Игра украинских компаний на публику

Игра украинских компаний на публику

×
556

Игра украинских компаний на публику

  • В 2010 г. с десяток украинских предприятий планировали выставить свои акции на торги на европейских биржах. Но к концу сентября планы реализовали только две компании. Почему бизнес перенес биржевой выход и кто пойдет альтернативным путем привлечения инвестиций?

Тихий старт

$1-3 млрд рассчитывали получить украинские бизнесмены, продавая свои акции на открытых биржевых торгах в этом году. С начала с. г. с заявлениями об IPO выступили около десятка компаний, в т. ч. группа компаний «Баядера», Ukrland­farming, концерн «Галнафтогаз». Ранее о возможном размещении в 2010-2011 гг. говорили в компаниях «Верес», «Дата­груп», U.A. Inter Media Group Ltd. В феврале инвесткомпания Dragon Capital прогнозировала с десяток как частных, так и публичных размещений местных компаний.

«Начиная с апреля, мы наблюдаем резкое увеличение количества запросов от украинских компаний и эдвайзеров по поводу IPO», — сообщил «ВД» Андреас фон Бреверн, пресс-секретарь Франк­фуртской фондовой биржи Deutsche Borse AG. Еще весной в Варшаве заявили, что ждут IPO пяти украинских компаний до конца 2010 г. Но пока на альтернативной площадке NewConnect Варшавской фондовой биржи появилась лишь Agroliga Group (производство зерна и переработка подсолнечника), частная подписка на акции которой истекала 30 сентября. Возможно, до конца с.г. в Варшаве «засветится» холдинг «Агротон». Многие из опрошенных «ВД» фондовых аналитиков полагают, что этими выпусками дело в 2010-м и ограничится. То, что компании, ранее заявлявшие о своих планах по скорому выходу на зарубежные рынки капитала, решили сбавить темп, Сергей Атамась, управляющий партнер Grata Consulting Group (Kreston International), объясняет неудовлетворительными результатами деятельности в 2009-м. Что, в итоге, может негативно сказаться на биржевой оценке компаний (подробнее — см. «Мнение Сергея Атамася»).

Еще более категоричен в оценке финансовый аналитик Олег Морква. «Заявление об IPO — своего рода пиар-акция, свидетельствующая о том, что эмитент хочет привлечь капитал. Такое заявление может быть предварительным сигналом для потенциальных покупателей, чтобы обратить более пристальное внимание на компанию», — убежден эксперт. Так, к примеру, «Датагруп» в конце 2009 г. обнародовала свои планы по выпуску IPO, для привлечения $20-30 млн. Но в августе с. г. более 25% акций «Датагруп» купил американский фонд, обязавшись инвестировать в компанию порядка $40 млн, а в ближайшие два года реализовать совместный проект по привлечению дополнительных инвестиций в размере до $100 млн. «Мы нуждались в инвестициях для развития, а IPO подходит для устоявшихся компаний, которым интересна дополнительная капитализация через биржевую игру, — поясняет Александр Данченко, генеральный директор компании «Датагруп». — Кроме того, сегодня непонятна ситуация с биржевыми оценками — ценные бумаги могут быть переоценены или недооценены. Мы можем вернуться к идее проведения IPO не раньше, чем через два-три года». Планы отложили и в концерне «Галнафтогаз», который планировал выйти на Варшавскую биржу в 2011 г.; в сентябре с. г. было заявлено о начале совместных проектов по расширению сети заправок с иностранными инвест­фондами, общей суммой в $150-200 млн. Выпуск же IPO эта компания, как, впрочем, и многие другие, отложили до 2012-го. И хотя ожидания украинских предпринимателей довольно оптимистичны, реализовать их может оказаться не так-то просто, даже при условии дальнейшей стабилизации мировой экономики.

Эффект Дарвина

По данным отчета Альфа-Банка, IPO, проведенные на европейских площадках в I квартале с. г., оцениваются в $8 млрд, что в два раза больше, чем объем первичных размещений в США за тот же период. Во II квартале 2010 г. этот показатель достиг уже $11 млрд, против $5 млрд в США. Причем, сегодня западно- и восточноевропейские биржи почти сравнялись в показателях. Например, с апреля по июль с. г. публичный листинг новичков на Варшавской бирже составил $3,9 млрд, на Лондонской — $4 млрд.

Одним из таких новичков стал Avangardco IPL (крупнейший производитель яиц в Украине), выручивший от продажи 20% акций весной с. г. на Лондонской фондовой бирже $187,5 млн. Изначально холдинг планировал получить от операции $198-256 млн. «Мы закрывали размещение в неблагоприятное время, когда даже «голубые фишки» потеряли в цене почти 20%. Учитывая, что мы выходили на падении рынка, я считаю, что размещение прошло успешно», — говорит Олег Бахматюк, председатель совета директоров Avangardco IPL.

Увы, такие резкие колебания будут актуальны для рынка капитала в ближайшие годы. Перепуганные кризисом, покупатели надеются на хорошее, но готовы среагировать на любую негативную информацию продажей акций. Самих торговцев мировые экономисты сравнивают со «стаей пугливых уток». Темп и ритм деловой активности стали более резкими. «Международный рынок IPO в последние месяцы восстанавливается. Но сейчас так называемые IPO-окна, периоды всплесков в активности по выходу на биржи, стали краткосрочными, из-за неопределенности в экономике», — рассказала «ВД» Беатрис Экзингер, пресс-секретарь Венской фондовой биржи Wiener Borse.

С другой стороны, к нынешним биржевым реалиям применяют еще один эпитет — «эффект Дарвина». Даже небольшие компании, пережившие кризис, воспринимаются как сильнейшие и закаленные. По мнению медиа-ресурса CNNMoney.com, это особенно позитивно влияет на предприятия, которые готовы в ближайшее время выйти на IPO.

В первую очередь, неплохие шансы имеют аграрии. «Одних инвесторов интересуют аграрные компании, у которых много земли, других — компании с полной цепочкой производства, вплоть до складирования и торговли», — отмечает Евгений Дубогрыз, аналитик BG Capital. Интерес к сельхозотрасли объясним: время от времени аналитики голосят о возможном продовольственном кризисе в 2012 г. «Причин для беспокойства нет. Но картина может измениться в силу неблагоприятных погодных условий, либо если правительственные решения приведут к панике на рынке», — отметил Хафез Ганем, помощник генерального директора Продовольственной и сельскохозяйственной организации ФАО ООН 7 сентября.

По мнению Евгения Дубогрыза, после аграриев по популярности идет добывающая промышленность, на третьем месте — металлургия и машиностроение. «Если у компании хорошая история, то ее купят вне зависимости от сектора. А вот среди компаний с плохой историей инвесторам могут быть интересны, в основном, аграрные и добывающие предприятия», — констатирует эксперт. Наименее успешными считаются предприятия из сферы недвижимости, имеющие негативный опыт игры на бирже. По данным компании PBN Company, с осени 2007-го по начало 2009 г. акции XXI Century Investments потеряли в цене 99,37%, KDD Group N.V. — 96,43%. Ни один из опрошенных «ВД» экспертов не верит в привлекательность местных строительных активов на биржах. Исключение могут составлять частные сделки. Похожая ситуация — с телекоммуникационным сектором, который, с одной стороны, интересен инвесторам, но де-факто не готов к открытости. «Структура отечественных телекоммуникационных компаний нуждается в длительной подготовке к возможной публичности», — говорит Александр Данченко.

Запах денег

Лишь каждая третья компания, заявившая о планах по выпуску IPO, реализует эти планы в ближайшие два года. Речь идет о крупных прибыльных предприятиях, доминирующих в своих отраслях, в частности — пищепроме, фармацевтической и энергетической отраслях. Остальные предпочтут частные размещения и выходы на альтернативные площадки — как это было до сих пор.

Дело в том, что зачастую на постсоветском пространстве выходом на IPO нарекают фактически каждый выход компании на биржу, включая сделки «тет-а-тет» на отечественных площадках, размещения в частном режиме на альтернативных площадках в Европе. Преимущество такого выхода на рынки капитала в том, что требования к публичности компании — минимальны. Что очень удобно для бизнесов, бурное развитие которых проходило в условиях «дикого» становления рыночной экономики. В этом случае акции выкупает узкий круг инвесторов или же их владельцами становятся… сами собственники или родственные им структуры. Но для повышения goodwill предприятия «вписывают в биографию» биржевое размещение. «Получить деньги через «закрытое» размещение на бирже — красивее, чем заявить, что компанию купил какой-то офшор», — говорит Михаил Ройко, президент фондов Амадеус ПФТС.

А вот частные размещения среди западных инвестфондов провести получится с трудом. При «закрытом» сценарии украинские ценные бумаги рассматриваются покупателем как высокорисковые. «Для частных размещений время сейчас не самое удачное. Инвестору, покупающему акции, важно иметь возможность выйти из позиции в любой момент, пускай и с потерями. Ликвидность же акций, проданных в ходе частных размещений, невелика», — поясняет Евгений Дубогрыз. Скорее всего, на частные сделки и размещения на альтернативных площадках в Лондоне и Варшаве нацелены средние компании, например, те же аграрии, которые не могут привлечь дорогостоящий кредитный ресурс, но остро нуждаются в финансировании.

Андрей Ляхов, партнер международной юридической фирмы Integrites

— При выходе на IPO украинским компаниям следует учитывать обстановку на мировых рынках. За последний год не исчез ни один из факторов, ставших причиной экономического кризиса, а рост ряда финансовых показателей может быть временным. По опыту выхода из предыдущих кризисов, период восстановления экономики может длиться еще от трех до семи лет. Только тогда появится стабильный спрос на ценные бумаги. А сегодня мы будем наблюдать всплески на рынках первичного предложения, при которых инвесторы будут стараться купить наиболее выгодные бумаги. При этом украинские эмитенты будут стремиться получить биржевые котировки своих ценных бумаг, что само по себе для публичных инвестиционных и пенсионных фондов является гарантией возможности выхода из своих инвестиций в украинские ценные бумаги. Поэтому у компаний с котировальными ценными бумагами есть больше возможностей привлечь деньги на рынке капитала, поскольку стратегических инвесторов, готовых приобрести ценные бумаги в частной сделке на долгосрочный период, для активного участия и развития купленного бизнеса несравненно меньше.

Александр Задорожный, LL.M. Finance, юрист международной юридической фирмы Noerr

— В ближайшее время мы, возможно, увидим ряд IPO среди агропредприятий, а также крупных компаний из энергетической и металлургической отраслей. Кроме того, среди украинских эмитентов более популярными станут российские фондовые площадки, в силу политических и экономических причин. Российские инвесторы, также как и польские, лучше понимают тонкости ведения бизнеса в Украине, им проще коммуницировать с отечественными менеджерами. При выборе площадки для IPO эмитенты будут учитывать ряд факторов. Первый — стоимость. В Лондоне расходы, предшествующие листингу, включая услуги консультантов, аудиторов и юристов, составляют в среднем порядка 12-15% от суммы размещаемых ценных бумаг. Во Франкфурте такие затраты достигают 8-9%, в Варшаве — еще меньше. Второй фактор — ликвидность биржи и объем денег, которые эмитент может привлечь через ту или иную площадку. Если рыночные условия на площадке или на рынке неблагоприятны, то решение об IPO будет отложено. Третий фактор — готовность самой компании, т. е. сколько времени потребует реорганизация, внедрение четкой корпоративной структуры и т. п.

Сергей Атамась, управляющий партнер Grata Consulting Group (Kreston International)

— Несколько десятков украинских компаний хотели выйти на зарубежные биржи еще в начале 2010 г., но процессы подготовки, в основном, приостановлены. Если компании показали убыток, то прогноз по размещению — как частному, так и публичному — не может быть радужным. Но к концу 2010 г. или в 2011-м компании, которые покажут прибыль, наверняка вернутся к процессу. Они хотят привлечь капитал, и многие из них прошли большую затратную часть по подготовке к выходу на биржи. Мы увидим как публичные, так и частные размещения. Крупные компании будут нацелены на полноценное IPO, позволяющее привлечь больший ресурс для развития. Средние предприятия ориентируются на альтернативные площадки, такие как NewConnect Варшавской фондовой биржи и AIM в Лондоне. Среднему бизнесу сейчас тяжело и дорого получать кредиты в банках, а через альтернативную площадку они могут привлечь финансирование от $5 млн до $50 млн. При этом отсутствуют требования по выплате дивидендов, а расходы на размещение минимальны — 4-7% от суммы размещения акций на бирже. Тогда как IPO обойдется украинским компаниям в среднем 12% от суммы привлеченного капитала.

По материалам: Власть Денег

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×