Информационная прозрачность как инструмент укрепления доверия инвесторов

Информационная прозрачность как инструмент укрепления доверия инвесторов

Высказывание Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» и сегодня не потеряло своей актуальности. Особенно, если речь идет о принятии инвестиционного решения, ведь в условиях ...

Учитывая стремительное развитие интернет-технологий и популярность интернет-ресурсов, качественное раскрытие информации на своей веб-странице является одним из существенных конкурентных преимуществ любой компании. Знакомство с компанией и формирования мнения о ней сегодня часто начинается именно с изучения ее интернет-страницы. 

Наличие подробной информации о собственниках, деятельности, финансовом состоянии и планах развития компании подчеркивает открытость, создает положительный имидж и, в конечном счете, обеспечивает доверие клиентов, партнеров и потенциальных инвесторов. Кроме того, степень прозрачности относится к элементам системы корпоративного управления, качество которого обязательно оценивается зарубежными инвесторами. Соответствие уровня корпоративного управления международным стандартам является обязательным требованием к компаниям, планирующим привлекать иностранное финансирование или работать на международных финансовых рынках. Поэтому одним из условий динамичного развития экономики Украины является повышение уровня прозрачности хозяйствующих субъектов.

Для обеспечения понимания качества раскрытия информации в Украине «Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) проводит специальные исследования прозрачности в отдельных секторах экономики (банковский, страховой, управление активами на фондовом рынке, отдельные сектора промышленности). Анализ проводится в соответствии со специальными методологиями, разработанными агентством, в том числе, с учетом лучшей международной практики раскрытия информации.

В конце 2012 года были подведены итоги проведенного «Украинским кредитно-рейтинговым агентством» исследования качества раскрытия информации тридцатью крупнейшими украинскими банками.

В ходе исследования анализировалось раскрытие информации по 3 основным блокам: структура собственности и корпоративное управление; операционная деятельность и финансовая отчетность; менеджмент и коллегиальные органы. В составе каждого блока анализировался ряд критериев, каждый из которых имел определенный вес. За полноту и глубину раскрытия информации по выбранным критериям каждому банку присваивалась определенная сумма баллов. По результатам исследования был сформирован рэнкинг банков – финансовые учреждения были упорядочены по проценту раскрытия информации, при этом в качестве 100 % рассматривается максимальное возможное раскрытие в соответствии с лучшей международной практикой. 

Лучшим среди банков по качеству раскрытия информации на сайте был признан "Приватбанк" (75,9% раскрытия). Вторую ступень рэнкинга занял «Первый Украинский международный банк», уровень раскрытия информации которого составил 74,9%. На третьем месте - «ВТБ Банк" (73,9%). (С общим перечнем критериев и результирующим рэнкингом можно ознакомиться на сайте агентства UCRA www.ucra.com.ua).

Средний уровень раскрытия информации по 30 проанализированным банкам составил 56,6 %, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне прозрачности банковской системы Украины по сравнению с международной практикой раскрытия информации. Максимальный уровень раскрытия, как сказано выше, составил 75,9%, минимальный - 34,6%.

Наиболее полно на сайтах банков представлена информация по блоку «Структура собственности и корпоративное управление» (средний уровень раскрытия составил 65,5%). Средний уровень раскрытия по блоку «Информация о менеджменте и коллегиальных органах»- 54,9 % , по блоку «Операционная деятельность и финансовая отчетность»- 51,6% .

По мнению агентства UCRA, за последние несколько лет качество раскрытия информации на сайтах банков заметно улучшилось. Это произошло, в первую очередь, благодаря усилению регуляторных требований к раскрытию информации и повышению уровня осведомленности банков о международных стандартах информационной прозрачности.

Для финансовых учреждений прозрачность имеет решающее значение для создания и укрепления доверия со стороны контрагентов. Многие банки целенаправленно работают над повышением качества раскрытия информации. Независимая внешняя оценка качества такого раскрытия позволяет банкам не только сравнить свои результаты с показателями конкурентов, но и получить четкие ориентиры относительно того, раскрытие каких именно аспектов своей деятельности поможет им стать более прозрачными.

Справка:

«Украинское кредитно-рейтинговое агентство» (UCRA) – независимая аналитическая компания, имеющее статус уполномоченного рейтингового агентства НКЦБФР Украины. Основным направлением деятельности агентства является оценка кредитоспособности и присвоение кредитных рейтингов по Национальной шкале финансовым учреждениям (банки, страховые компании), предприятиям различных секторов экономики и муниципалитетам. На сегодня в рейтинг-листе UCRA более 50 кредитных рейтингов. Агентство также предоставляет услуги по исследованию рынков, отраслевой аналитике и консалтингу в области риск-менеджмента.

Читайте также