведенный регламентом для их подачи, количество замечаний и предложений действительно увеличилось в 1,5 раза и даже превысило 4,5 тыс.
В итоге, депутатских поправок, поступивших после почти четырехмесячной доработки и согласования проекта, оказалось ненамного меньше, чем в июле. А сравнительная таблица аккуратно разместилась на 1851 странице!
Тем временем текст проекта на минувшей неделе продолжил видоизменяться. Окончательный вид (или, скажем осторожнее, возможно, окончательный) приняли 10 из 19 разделов документа.
Правда, большинство из этих разделов (кроме разве что акцизного сбора) имеют узкую направленность и касаются ограниченного круга налогоплательщиков. Поэтому в данном случае 10 из 19 — это явно не большая часть проекта.
Козни МВФ
До окончательного же согласования остальных 9 разделов на минувшей неделе стало, возможно, даже дальше, чем было ранее. Дело в том, что в процесс подготовки проекта Кодекса ко второму чтению включился еще один (и очень серьезный!) игрок — Международный валютный фонд (МВФ).
Причем включился так рьяно, что в ряде случаев рискует поломать имеющиеся договоренности. Не говоря уже о возможной неоднозначной реакции со стороны украинских налогоплательщиков.
В частности, представители МВФ в очень жесткой форме воспротивились одномоментному снижению ставки налога на прибыль с 25% до 19%.
Хотя именно это снижение было поставлено властями в основу “пиара” проекта Кодекса, похоже, Кабмину придется согласиться с поэтапным сокращением ставки — не более чем на 2 п.п. в год. При этом МВФ не против уменьшения в итоге ставки до 16%, как и обещано в программе Президента Украины Виктора Януковича.
“Их предложение заключается в том, чтобы такое снижение было не более чем на 2 пункта (похоже, после краткого курса обращения с процентами, преподанного работникам Минфина БИЗНЕСом, в министерстве поняли, чем отличаются проценты от процентных пунктов. — Ред.), а дальше по годам провести плавное снижение, чтобы, как указано в программе Президента, до 2014 г. дойти до уровня в 16%”, — заявила заместитель министра финансов Татьяна Ефименко.
Но если МВФ не против снижения ставки до 16% к 2014 г., то элементарная арифметика явно сопротивляется поставленным Фондом условиям.
Без отдыха
Впрочем, отказ в возможности резкого уменьшения ставки налога на прибыль — не единственный сюрприз от МВФ. Вторая составляющая “пиарной” базы — так называемые “налоговые каникулы для малого бизнеса” (нулевая ставка налогообложения прибыли для предприятий, чей оборот не превышает 3 млн грн.) — тоже имеет большие шансы почить в бозе.
В Фонде не желают слышать о нулевой ставке налога и пока соглашаются только на 16%. В случае со снижением базовой ставки на 2 п.п., а не на 6 п.п., позиция МВФ объяснима хотя бы с точки зрения существенного сокращения потерь бюджета (см. “Борьба МВФ…”).
А вот в чем для Фонда смысл замены ставки 0% на 16% для малого бизнеса — загадка. Во всяком случае, о фискальном значении тут не может быть и речи — уж очень мизерны суммы в любом случае. Зато для малого бизнеса ставка в 16% — это уж точно никакие не “налоговые каникулы”.
Есть, правда, и одна приятная новость: МВФ согласовал повышение предельного оборота для физлиц-“единоналожников” и одновременно порога обязательной регистрации плательщиков НДС с 300 тыс.грн. до 500 тыс.грн.
Негусто, конечно, но хоть что-то. Хотя, как уже отмечал БИЗНЕС, нынешние 500 тыс.грн. не идут ни в какое сравнение с 300 тыс.грн. образца 1997 г. — ни по покупательной способности, ни по выражению в долларах США или евро.
Что любопытно, расчетные потери бюджета от повышения указанных планок значительно превышают приобретения от отмены “налоговых каникул для малого бизнеса”.
Неча на зеркало
Впрочем, пенять на МВФ, наверное, не столь уж и правильно.
Во-первых, странно, что за четыре месяца интенсивного согласования проекта со всеми и вся в Кабмине не догадались согласовать хотя бы ключевые его положения с главным кредитором государства.
Во-вторых, в определенных случаях украинским переговорщикам удавалось убедить представителей Фонда пойти на компромисс даже, казалось бы, по незыблемым позициям. Вскоре мы, кстати, увидим, как в МВФ отнесутся к нарушению Украиной одной из таких базовых позиций в действующем меморандуме — к невыполнению обещания сократить просроченную задолженность по возмещению НДС до 3 млрд грн. к 01.10.10 г. Есть подозрения, что Кабмин найдет способ убедить кредиторов закрыть глаза на эту “шалость” и перечислить очередной транш. Очевидно, при желании можно попытаться найти компромисс и в вопросах Кодекса.
В-третьих, МВФ в конце концов не заставляет правительство Николая Азарова брать кредит. Если украинские власти в состоянии самостоятельно обеспечить нормальное функционирование государственных финансов, то и налоговую политику они могут вести сами, без консультаций с зарубежными партнерами. Ну а в противном случае…
Не жильцы
Однако не МВФ единым жил на прошлой неделе проект Кодекса. Именно на прошлой неделе Комитету ВР по вопросам налоговой и таможенной политики удалось вывести на чистую воду Минфин и ГНАУ в отношении их неготовности к введению налога на жилую недвижимость.
Протрубив в угоду общественному мнению о готовности ввести этот налог уже 1 января 2011 г., власти палец о палец не ударили не только в вопросе внедрения единого реестра жилой недвижимости (понятно, что это дело не одного и не двух месяцев), но и в вопросе поиска ответа на другой вопрос: а можно ли вообще облагать жилую недвижимость налогом без такого реестра?
Наверное, можно. Однако для этого должна быть предусмотрена какая-то процедура. Кто-то должен быть уполномочен производить обмер жилой площади (это, к примеру, может быть ее владелец или БТИ). Как-то эта информация, да еще и сопоставленная с информацией о количестве зарегистрированных в доме (квартире) человек, должна передаваться в налоговую.
Наконец, кто-то на основании определенного законом перечня документов должен рассчитывать налогооблагаемую площадь и саму сумму налога. Ввиду отсутствия всего описанного введение налога на жилую недвижимость, вероятнее всего, будет отложено.
Кого-то эта информация порадует, большую часть электората, видимо, огорчит, но вот для местных бюджетов это очередная (хоть и не самая большая — размером в 100 млн грн., по оценке Минфина) пробоина. Ведь налог на недвижимость предполагалось ввести в качестве компенсатора отмены ряда других местных налогов.
Несть числа
Еще одним любопытным явлением в ходе доработки проекта стал единый порыв сразу четырех народных избранников (Валерия Шаманова и Анатолия Семиноги из БЮТ, Николая Мартыненко из НУНС и Павла Коржа из “Партии Регионов”), озаботившихся необходимостью введения нового общегосударственного сбора — сбора на социально-экономическую компенсацию рисков населения, которое проживает на территории зоны наблюдения (имеется в виду зона наблюдения предприятий по добыче и переработке урановых руд, ядерных установок и объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, имеющими общегосударственное значение).
Пока Комитет склоняется к тому, чтобы рекомендовать Раде отклонить это предложение. Однако столь странное единство представителей разных политических сил в вопросе введения новых налогов не может не вызывать опасения. Ведь их фантазия может и не ограничиться введением одного сомнительного сбора.
Депутат — о доработке проекта
Виталий Хомутынник (34), председатель Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики:
— Количество поступивших в наш Комитет поправок к проекту Кодекса оказалось очень большим. Кроме того, определенные замечания к проекту высказывает Международный валютный фонд. Чтобы максимально учесть все предложения, Комитет работает без выходных, с утра и до позднего вечера.
Пока полностью согласованы тексты 10 из 19 разделов. В частности, касающиеся взимания рентных плат за транспортировку нефти, нефтепродуктов, газа и аммиака, а также за нефть, природный газ и газовый конденсат, сборов за пользование радиочастотным ресурсом, специальное использование воды и лесных ресурсов, транспортного сбора, платы за землю и недра, а также акцизного сбора.
По остальным, самым объемным разделам Кодекса работа продолжается. Например, можно с большой долей вероятности прогнозировать, что введение налога на недвижимость будет отложено до 2012 г. в связи с отсутствием единого реестра недвижимости, а также иных механизмов, которые могли бы обеспечить надлежащий учет жилой недвижимости.
Без этого введение налога на недвижимость будет профанацией. Также принято решение предусмотреть в Кодексе инвестиционные налоговые льготы для повышения инвестиционной привлекательности АР Крым.
Кроме того, МВФ согласился с предложением нашего Комитета по увеличению до 500 тыс.грн. порога обязательной регистрации плательщиков НДС и фиксации на том же уровне максимального оборота для предпринимателей, работающих на едином налоге.
Автор: Третьяк Владислав
По материалам портала Газеты "Бизнес"
Фондоотдача
В четверг, 28 октября, находившийся в Санкт-Петербурге (похоже, вопрос принятия Налогового кодекса Украины выходит поистине на международный уровень!) председатель ВР Владимир Литвин заявил: ...
04.11.10
Читайте также
Заполните, пожалуйста, ваши контактные данные, чтобы получать ежемесячную рассылку!