Инвестиции от продавцов уюта

Инвестиции от продавцов уюта

За десять лет количество частных гостиниц в Украине выросло с нуля до до 6 тысяч. В отличие от сетевых отелей, они предлагают не только сервис, но и уют, приватность, а часто и особый колорит за ...

В начале нулевых годов гостиничный рынок Украины состоял из нескольких десятков дорогих четырех-пятизвездочных гостиниц, ориентированных на иностранцев, и доживающих свой век отелей постройки времен СССР. Спустя 10 лет «советские» гостиницы практически исчезли, а число премиальных выросло в два-три раза, но рынок захватили отнюдь не они. Из работающих в стране 6,5 тыс. гостиниц, по приблизительной оценке Дмитрия Прохорова, исполнительного директора Ассоциации звездочных отелей, 95% приходятся на долю мини-отелей.

Их местонахождение — спальные районы мегаполисов, автотрассы, областные и районные центры. Но удаленное расположение с лихвой окупается — проживание в небольшом отеле в 5-10 раз дешевле, в среднем 20-40 евро за сутки в двухместном номере, против 100-400 евро — в крупных сетевых гостиницах.

Популярности мини-отелям добавила мода на автопутешествия по стране — за последние шесть лет число таких путешественников выросло минимум на 1,5 млн. К тому же в украинских компаниях не угасает мода на корпоративы — владельцы многих мини-отелей называют корпоративных клиентов основными. Главный залог успеха частных гостиниц — особая атмосфера и репутация. Они должны быть уютными и, желательно, концептуальными — с собственной «фишкой». Это обеспечивает им бесплатную рекламу по сарафанному радио.

Для многих владельцев небольших гостиниц — это скорее хобби, дело для души, бизнес №2 в дополнение к основной работе или все вместе взятое. «Инвестгазета» опросила нескольких владельцев мини-отелей, выяснив, как приходят в этот бизнес, в какую сумму обходится «хобби» и насколько прибыльным оно может быть в Закарпатье, под Каневом или в Крыму.

Ханский Крым

Крымские татары Диляра и Риза Сейтвелиевы после депортации неоднократно пытались вернуться на историческую родину из Краснодарского края. Удалось им это только в 1989-м — семья поселилась в Бахчисарае. О гостинице Сейтвелиевы тогда даже не задумывались — просто построили просторный дом для детей и будущих внуков. Пока дети учились за границей, дом пустовал. А потом сын предложил родителям превратить пустующее гнездо в гостиницу. Идея Сейтелиевым показалась интересной и не требующей больших затрат. В 2006-м заработали первые шесть номеров, позже хозяева сделали ремонт, добавив восточного колорита, и открыли уже 10 номеров. Все вместе обошлось им примерно в $100 тыс.

За шесть лет работы гостиницы многие посетители стали постоянными клиентами и друзьями хозяев. Большинство из них украинцы, которые путешествуют по Крыму на авто. Но после того как «Диляра-ханум» и принадлежащее Сейтвелиевым кафе «Мусафир» были включены в несколько международных путеводителей, среди постояльцев стали появляться иностранцы из Великобритании, Германии, Франции и даже Японии. «Номер просторный, современный и со вкусом. Окна выходят на впечатляющие скалы на вершине холма», — делится впечатлениями Вернон из Оксфорда на туристическом портале tripadvisor.com. Гостей привлекают семейная атмосфера, восточный колорит и расположение «Диляры-ханум»: гостиница построена на склоне горы, в 700 метрах от Ханского дворца.

Цены у Сейтвелиевых достаточно демократичные, как для Крыма в разгар сезона — комната на троих обойдется в $40. Не слишком тратятся хозяева и на рекламу — в год около 5-6 тыс. грн., предпочитая бартерную рекламу в интернете и сотрудничество с туристическими фирмами. «Нам нет смысла активно рекламировать «Диляра-ханум», ведь мы просто не сможем разместить большое количество людей», — поясняет Диляра Сейтвелиева. Такой рекламы хватает, чтобы в высокий сезон — летом, на Новый год и майские праздники — заполнить все номера. Это приносит Сейтвелиевым около $10 тыс. прибыли в год.

 

Художественный Канев

Огромные флаги, ярко освещенные окна, за которыми трапезничают хорошо одетые дамы и господа, — это зрелище львовский студент Юрий Сташкив наблюдал почти каждый день, проходя мимо отеля «Гранд». Гостиница произвела на Юрия настолько сильное впечатление, что он решил однажды открыть свою. Мечта осуществилась в 2004 году, когда Сташкив, работавший тогда региональным менеджером в компании «Wrigley Украина», по случаю приобрел в Каневе старую советскую турбазу с полузаброшенным корпусом на 40 номеров и новым на 13. Она обошлась Юрию в $40 тыс. Но для того чтобы привести новый корпус в жилое состояние, пришлось вложить еще $350 тыс. Притом, что большинство строительных работ он делал практически своими руками, экономя не только на дизайнере, но и на прорабе.

На ремонт ушел почти год — первые посетители заехали в обновленную гостиницу «Княжа гора» в 2005-м. Сейчас в их распоряжении 13 номеров, терраса, большое кострище и «фишка» отеля — арт-лаборатория. Юрий решил возродить традицию советских пленэров и ежегодно приглашает лучших художников и скульпторов Украины провести месяц в «Княжей горе» в обмен на одну из работ, которую они создадут на отдыхе. Теперь полотна известных художников висят не только в ресторане и лобби, но и в каждом номере.

«Отель нормальный, ничего сверхъ­естественного, платили 700 грн. за обычный номер. Питание в ресторане дороговато, цены как киевские или другого города-миллионника, большой плюс — близкое расположение к Тарасовой горе», — делится впечатлениями один из посетителей на сайте turpravda.ua. Основания для дороговизны есть — этот отель входит в топ-100 лучших гостиниц Украины по версии Совета по туризму и инфраструктуры наравне с 4-х и 5-звездочными гигантами. Но сам Юрий часто называет отель не бизнесом, а социальным проектом. Летом он устраивает в отеле детский лагерь — за отдых ребенка в сопровождении няни родители платят по 250 грн./сутки — это себестоимость размещения в отдельном номере плюс питание, обучение английскому языку и спортивные мероприятия. По словам Сташкива, любая гостиница, в которой меньше 150 номеров, вернет вложения не ранее чем через 10 лет. Сейчас средний годовой оборот, по подсчетам «Инвестгазеты», составляет около 250-300 тыс. грн. Отель окупает текущие расходы и позволяет выплачивать кредит, который владелец взял на обустройство.

По мнению Сташкива, основная проблема современных отельеров в том, что они недостаточно быстро реагируют на запросы потребителей. «Главное — давать клиентам то, за что они готовы платить», — говорит владелец «Княжей горы». По его словам, человек, выбирающий загородный отель, нуждается в первую очередь в приватности и хорошем матрасе, а не в супердорогой отделке номера или фуа-гра на обед. Кстати, матрасам Юрий уделил особое внимание — заказал их за рубежом уровня 5+ и теперь гордится тем, что в «Княжей горе» они лучше, чем в «Мариотте».

 

Военные тропы Закарпатья

Сын менеджера Олега Сухецкого Евгений занимался туристическим бизнесом в Закарпатье. Послушав его рассказы, Сухецкий-старший решил, что лучше всего сможет распорядиться семейными сбережениями, вложив их в строительство отеля в горах. Когда выбирали место, выяснилось, что понравившийся участок находится там, где во время Второй мировой располагался венгерский укрепрайон — линия Арпада. Сухецкий решил использовать историческое прошлое местности. Кафедра туризма Ужгородского университета разработала специальный маршрут похода по военным местам. Так родилась концепция милитари-усадьбы Grun Hof, расположенной в 12 км от старой венгерско-польской границы.

Строительство гостиницы, на которую потратили около $320 тыс., длилось больше десяти месяцев и завершилось в канун Нового 2010 года. В первое время Олег был настроен очень оптимистично — рассчитывал, что вложенные средства окупятся через пять-шесть лет. Но вскоре понял, что стоит скорректировать ожидания до 10-15 лет. Несмотря на то что в среднем за год в Grun Hof заняты как минимум 40% номеров (очень неплохой показатель для гостиничного бизнеса), львиная доля годового оборота уходит на текущие расходы. Сейчас из ежегодной выручки примерно в 300 тыс. грн. 200 тыс. составляют затраты: около 20% уходит на амортизацию, 10% — на коммунальные платежи, остальное — на зарплаты персоналу.

Гостиницу обслуживают шесть человек — в основном родственники Олега. «Близким людям проще объяснить, каким должен быть сервис. Я хочу, чтобы посетители чувствовали себя желанными гостями. Тогда им захочется возвращаться к нам», — поясняет владелец. «Это было просто шикарно: кухня, уют, как дома, природа, экстрим на квадроцикле», — вспоминает о Grun Hof посетитель под ником marchenko на сайте turpravda.com. Но в Grun Hof едут не только за отдыхом на природе, но и за атмосферой Второй мировой войны: в интерьере всех 10 номеров усадьбы — мотивы известных украинских и европейских оборонных линий. Кстати, в процессе строительства на участке обнаружился бункер. Теперь он частично восстановлен и превращен в лобби-бар, библиотеку и сигарную комнату. Дизайн интерьера Олег разрабатывал сам. Сейчас контроль над этим бизнесом занимает у Олега не слишком много времени — в основном он уделяет внимание милитари-усадьбе по выходным. Будни заняты работой в офисе одной из крупных международных компаний в Киеве. «У всех моих знакомых отельеров гостиница — не основной бизнес», — делится Сухецкий.

Вместо итога

Несмотря на размеры, мини-гостиницы — полноценный бизнес. По словам отельеров, окупаются они в течение 10 лет — примерно столько же, сколько и сетевые гиганты. Зато стартовые вложения разнятся на порядок. В строительство отеля 5* нужно инвестировать $5-15 млн., а вместе с обстановкой его стоимость, как правило, превышает $100 млн. Мини-гостиницу можно открыть, имея $100-400 тыс.

Кстати, большинство владельцев гостиниц считают операционную рентабельность скорее приятным бонусом, чем основной целью бизнеса. Гостиничный рынок по-прежнему не насыщен, «прикормленные» места со временем неизбежно растут в цене, и практически любая гостиница, более-менее успешно проработавшая пару лет, с лихвой окупается в считанные месяцы в случае продажи.

По данным: Инвестгазета
 

Читайте также