Журнал при этом напоминает, что Swedbank резко сокращает масштабы своего присутствия в Украине: за девять месяцев прошлого года его украинская дочка опустилась в списке крупнейших банков с 19‑го места на 25‑е.
Кроме того, Сведбанк начал сворачивать розничный бизнес, закрыл 140 отделений, уволил сотни сотрудников и распродал часть кредитов коллекторам. А головной офис банка, который собирается сосредоточиться на обслуживании крупных компаний, переехал из центра Киева в промзону на Подоле.
"Все эти шаги выглядят очень разумно, учитывая, что по итогам 2009 года убытки Swedbank в нашей стране достигли почти миллиарда долларов. Пять лет назад, когда шведы получили контроль над ТАС‑Комерцбанком и переименовали его в Сведбанк, такого поворота событий не мог ожидать никто", - отмечает издание.
Forbes напоминает, что сделка со шведами принесла председателю правления банка Сергею Тигипко $735 млн, который имел все основания через несколько лет получить от новых собственников еще четверть миллиарда долларов.
В созданную Тигипко финансово‑промышленную группу ТАС входило три банка: универсальный ТАС‑Комерцбанк, корпоративный ТАС‑Инвестбанк и Муниципальный (позже переименован в ТАС‑Бизнесбанк).
"В 2001 году Тигипко поставил перед правлением задачу развивать банк так, чтобы он был эффективным", - рассказывает Татьяна Шмелькова, работавшая зампредом правления ТАС‑Комерцбанка до января 2006‑го.
В сентябре 2005 года Тигипко лично возглавил основной банк своей группы, и, обновив состав правления, он приступил к экспансии. К сентябрю 2006‑го банк вошел в десятку крупнейших розничных кредиторов его активы удвоились, притом что рынок в целом вырос на 55%.
Осенью ТАС‑Комерцбанк вошел в двадцатку крупнейших, и к этому времени на столе у Тигипко лежал десяток предложений от потенциальных покупателей, пишет Forbes, и уточняет, что помимо Swedbank в их числе была итальянская группа UniCredit, греческие Alpha Bank и National Bank of Greece, немецкий Allianz, американский GE Money и несколько турецких банков.
Самую крупную сумму за 100% акций банка был готов выложить Swedbank. В придачу к $735 млн шведы обещали положить на депозит в ТАС‑Комерцбанке $250 млн. В случае ежегодного удвоения активов поглощенного банка на протяжении трех лет эти деньги должны были достаться Тигипко.
Предложение действительно было щедрым, констатирует издание, и отмечает, что примерно в это же время OTP Bank приобрел гораздо более крупный Райффайзенбанк Украина за $780 млн.
Детали контракта Сергея Тигипко со шведским банком, а также причины, по которым Сведбанку не удалось наладить удачный бизнес в Украине и роли в этом самого Тигипко, читайте в свежем №2 журнала Forbes за февраль 2012 года.