Игорь Литовченко: стандарт GSM полностью исчерпал себя

Игорь Литовченко: стандарт GSM полностью исчерпал себя

"Киевстар" стал основой для объединения украинских активов VimpelCom Ltd. Присоединив Beeline, компания рассчитывает усилить свои позиции на рынке фиксированного доступа в интернет. О планах ...

– Бизнес "Киевстара" никак не пострадал, напротив, мы активно развивались. Все это время мы общались с обоими акционерами и согласовывали с ними планы развития. Но финансовые потери у акционеров действительно были. Хотя здесь, скорее, даже не вина акционеров, причина в кризисе. Осенью 2008 года на наших счетах было большое количество нераспределенных гривневых дивидендов – порядка $2 млрд по курсу на тот момент. За несколько месяцев произошел обвал курса, и из-за курсовой разницы мы потеряли около $500 млн. Видимо, это одна из причин, послужившая толчком к тому, чтобы акционеры наконец сели за стол переговоров.
– В объединенной компании VimpelCom Ltd у Telenor только треть голосующих акций. Значит ли это, что стратегию компании теперь определяет Altimo?
– Нет. В совете директоров VimpelСom Ltd Telenor и Altimo представлены в равной степени. Все решения по операционной работе мы – менеджмент украинской бизнес-единицы – принимаем в Киеве, согласовывая их затем со штаб-квартирой VimpelСom Ltd. Я являюсь руководителем одной из бизнес-единиц и членом правления VimpelCom Ltd, где мы обсуждаем вопросы, касающиеся работы всей группы.
– Почему Антимонопольный комитет (АМКУ) все же согласовал объединение "Киевстара" и "Украинских радиосистем" (УРС; ТМ Beeline), ведь еще летом глава ведомства Алексей Костусев заявлял, что концентрация такого количества частот одной компанией недопустима?
– АМКУ рассматривал вопрос объединения около пяти месяцев и вынес положительное решение. Но затем сменился состав комитета, а один из игроков рынка ("Астелит".–Ъ) попросил АМКУ более подробно изучить этот вопрос. Новый состав комитета посвятил этому еще пять месяцев и оставил решение предыдущего состава без изменений. Просто новым людям понадобилось время на изучение вопроса.
– Beeline входит в топ-100 самых дорогих брендов в мире, и для VimpelСom важно присутствие этой ТМ на всех ее рынках. Тем не менее в Украине от этого бренда решили отказаться в пользу "Киевстара". Почему?
– Действительно, VimpelСom Ltd работает в десяти странах мира и везде использует бренд Beeline. Украина – исключение. Решение было сугубо рациональным. Если сравнить бренды Beeline и "Киевстар" в Украине по числу абонентов, доле рынка, качеству связи и доходам, становится ясно, что объединение компаний должно происходить на базе "Киевстара". Развивать несколько брендов на рынке нецелесообразно. Но Beeline останется в виде нишевого предложения – для туристов из стран СНГ, которым этот бренд хорошо знаком. Для абонентов "Beeline-Украина", которые присоединяются к "Киевстару", мы сохраняем все тарифные условия, а также выведем новые привлекательные предложения для объединенной базы.
– В менеджмент объединенной компании вы пригласили только одного представителя Beeline. Почему?
– Я горжусь командой, которую собрал в "Киевстаре". Объединенная управленческая команда в состоянии полностью справиться с решением поставленных перед компанией задач. При этом FTTB-бизнес практически полностью будет развивать команда из Beeline во главе с Виктором Грибаном. Управлять развитием бизнеса объединенной компании на всем корпоративном рынке будет Андрей Милиневский – нынешний генеральный директор УРС. Что касается всей компании, то очевидно, что сейчас есть дублирующие функции и процессы. Такие "раздвоения" недопустимы. К сожалению, менеджеру иногда приходится принимать непопулярные решения – их необходимость диктуется реалиями рынка. За три года мы будем вынуждены сократить более тысячи человек. В основном из-за дублирования функций: 40% сокращений придется на маркетинговую дирекцию, 40% – на техническую, 20% – на остальные.
– Во сколько вы оцениваете синергетический эффект от слияния?
– В течение шести лет синергия от объединения должна составить более $400 млн. А в течение трех лет перед нами поставлена задача стать мультисервисным оператором #1 – то есть мы должны быть лидером в мобильной связи, мобильном и фиксированном интернете, мультимедиа. До объединения мы рассчитывали достичь этой цели за пять лет благодаря органическому росту. Сейчас в большинстве домохозяйств фиксированную телефонию, телевидение, мобильную связь и интернет предоставляют разные операторы. Мы хотим, чтобы абонент получал все эти услуги из одних рук, причем из наших. Это наша бизнес-амбиция, тем более что мы уже лидеры в мобильной голосовой связи, мобильном интернете и рассчитываем стать – в мультимедиа и фиксированном интернете.
– Но в сегменте фиксированного доступа в интернет догнать "Укртелеком" будет сложно...
– Да, пока мы говорим о первенстве среди частных компаний. Конкурировать с предложением "Ого!" в ближайшие годы будет непросто. Но это временное преимущество – у "Укртелекома" практически везде медный кабель, тогда как мы инвестируем в оптоволоконные линии. За следующий год мы планируем подключить более 20 тыс. многоквартирных домов к FTTB и рассчитываем получить 3G-лицензию. С запуском сетей третьего поколения и развитием FTTB абонентов перестанет удовлетворять та ограниченная скорость, которую предоставляет "Укртелеком" по медному кабелю.
– Расскажите, как будет оптимизирована сеть базовых станций Beeline?
– Проблем с технической совместимостью наших сетей нет, мобильная сеть Beeline, как и наша, строилась на оборудовании Ericsson. Вопрос лишь в перепланировании частот, избежании интерференции и других технических нюансах. В течение полутора лет мы закончим процесс полной технической интеграции сетей. Около трети базовых станций Beeline войдут в объединенную сеть. Остальные будут утилизированы или установлены в других местах.
– Как слияние отразится на доходности компании?
– До объединения "Киевстар" за счет высокодоходного мобильного бизнеса показывал высокую маржинальность EBITDA – более 55%. С нового года мы будем давать объединенную отчетность, где финансовые показатели, по крайней мере в первое время, будут меньше. У "Beeline-Украина" доходность и рентабельность ниже: фиксированный бизнес Beeline пока низкодоходный, инвестиции в строительство FTTB-сети значительны, у компании есть кредиты. Наша задача – как можно скорее выровнять ситуацию и показать рост бизнеса украинской бизнес-единицы VimpelCom Ltd. Уверен: это вполне реально.
– За счет чего вы рассчитываете удержать абонентов Beeline, которые привыкли к дешевой связи?
– Мы предложим им очень привлекательные тарифы, причем для звонков на всю 24,5-миллионную базу абонентов. Думаю, что большинство пользователей Beeline на них перейдет. Остальные пока будут оставаться на своих прежних тарифах. При этом они получат более качественную связь и сервис. Кроме того, мы начали внедрять пакетные предложения для корпоративных клиентов, в которых интернет предоставляет Beeline, а мобильное подключение – "Киевстар-бизнес".
– Вы неоднократно заявляли, что в Украине едва ли не самая дешевая связь в Европе. При этом сохраняете цены для абонентов Beeline. Повысятся ли тарифы в будущем?
– Мы стремимся давать больше за те же деньги. С получением 3G-лицензии мы сможем расширить спектр услуг для наших абонентов, предоставлять им IPTV, быструю передачу данных, разнообразные контент-услуги. Если абоненты будут заинтересованы в этих услугах, они будут готовы за них платить. Рано или поздно все участники рынка будут иметь одинаковое покрытие, и тогда ключевыми факторами для абонента станут качество сервиса, обслуживания и отношение к нему. Этим мы отличаемся и будем отличаться.
– Каковы ваши планы по развитию технологии IPTV?
– У "Голден Телекома" сейчас есть лицензия на IPTV в Запорожье, мы будем работать с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания над получением национальной лицензии. Но опробоваться услуга будет именно в Запорожье. После получения 3G-лицензии мы планируем предоставлять интернет-ТВ как для мобильных устройств, так и для компьютеров и телевизоров.
– Основное внимание вы сейчас уделяете интернет-технологиям. Почему?
– На сегодня стандарт GSM полностью исчерпал себя. Проникновение превысило 120%, поэтому рынок вырастет еще максимум на 2%, или на 1 млрд грн в следующем году. При этом интернет сейчас показывает такую же динамику, как мобильная связь в начале 2000-х. Насколько сильно вырастет этот сегмент, зависит больше не от операторов, а от Нацкомиссии по вопросам регулирования связи. Одной из приоритетных в экономике страны должна стать телекоммуникационная отрасль, которая будет увеличивать валовый доход Украины. По данным Всемирного банка, рост проникновения интернета в стране на 1% дает увеличение экспорта на 3-4%. Все понимают, что будущее за мобильным интернетом и FTTB. Чтобы в выигрыше были абоненты, государство и бизнес, необходимо стимулировать эти технологии. Для этого нужны лицензии на связь 3G, рефарминг частот и принцип технологической нейтральности, который позволит использовать одни и те же частоты в разных стандартах. Все эти вопросы лежат исключительно в поле регуляторных решений, от государства даже не требуется тратить на это деньги – только получать доходы в бюджет. Нужно просто принять необходимые решения. Но регулятор ведет на рынке политику двойных стандартов.
– В чем это проявляется?
– По одному и тому же вопросу регулятор может принимать разные решения. Например, когда на рынке возник конфликт между "Укртелекомом" и "Голден Телекомом", аналогичный тому, что был у нас с Vega, то по отношению к нам регулятор занял жесткую позицию, а в отношении "Укртелекома" самоустранился от конфликта. Мы не хотим преференций, мы хотим равных правил игры для всех участников рынка. За свою историю компания инвестировала в украинский телеком 23,5 млрд грн, сегодня "Киевстар" дает более 1% валового дохода страны. На мой взгляд, компания заслуживает быть услышанной.
– Как отразилось на "Киевстаре" снижение ставок интерконнекта?
– 65% всего рынка интерконнекта – это взаиморасчеты между мобильными операторами, 15-20% – международная связь и роуминг, еще около 15% – взаиморасчеты между мобильными и фиксированными операторами. Год назад мобильные операторы рассчитывались между собой по ставке 50 коп./мин. – именно в этом сегменте проводились основные взаиморасчеты, с этих сумм уплачивались налоги. Теперь ставку установили на уровне 36 коп./мин., и налоги будут выплачиваться с гораздо меньших сумм. Из-за снижения ставки бюджет Украины недополучит около 1,5 млрд грн в год. У меня вопрос к регулятору: вы предложили государству механизм компенсации этих потерь? Но нас сегодняшняя ставка устраивает – исходя из нее, мы уже поменяли свои бизнес-планы.
– Недавно Минобороны согласовало план конверсии частот для 3G-связи. Вы претендуете на одну лицензию?
– Все зависит от того, какое количество полос будет выставлено на конкурс. Если это будет три полосы по 35 МГц, то больше одной лицензии нам не нужно. Но условия должны быть одинаковы для всех. 3G-лицензия обошлась "Укртелекому" в $30 млн. При такой стартовой цене мы готовы участвовать.
– Но если "Киевстар" и УРС подадут общую заявку, а МТС купит "Укртелеком", то заинтересованных в 3G-лицензиях будет не так много...
– Да, к тому же есть вопрос рентабельности освоения лицензий. Одно дело – покупка "Укртелекома", имеющего 3G-лицензию, построенную сеть и абонентов. Другое – конверсия за 841 млн грн плюс стоимость лицензии. Таким образом, непонятно, что продается. Но мы заинтересованы в том, чтобы тендер прошел как можно скорее, а наши абоненты наконец получили нормальную скорость мобильного интернета.
– Может, есть смысл сразу переходить к LTE?
– 3G-сети есть уже почти везде, и они показали свои преимущества, а стандарт 4G все еще "сыроват". Но оба стандарта можно предоставлять на одних и тех же частотах без получения новых лицензий – для этого необходимо провести рефарминг и ввести принцип технологической нейтральности.
– Как скоро вы сможете развернуть 3G-сеть после получения лицензии?
– За полгода мы покроем города-миллионники. Наша сеть постепенно готовится к приходу 3G, часть базовых станций приспособлена для работы как в GSM-стандарте, так и в UMTS. Стоимость развертывания зависит от многих переменных факторов: стоимости оборудования и курса национальной валюты. Это вопрос переговоров с поставщиком. Но сумма в любом случае исчисляется сотнями миллионов долларов.
– Насколько быстро такая сеть может окупиться?
– Опять же, это вопрос условий покупки. Я пока не знаю, что мы покупаем и за сколько. Сравнивать с российским или казахским опытом бессмысленно, так как в России лицензии обошлись каждому оператору в $100 тыс., а конверсия осуществлялась за счет государства. Недавно на международном форуме в Санкт-Петербурге президент РФ Дмитрий Медведев назвал телеком второй по приоритетности отраслью экономики страны и поставил цель, чтобы в течение четырех лет широкополосный интернет был доступен на 40% территории России.
– Ваш прогноз по приватизации "Укртелекома"?
– Я всегда говорил, что чем раньше государство продаст "Укртелеком", тем больше денег за него выручит. Для меня не вопрос, кто будет покупателем – мне важно, какими будут правила игры после продажи компании. Хотелось бы, чтобы "Укртелеком" поскорее перестал "ходить в девках" и был продан. Всем было бы спокойнее. Когда появляется коммерческий собственник, он начинает наводить порядок.
– Как будет выглядеть рынок после приватизации госоператора и внедрения новых стандартов связи?
– Посмотрите на российский рынок, который разделила между собой "большая тройка" операторов. У нас будет приблизительно то же самое. Ситуация уже не поменяется. Наша компания как была лидером, так и останется – разница уже слишком большая. Борьба может развернуться лишь за второе место, как это происходит сегодня в России.

Читайте также