Темой нашей первой беседы стали инновации. Для любой страны существует такой параметр, как коэффициент внедрения инноваций. Это % от прибыли предприятия, который выделяется на модернизацию, и внедрение новых технологий. Если он ниже 15%, то можно говорить о деградации, и разрушении производственного потенциала. Если даже станки и цеха прослужат ещё десятки лет, если вы вкладываете в инновации меньше 15% - ваше предприятие все равно обречено на гибель. Очень скоро вашу продукцию вытеснят с рынка иностранные конкуренты Для Украины средний показатель внедрения инноваций не превышает 5%. Это уже привело к гибели многих предприятий, и большинство предприятий Украины по этой причине находятся на грани гибели.
Ценные для Украины предприятия разрушались также преднамеренно – если они располагались в центре города, где очень дорогая земля. Во времена недавнего экономического “пузыря” на территории бывших промышленных предприятий строились жилые дома, и офисные здания. Такие случаи происходили и в Киеве, и в Харькове, и в Днепропетровске. И на сегодняшний день ситуация такова - или резкий рост коэффициента внедрения инноваций, или полное уничтожение промышленного потенциала Украины.
К такому положению дел привел целый ряд факторов. После обретения Украиной независимости инновациями занимались и Министерство образования Украины, и Министерство Промышленной политики, и Кабинет министров. При этом они дублировали функции друг друга, не несли ответственность за результаты своих действий, и не могли разработать общей программы.
Единственный светлый момент в 90-е годы - с советских времен все же сохранился Инновационный фонд Украины. Туда перечислялся 1% от доходов любого предприятия в Украине. И в первые годы независимости задумка была очень хорошей – предполагалось, что это будет венчурный фонд, финансирующий наши, украинские инновации. Немного расскажем о том, что такое венчурное финансирование. Венчурный фонд финансирует идеи, при этом участвуя в прибылях. Нулевая прибыль, или убыток по 7-8 венчурным проектам значительно перекрывается сверхприбылью по 2-3 венчурным проектам из десяти. Венчурное финансирование – вот что создало мощь Кремниевой долины, венчурные фонды стали настоящим локомотивом для развития микротехнологий, нанотехнологий и интернет-технологий в США, и во всем остальном мире.
Что же случилось в нашей стране с Инновационным фондом? Во всех странах мира венчурные фонды – высокоэффективный, и прибыльный бизнес. Для европейского, или американского бизнесмена венчурное финансирование - это быстрый способ приумножить свои деньги. В Украине речь не шла о прибыли – более того, коэффициент возврата денег лежал в пределах 6-ти процентов. То есть, из 100 долларов, выделенных Инновационным фондом, в фонд возвращалось только…6! Со временем, коэффициент возврата денежных средств дошел до 17%.
Но потом, по распоряжению премьер-министра Украины, которым в те годы был Ющенко В.А., Инвестиционный фонд был преобразован в специальный Инвестиционный банк. Ющенко -банкир, а для банкира главное – надежность инвестиций, и уверенность в их возврате. Банк, пусть даже он называется инвестиционным банком, не может финансировать рискованные, венчурные проекты. Поэтому Инвестиционный банк начал финансировать такие малорискованные, и высокодоходные проекты, как, например, выпуск водки ”Первак” . На выпуск водки инвестиционным банком было выделено около 3-х миллионов долларов США.
А как же инновации? Что делать изобретателю в Украине, у которого нет средств, и нет возможностей для внедрения своей разработки или изобретения? Инвестиционный фонд изменил направление своей работы, но вопрос внедрения инноваций остался. Поэтому и была создана Инновационная палата Украины – общественная организация, направленная на защиту изобретателей, и рационализаторов, на внедрение в производство их разработок.
На сегодняшний день Инновационная палата Украины является единственным неприбыльным общественным объединением граждан Украины, заинтересованных в инновациях, и внедрении новых технологий.
К сожалению, многие владельцы предприятий просто не заинтересованы в инвестициях. Владельцами предприятий стали те, кто был близок к власти – депутаты, генералы, прокуроры, да и просто хитрые дельцы. Если младший Форд начинал с уборки производственных помещений, и работы за станком, то нынешние владельцы получили предприятия целиком, и практически бесплатно. Часто они не были знакомы со спецификой производства, и не заинтересованы в его развитии. Проблемы сбыта продукции часто решаются не за счет инноваций, что позволило бы вывести продукцию на новый уровень, а за счет личных связей, и, конечно же, взяток.
Более того, можно сделать вывод, что вся существующая в Украине система направлена против инвестиций в будущее, и инноваций. Любая успешная инновация – это прибыль, а значит - перераспределение финансовых потоков. Инновационный путь развития Украины – это перетекание денег от владельцев предприятий, депутатов, семейных кланов, генералов, продажной верхушки академии Наук - в пользу изобретателей, ученых, рационализаторов.
Никто из нынешних властей Украины не заинтересован в таком перераспределении денег. Поэтому инновации в Украине поддерживаются только на словах, а на деле – тормозятся. Василий Иванович Шепель привел такие примеры борьбы с инновациями в Украине.
Один изобретатель из Харькова придумал смазку для подшипников. На специальном стенде проверили подшипники с нашей смазкой в сравнении со смазкой производства Shell, Castrol, и других фирм. Испытания показали, что самые лучшие образцы Shell и Castrol существенно проигрывают смазке для подшипников Украинского производства. Провели полевые испытания в шахте . В угольной шахте груженые вагонетки работают в таких условиях, что подшипник выходит из строя за месяц-два, из-за больших нагрузок, и угольной пыли. Испытания показали, что с новой смазкой подшипник сможет работать 10 лет и более.
Изобретатель пришел к Министру угольной промышленности Украины. Министр на словах поддержал изобретателя, и сказал ему прийти через несколько дней. И вот, изобретатель пришел раньше назначенного срока, и случайно, через приоткрытую дверь в приемной министра услышал разговор министра с начальником снабжения одной шахты. И разговор шел как раз о его новой смазке. Начальник снабжения говорил, что такая смазка пустит нас по миру – ведь каждый месяц шахтой закупаются десятки тысяч подшипников, и с каждого подшипника начальник снабжения имеет доллар-два. И это – всего лишь на одной шахте! Так наша смазка и не пошла в массовое производство.
Похожая история произошла с ещё одной инновацией – лекарством от СПИД. Два украинских ученых открыли лекарство от СПИДа. Его эффективность показали все испытания. Но Фонд АНТИ-СПИД кучминой дочки Елены Франчук тормозит внедрение этого лекарства. Все современные лекарства, пропагандируемые Фондом АНТИ-СПИД, могут только затянуть агонию больного, снять некоторые симптомы, но не вылечить его полностью. Нужен ли Фонду АНТИ-СПИД препарат, который может навсегда избавить человека от болезни? Нужен ли Фонду АНТИ-СПИД такой препарат, который сделает ненужным сам этот Фонд, и предлагаемые им препараты? Вопрос риторический, поэтому мы не называем имена этих ученых.
Но, несмотря на все трудности, инновации в Украине будут жить и развиваться – пока есть такие люди, как Василий Иванович Шепель, как харьковские ученые Андриевский Григорий Владимирович, открывший явление растворимости фуллеренов в воде, и Шуваев Валерий Михайлович, основавший Украинскую нанотехнологическую конференцию, Виталий Крюк и Николай Бельдий, открывшие способ передавать электричество по воздуху…И можно привести ещё много примеров открытий и изобретений, направлений инноваций и современных бизнес-идей, развитие которых может вывести Украину в лидеры промышленности, науки и технологий.
По материалам издания: Nano