Мариупольский порт один из немногих смог показать положительный результат по основным показателям в 2020 году и отработать с прибылью. В значительной мере этому способствовал рост грузопотока металлургической продукции, экспортная перевалка которой значительно выросла.
По итогам 2020 года ГП «ММТП» увеличил грузоперевалку на 7,8%, переработав 6,2 млн т. Прежде всего, на 24% выросли объемы грузопереработки металлопродукции – с 3774 тыс. т до 4689 тыс. т; на 19% – зерна: с 522 тыс. т до 623 тыс. т. Больше было перегружено масла подсолнечника и шрота, а также стройматериалов.
Расширилась география стран, куда из Мариупольского порта экспортируются продовольственные грузы. К примеру, если в 2019 году зерновые доставлялись в восемь стран, а подсолнечное масло – в четыре, то в 2020 году – соответственно в одиннадцать и семь. В три государства – Египет, Италию и Турцию – экспортировались все три вида продовольственных грузов, обрабатываемых в порту.
Основные факторы влияния на динамику перевалки ГП «ММТП»
Рост грузоперевалки металлопродукции достигнут за счет увеличения продаж на европейском рынке, в Турции и некоторых других странах. Что касается зерновых, то здесь росту способствовал рекордный урожай 2019/2020 маркетингового года, а также привлечение новых клиентов.
С начала карантина предприятие ни разу не останавливалось, чего не скажешь о партнерах в Европе, особенно в Италии. В апреле и мае 2020 года порт работал в очень сложных условиях, хотя и удалось завершить оба месяца безубыточно. А с июня понемногу уже начали наращиваться объемы перевалки. Промышленная Европа за весну изрядно «проголодалась», и деловая активность на рынке немного возобновилась. Поэтому лето удалось проработать более-менее нормально. А к осени произошли сезонные всплески грузопотоков. Продовольственные грузы заметно активизировали работу порта.
Объем и номенклатура каботажных перевозок в 2020 году
В 2020 году вернулся каботаж. Раньше каботажными перевозками было никого не удивить, но в 2019 году они полностью прекратились. Возобновили их в марте путем доставки экспортного чугуна в порт «Южный». С июня впервые в истории Мариупольского порта каботажными перевозками из Азовского моря в Черное начали доставлять генеральные грузы – слябы. Первая партия их была отправлена в Одесский порт теплоходом Tailwind.
Таким образом, для части своих грузов основной грузовладелец – компания «Метинвест» – продолжает менять логистику, использует вместо железной дороги каботажные перевозки.
Всего в прошедшем году ММТП переработал 388 тыс. т каботажных грузов по трем направлениям: Мариуполь – «Южный» – 87 тыс. т экспортного чугуна; обратной загрузкой – «Южный» – Мариуполь – 57 тыс. т импортного угля; Мариуполь – Одесса – 244 тыс. т слябов. В 2021 года ожидается дальнейшее увеличение каботажных перевозок.
Инвестиции в развитие Мариупольского порта в 2020 году
В 2020 году в капитальное строительство ГП «Мариупольский морской торговый порт» было вложено 42 млн грн без НДС. В основном инвестиции были направлены на продолжение строительства зернового терминала в районе причалов №3-4.
На 35 млн грн изготовилено и приобретено основных фондов, в том числе: два фронтальных ковшовых погрузчика Liebherr L566 и Liebherr L550, технологическую линию для переработки зерновых грузов, захваты для рулонов, аппаратуру для портового флота и т.д.
Около 38 млн грн пошло на проведение реконструкции и модернизации объектов порта, в частности, на проекты энергетического хозяйства, реконструкцию перегрузочной техники и железнодорожных путей.
На 1,5 млн грн было закуплено нематериальных активов для внедрения электронного документооборота и программное обеспечение для кибербезопасности порта. Также было проведено улучшение основных фондов за счет капитального ремонта на сумму порядка 14 млн грн. В целом планируется, что за 2020 год затарты на реализацию инвестиционных проектов составят около 130 млн грн.
Ситуация с задержкой судов погранслужбой РФ возле Крымского моста
С декабря 2019 года ситуация в Керчь-Еникальском канале стабилизировалась. С тех пор задержек судов не наблюдается.
Пропускная способность железнодорожного участка Волноваха – Камыш-Заря
Увеличение пропускной способности данного железнодорожного участка не повлияло на рост грузоперевалки Мариупольского порта. Более актуальными сейчас являются автоперевозки. Учитывая, что Мариуполь находится в зоне ООС, в своеобразной блокаде, и все то, что находится в радиусе 300 км, необходимо доставлять автотранспортом. Именно автотранспортом в порт идет всё больше грузов.
Давно назрела необходимость строительства автомобильных развязок и дополнительных въездов на территорию порта, чтобы создать оптимальные условия для тяжеловесного транспорта.
Прогноз грузоперевалки Мариупольского порта в 2021 году
Финансовым планом на 2021 год ГП «ММТП» запланирована грузоперевалка в объеме 7,1 млн т. Выполнить эту задачу поможет завершение амбициозного инвестпроекта по строительству зернового комплекса, первую очередь которого планируется завершить в нынешнем году, к началу новой уборочной: конец мая – начало июня. Комплекс позволит порту с помощью самых современных технологий перегрузки и хранения зерна увеличить ежегодно объемы грузоперевалки на 1 млн т. Плюс – оказывать более качественные услуги.
Когда в 2013 году задумывался этот инвестиционный проект, главным аргументом в его пользу было то, что продовольственные грузы – единственный грузопоток в Украине, который показывает ежегодный рост. В ближайшие 15-20 лет этот комплекс поможет в развитии не только Мариупольского порта, но бизнеса в Мариуполе и вокруг него.
Перспективы увеличения грузопотока в 2021 году
Сейчас проводится работа по привлечению грузопотока шлака, возвращению грузоперевалки глины и увеличению каботажных перевозок. Прогнозируется значительный рост переработки зерновых после запуска первой очереди зернового комплекса, который планируется ввести в строй к новому урожаю.
Мариупольский порт – один из двух государственных морских портов Украины, которые в 2020 году увеличили свой грузооборот по сравнению с 2019 годом. А рост грузопереработки повлек за собой значительное улучшение всех экономических показателей.
Так, 2019 год Мариупольский порт отработал с убытком в 35 млн грн, а 2020 год – с прибылью порядка 55 млн грн. Благодаря росту экономики порта выросли перечисления в бюджеты всех уровней. Но что еще важно – после трех с половиной лет работы на четырехдневке предприятие наконец смогло вернуться к полноценному пятидневному рабочему графику работы.
От 2021 года все ждут плодотворной работы и дальнейших хороших перемен.