О том, как важно сочетать новаторский талант с предпринимательской жилкой рассказывает Александр Токарев, молодой новатор и победитель всеукраинского научного конкурса Intel Эко Украина и обладатель 2nd Grand Award на самом престижном международном научно-исследовательском конкурсе Intel ISEF 2010 в Сан Хосе, Калифорния.
Основная задача конкурса Intel ISEF – это проложить мост между двумя берегами пропасти: бизнесом и наукой. Но если в Штатах и в Европе этот мост уже давно построен, то в Украине для этого необходимо будет приложить еще много стараний и усилий как для науки, так и для бизнеса. Сейчас я занимаюсь подобным научным фестивалем в Польше, точнее – его международным направлением, связями с другими странами. Это масштабный международный проект, цель которого – создать условия для развития науки и инноваций и обратить внимание бизнеса на перспективные проекты. Многие разработки были реализованы именно благодаря этому фестивалю.
Мы делаем науку международной и доступной. Победители конкурса могут представить себя, свою новацию и свою страну в США, Абу-Даби, Гонконге. Мы интегрируем новейшие изобретения в мир. Идею создания этого фестиваля подал инвестиционный фонд Investin, который и выступил основным спонсором. Этот фонд может инвестировать свои средства в понравившиеся проекты.
Хотя подобные конкурсы ориентированы больше на школьников, у науки просто нет возраста. Я занимался серьезными исследованиями, новаторством, но на своем уровне. У студентов, аспирантов, ученых – свой уровень выполнения той же работы. Это здорово, что молодежь приобщается к науке с раннего возраста. Чем больше коммерческих, научных, инвестиционных групп, которые впускают в свою структуру молодежь – тем больше инноваций. Молодые новаторы готовы работать больше. Иногда, чтобы изобрести что-то новое, необходимо совершить множество ошибок. А у молодых новаторов больше пространства для маневра в этом плане.
Такие научные мероприятия формируют желание заниматься наукой не только в лаборатории, но и внедрять свои исследования на практике. А это уже начало пути в большую науку. Инвесторы видят перспективные проекты, а сами разработчики – шанс привлечь инвестора в свою разработку и увидеть, как этот проект оживает.
У меня двойственная природа. Я деятель науки, но сейчас получаю образование по специальности менеджмент. Это кажется несовместимыми вещами, но все как раз наоборот. Именно об этом и идет речь – необходимость бизнеса принимать во внимание научные разработки и открытия, потому что в этом – будущее. Тот, кто быстрее принимает новые технологии, кто более гибок и эластичен в этом вопросе, кто ведет научные исследования – тот всегда на шаг впереди конкурентов. Именно такой предприниматель и формирует будущее.
С другой стороны, науке свойственна небольшая проблема. Она как бы идет вперед, ученый знает, как реализовать свою задумку в лаборатории, как описать ее на бумаге. Но как сделать свою инновацию продуктом и зарабатывать на ней деньги, то есть непросто заниматься наукой и получать патенты, – этому нужно долго учиться. Поэтому мне повезло: я могу совместить склад ума новатора и ученого и одновременно знания и навыки менеджера, который способен внедрить в жизнь эту инновацию.
Между наукой и бизнесом всегда должен стоять третий институт – государство. Например, в Польше существует государственная политика, направленная на сближение науки и бизнеса. Конечно, нельзя уповать только на государство, но ученым и бизнесу нужно находить друг друга, а государство может стать связующим элементом, будет посредником и помощником для обоих. В Польше за счет государства и ЕС строят бизнес-инкубаторы, исследовательские центры, научно-технологические парки. Создаются условия для того, чтобы ученый имел доступ к лабораториям, бизнесмены – к офисам, и оба они – к необходимому финансированию. И все это в одном месте, где новатор и менеджер могут встретиться за чашкой кофе на ленче и обсудить свой проект.
Со стороны ситуация в Украине выглядит не очень хорошо. Хотя сейчас все-таки получше – уже начали появляться первые инкубаторы и бизнес-инициативы, научные конкурсы. Движение в правильном направлении уже есть. Но нет главного катализатора этого рынка – активной позиции государства относительно развития науки в стране. Когда государство начнет заботиться о науке, то в эту сферу потекут как иностранные, так и отечественные инвестиции, а это поможет и отечественным ученым, и самим инвесторам.
Однако с другой стороны меня радует, что такая государственная организация, как Национальный эколого-натуралистический центр организует конкурс Intel Эко Украина. Это тот пример, когда государство, в лице соответствующих институций, частные компании, в лице Intel, и наука объединились. Это конкурс, который открыл для меня перспективу обучения за рубежом, практической реализации своих научных идей. Будущее стоит именно за такими мероприятиями.
Частные конкурсы и фестивали научных проектов эффективны во многих аспектах с одной стороны – ученый может представить свою работу вне стен лаборатории, услышать feedback, что-то улучшить, изменить. В таких конкурсах это очень ценно.
Часто бывает так, что научная работа может быть не понята. Не потому, что она плохая или не соответствует требованиям (хотя такое случается часто). Иногда человек просто заново изобретает велосипед. Тогда ему важно объяснить, что он не создал ничего нового и ему не стоит тратить свое время, а поискать новые идеи и разработки.
С другой стороны, услышать мнение авторитетных ученых – очень важно. Тут можно почерпнуть альтернативное направление для своей деятельности, какие-то замечания по методологии. Люди считают себя самыми лучшими, но часто они просто самоуверенны и обманывают сами себя. И на это необходимо указывать.
Научные конкурсы важны и для бизнеса. Украинский бизнес пока что не обращает на это внимание. Они привыкли считать, что наука отдельно, а бизнес – отдельно. Это стало своеобразным наследием СССР, когда предпринимательский дух придавливался системой. Инновации возможны только в конкурентной среде, когда ты идешь на обдуманны риск – и выигрываешь. Украинский бизнес очень осторожно относится к инновациям. В Польше смотрят легче и проще, сами ищут новаторов. У нас нет какого-то поиска инноваций, желания рисковать.
На западе бизнес спонсирует научные конкурсы, подготавливает ценные подарки участникам и победителям и сам участвует. Частные инвестор помогает решать финансовые и организационные вопросы. Предприниматели заинтересованы в том, чтобы найти то инновационное зерно, которое даст возможность его бизнесу развиваться дальше.
У нас к инновациям нет такого отношения. И я не знаю, почему. Возможно, есть боязнь риска или наш бизнес не приобрел инновационного стержня. Этот вопрос сложный, нужно рассматривать анатомию нашего бизнеса. Наши крупные предприятия – это не Apple, которые начинали с гаража, и вышли на вершину на инновациях. Наши холдинги пришли на практически готовые предприятия, они не создавали их, а просто возглавили. А это немножко другое.
Если там к инновациям относятся как к своему ребенку, то наш бизнес находится на другой плоскости, и пройдет еще не один год, пока это изменится. Но давая шанс развивать свои научные идеи молодым ученым, именно тогда и рождаются инновационные фирмы, которые когда-нибудь будут конкурировать за долю рынка с такими гигантами, как Google и Apple. Нужно понимать, что любая корпорация родилась с малого предприятия, с пары энтузиастов и хорошей идеи.