В начале октября 2013 года основной набор фруктов (яблоки, груши, бананы, апельсины, лимоны, мандарины и столовый виноград) стоил в среднем на 15,8% ниже, чем в это же время годом ранее, гласит плодоовощной индекс «АПК-Информ: овощи и фрукты». По словам руководителя проекта Татьяны Гетьман, это вызвано тем, что объемы производства отечественных фруктов и ягод cущественно выросли, что и привело к снижению средних цен. Сокращается и сезонность рынка: еще в сентябре можно было одновременно увидеть на прилавке малину, арбузы, а в конце месяца и хурму.
Плодово-ягодный рынок перестает быть жестко сезонным, а производство фруктов в Украине постепенно становится очень перспективным делом. По данным «Анализа рынка свежих фруктов в Украине», подготовленного BusinesStat, за последние четыре года объем продаж свежих фруктов в стране вырос на 29% — с 1,5 до 1,9 млн. тонн. Примерно на столько же, по оценкам Татьяны Гетьман, увеличился и объем рынка свежих отечественных фруктов, ягод и бахчевых, который сейчас составляет более 1 млн. тонн.
Грушки-яблочки
Несмотря на то что значительная часть производимых в Украине плодов и ягод — это продукция из небольших фермерских хозяйств и от населения, в выращивание фруктов вкладывают средства и довольно крупные компании. Например, с 2007 года развивает фруктовое направление «Сварог Вест Групп». «Мы купили в Черновицкой области одно сельхозпредприятие, где было 190 гектаров яблочного сада. И решили развивать это направление», — рассказывает советник председателя правления компании Сергей Гавришев. В 2010 году собственные фрукты начала выращивать группа компаний T.B.Fruit, до этого специализировавшаяся на производстве соковых концентратов и других продуктов переработки. Есть фруктовый бизнес и в структуре «Мироновского хлебопродукта» — с 2006 года компания владеет одним из крупнейших предприятий отрасли — «Крымской фруктовой компанией», занимающейся производством, продажей и переработкой яблок, груш, черешни, персиков, винограда и других культур. Есть плодово-ягодный бизнес и у KSG Agro,Vitagro, специализируются на этом агрофирма «Сады Украины», «Сады Донбасса» и еще ряд довольно крупных компаний. И, наконец, фрукты выращивают компании, использующие их для производства другой продукции. Например, украинская дочерняя компания французской группы Danone выращивает клубнику.
Главной плодово-ягодной культурой для крупных компаний остаются яблоки. И, чуть меньше, груши. За последние пять лет рынок яблок в Украине вырос на 15%, при этом предложение местных столовых яблок за этот период увеличилось в 3,5 раза. Например, по данным Украинского клуба аграрного бизнеса, за первые пять месяцев (традиционный сезон импорта) 2013-го Украина импортировала яблок практически вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На третьей международной конференции «Яблочный бизнес Украины и России-2013» международные эксперты утверждали, что Украина является перспективной страной для инвестиций в яблочный сектор. «Если сравнивать ряд факторов, такие как аренда земли, депозитные ставки, зарплата рабочих в садах, а также стоимость инвестиций и цена на посадочный материал в Украине, Нидерландах и Польше, то можно смело утверждать, что Украина имеет большой потенциал в качестве производителя яблок. И является весьма привлекательной страной для инвестиций в яблочный бизнес», — заявлял менеджер по проектам нидерландской компании DLV Plant Нико де Грот. По словам старшего менеджера по закупкам овощей и фруктов группы компаний Fozzy Group Федора Андрейцова, в последнее время они отдают приоритет покупке именно отечественного яблока, тогда как доля импортной продукции на прилавках сети ежегодно уменьшается.
Лидерами этого рынка по показателям валового сбора в прошлом году стали «Крымская фруктовая компания» (32 тыс. тонн), а также «Сагре» и «Сварог Вест Групп», поделившие второе место с валовыми сборами по семь с лишним тысяч тонн. По словам Сергея Гавришева, выращивание яблок — «интеллектуальный бизнес, требующий больших вложений, но зато и приносящий компании существенные прибыли». Правильно организованный сад, где деревья закреплены на шпалерах, позволяющих веткам выдерживать вес плодов, оборудованный системой полива, дает урожайность не ниже 50 тонн с гектара, в то время как для садов, организованных «по старинке», предел — 20 тонн. «Первые четыре года, пока сад только растет, компания не получает прибыль. Зато после — это бизнес с рентабельностью свыше 50%», — говорит советник председателя правления «Сварог Вест Групп».
Менее крупные компании готовы вкладывать в сливы, урожай которых продается, как правило, в сезон. И, по словам Татьяны Гетьман, наименее привлекательными в инвестиционном плане остаются персики, абрикосы и нектарины — урожай этих теплолюбивых культур очень часто гибнет из-за зимних морозов и весенних заморозков.
Особняком стоит производство ягод. Здесь основная конкуренция наблюдается между местными производителями и почти не чувствуется конкуренция с импортным товаром, разве что только в начале сезона земляники. При этом по мягкой ягоде самым серьезным конкурентом для коммерческого производителя остается население: бабушки на базарах в разгар сезона очень серьезно влияют на цену. «Мы выращиваем на четырех гектарах малину, и ее рентабельность выше 50%. В этом году пробовали завести клубнику, но из-за падения цен на рынке еле вывели ее производство в ноль», — делится Сергей Гаврищев, по словам которого, выращивание ягод выгоднее небольшим фермам. Наиболее привлекательны сейчас, по данным «АПК-Информ: овощи и фрукты», малина, смородина, голубика и крыжовник. «Цены на эту продукцию из года в год либо остаются стабильно высокими, либо повышаются благодаря росту внутреннего спроса. Интерес к землянике в этом году несколько остыл из-за серьезного перепроизводства и обвала цены в разгар сезона ниже уровня себестоимости», — рассказывает Татьяна Гетьман.
На продажу
Организовывая фруктовый бизнес, компании важно обзавестись достаточным количеством хранилищ. В первую очередь потому, что в основном все свежие фрукты идут в розничную торговлю — примерно около 78% рынка, в переработку попадает около 14%, а остаток используется в секторе HoReCa. «С 2009 года мы построили четыре хранилища общей мощностью 8,7 тыс. тонн единовременного хранения (хранилище на 2,5 тыс. тонн стоит примерно 20 млн. грн. — Ред.)», — рассказывает Гавришев, по словам которого, все планы компании по расширению садов сопровождаются планами по расширению хранилищ. Собственные мощности дают компаниям возможность продавать яблоки не только в сезон, когда цены падают, но и в первой половине года, когда традиционно Украине не хватает яблок собственного урожая и цены серьезно растут. Кстати, создание овоще- и фруктохранилищ стало одной из государственных программ Минагрополитики. По словам министра Николая Присяжнюка, в течение ближайших двух лет появятся 16 мощных хранилищ на 140 тыс. тонн, что позволит стабилизировать цены на продукцию.
Однако, кроме рынка свежих фруктов, все более интересным становится рынок их переработки. Доля промышленной обработки фруктов постоянно растет. Например, в этом году Украина побила пятилетний рекорд экспорта яблочного концентрата, экспортировав за девять месяцев сезона 2012/2013 80,5 тыс. тонн этой продукции, что в 2,2 раза больше, чем в аналогичный период предыдущего сезона. Уже в новом сезоне-2013/2014 страна существенно сократила импорт фруктово-овощных соков, закупив их, например в августе, всего 1,7 тыс. тонн — на 43% меньше, чем годом ранее. «В прошлом году мы запустили производство соков прямого отжима и уже в 2012 году произвели около 250 тысяч литров», — говорит Сергей Гавришев. А компания T.B.Fruit, занимающая наибольшую часть рынка переработки фруктов, даже ввела в эксплуатацию завод по переработке фруктов в городе Аннополе (Люблинское воеводство, Польша). К 2014-му там планируется в сезон перерабатывать 3000 тонн яблок в сутки.
Искать покупателя
Доля импорта в общем объеме рынка фруктов по-прежнему высока. Меньше всего импортного товара в сегменте мягких ягод — земляники, малины, смородины, вишни. «В свежем виде эта продукция завозится к нам в очень небольшом количестве по причине короткого сезона реализации, а также в силу «деликатности» самой продукции — логистика мягкой ягоды очень сложная», — объясняет Татьяна Гетьман. За ягодами идут яблоки, каждое пятое из которых привозится из других стран. И замыкают список косточковые (сливы, абрикосы, персики и др.) и виноград, больше половины которых имеют иностранное происхождение. По данным Министерства доходов и сборов Украины, в мае-августе 2013 года мы импортировали 180,6 тыс. тонн различных фруктов на примерно полмиллиарда гривен.
Однако доля импорта постоянно уменьшается, зато растет доля экспорта. На сегодняшний день Украина является достаточно важным участником плодоовощного рынка Европы. «Украина каждый сезон поставляет на внешний рынок более 100 тыс. тонн фруктов и ягод, примерно на $30 млн.», — рассказывает Татьяна Гетьман. По ее словам, у страны есть все шансы стать одним из ведущих игроков этого рынка в Европе благодаря хорошему климату, удачной географии и достаточно большим объемам производства, особенно если говорить о яблоках. Однако мешает этим амбициозным целям слабо развитая инфраструктура. Только в прошлом году в Мариуполе открылся единственный логистический центр полного цикла для экспорта овощей и фруктов «Азовский». Его открытие позволит переключить часть внешних продаж с России, до сих пор являющейся главным рынком сбыта украинских фруктов, на страны Ближнего Востока и ЕС, куда Украина уже активно экспортирует арбузы. Это особенно актуально в свете того, что этим летом, когда Россия блокировала весь украинский импорт, больше всего пострадали именно производители быстропортящейся плодоовощной продукции.
Плодово-ягодный рынок перестает быть жестко сезонным, а производство фруктов в Украине постепенно становится очень перспективным делом. По данным «Анализа рынка свежих фруктов в Украине», подготовленного BusinesStat, за последние четыре года объем продаж свежих фруктов в стране вырос на 29% — с 1,5 до 1,9 млн. тонн. Примерно на столько же, по оценкам Татьяны Гетьман, увеличился и объем рынка свежих отечественных фруктов, ягод и бахчевых, который сейчас составляет более 1 млн. тонн.
Грушки-яблочки
Несмотря на то что значительная часть производимых в Украине плодов и ягод — это продукция из небольших фермерских хозяйств и от населения, в выращивание фруктов вкладывают средства и довольно крупные компании. Например, с 2007 года развивает фруктовое направление «Сварог Вест Групп». «Мы купили в Черновицкой области одно сельхозпредприятие, где было 190 гектаров яблочного сада. И решили развивать это направление», — рассказывает советник председателя правления компании Сергей Гавришев. В 2010 году собственные фрукты начала выращивать группа компаний T.B.Fruit, до этого специализировавшаяся на производстве соковых концентратов и других продуктов переработки. Есть фруктовый бизнес и в структуре «Мироновского хлебопродукта» — с 2006 года компания владеет одним из крупнейших предприятий отрасли — «Крымской фруктовой компанией», занимающейся производством, продажей и переработкой яблок, груш, черешни, персиков, винограда и других культур. Есть плодово-ягодный бизнес и у KSG Agro,Vitagro, специализируются на этом агрофирма «Сады Украины», «Сады Донбасса» и еще ряд довольно крупных компаний. И, наконец, фрукты выращивают компании, использующие их для производства другой продукции. Например, украинская дочерняя компания французской группы Danone выращивает клубнику.
Главной плодово-ягодной культурой для крупных компаний остаются яблоки. И, чуть меньше, груши. За последние пять лет рынок яблок в Украине вырос на 15%, при этом предложение местных столовых яблок за этот период увеличилось в 3,5 раза. Например, по данным Украинского клуба аграрного бизнеса, за первые пять месяцев (традиционный сезон импорта) 2013-го Украина импортировала яблок практически вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На третьей международной конференции «Яблочный бизнес Украины и России-2013» международные эксперты утверждали, что Украина является перспективной страной для инвестиций в яблочный сектор. «Если сравнивать ряд факторов, такие как аренда земли, депозитные ставки, зарплата рабочих в садах, а также стоимость инвестиций и цена на посадочный материал в Украине, Нидерландах и Польше, то можно смело утверждать, что Украина имеет большой потенциал в качестве производителя яблок. И является весьма привлекательной страной для инвестиций в яблочный бизнес», — заявлял менеджер по проектам нидерландской компании DLV Plant Нико де Грот. По словам старшего менеджера по закупкам овощей и фруктов группы компаний Fozzy Group Федора Андрейцова, в последнее время они отдают приоритет покупке именно отечественного яблока, тогда как доля импортной продукции на прилавках сети ежегодно уменьшается.
Лидерами этого рынка по показателям валового сбора в прошлом году стали «Крымская фруктовая компания» (32 тыс. тонн), а также «Сагре» и «Сварог Вест Групп», поделившие второе место с валовыми сборами по семь с лишним тысяч тонн. По словам Сергея Гавришева, выращивание яблок — «интеллектуальный бизнес, требующий больших вложений, но зато и приносящий компании существенные прибыли». Правильно организованный сад, где деревья закреплены на шпалерах, позволяющих веткам выдерживать вес плодов, оборудованный системой полива, дает урожайность не ниже 50 тонн с гектара, в то время как для садов, организованных «по старинке», предел — 20 тонн. «Первые четыре года, пока сад только растет, компания не получает прибыль. Зато после — это бизнес с рентабельностью свыше 50%», — говорит советник председателя правления «Сварог Вест Групп».
Менее крупные компании готовы вкладывать в сливы, урожай которых продается, как правило, в сезон. И, по словам Татьяны Гетьман, наименее привлекательными в инвестиционном плане остаются персики, абрикосы и нектарины — урожай этих теплолюбивых культур очень часто гибнет из-за зимних морозов и весенних заморозков.
Особняком стоит производство ягод. Здесь основная конкуренция наблюдается между местными производителями и почти не чувствуется конкуренция с импортным товаром, разве что только в начале сезона земляники. При этом по мягкой ягоде самым серьезным конкурентом для коммерческого производителя остается население: бабушки на базарах в разгар сезона очень серьезно влияют на цену. «Мы выращиваем на четырех гектарах малину, и ее рентабельность выше 50%. В этом году пробовали завести клубнику, но из-за падения цен на рынке еле вывели ее производство в ноль», — делится Сергей Гаврищев, по словам которого, выращивание ягод выгоднее небольшим фермам. Наиболее привлекательны сейчас, по данным «АПК-Информ: овощи и фрукты», малина, смородина, голубика и крыжовник. «Цены на эту продукцию из года в год либо остаются стабильно высокими, либо повышаются благодаря росту внутреннего спроса. Интерес к землянике в этом году несколько остыл из-за серьезного перепроизводства и обвала цены в разгар сезона ниже уровня себестоимости», — рассказывает Татьяна Гетьман.
На продажу
Организовывая фруктовый бизнес, компании важно обзавестись достаточным количеством хранилищ. В первую очередь потому, что в основном все свежие фрукты идут в розничную торговлю — примерно около 78% рынка, в переработку попадает около 14%, а остаток используется в секторе HoReCa. «С 2009 года мы построили четыре хранилища общей мощностью 8,7 тыс. тонн единовременного хранения (хранилище на 2,5 тыс. тонн стоит примерно 20 млн. грн. — Ред.)», — рассказывает Гавришев, по словам которого, все планы компании по расширению садов сопровождаются планами по расширению хранилищ. Собственные мощности дают компаниям возможность продавать яблоки не только в сезон, когда цены падают, но и в первой половине года, когда традиционно Украине не хватает яблок собственного урожая и цены серьезно растут. Кстати, создание овоще- и фруктохранилищ стало одной из государственных программ Минагрополитики. По словам министра Николая Присяжнюка, в течение ближайших двух лет появятся 16 мощных хранилищ на 140 тыс. тонн, что позволит стабилизировать цены на продукцию.
Однако, кроме рынка свежих фруктов, все более интересным становится рынок их переработки. Доля промышленной обработки фруктов постоянно растет. Например, в этом году Украина побила пятилетний рекорд экспорта яблочного концентрата, экспортировав за девять месяцев сезона 2012/2013 80,5 тыс. тонн этой продукции, что в 2,2 раза больше, чем в аналогичный период предыдущего сезона. Уже в новом сезоне-2013/2014 страна существенно сократила импорт фруктово-овощных соков, закупив их, например в августе, всего 1,7 тыс. тонн — на 43% меньше, чем годом ранее. «В прошлом году мы запустили производство соков прямого отжима и уже в 2012 году произвели около 250 тысяч литров», — говорит Сергей Гавришев. А компания T.B.Fruit, занимающая наибольшую часть рынка переработки фруктов, даже ввела в эксплуатацию завод по переработке фруктов в городе Аннополе (Люблинское воеводство, Польша). К 2014-му там планируется в сезон перерабатывать 3000 тонн яблок в сутки.
Искать покупателя
Доля импорта в общем объеме рынка фруктов по-прежнему высока. Меньше всего импортного товара в сегменте мягких ягод — земляники, малины, смородины, вишни. «В свежем виде эта продукция завозится к нам в очень небольшом количестве по причине короткого сезона реализации, а также в силу «деликатности» самой продукции — логистика мягкой ягоды очень сложная», — объясняет Татьяна Гетьман. За ягодами идут яблоки, каждое пятое из которых привозится из других стран. И замыкают список косточковые (сливы, абрикосы, персики и др.) и виноград, больше половины которых имеют иностранное происхождение. По данным Министерства доходов и сборов Украины, в мае-августе 2013 года мы импортировали 180,6 тыс. тонн различных фруктов на примерно полмиллиарда гривен.
Однако доля импорта постоянно уменьшается, зато растет доля экспорта. На сегодняшний день Украина является достаточно важным участником плодоовощного рынка Европы. «Украина каждый сезон поставляет на внешний рынок более 100 тыс. тонн фруктов и ягод, примерно на $30 млн.», — рассказывает Татьяна Гетьман. По ее словам, у страны есть все шансы стать одним из ведущих игроков этого рынка в Европе благодаря хорошему климату, удачной географии и достаточно большим объемам производства, особенно если говорить о яблоках. Однако мешает этим амбициозным целям слабо развитая инфраструктура. Только в прошлом году в Мариуполе открылся единственный логистический центр полного цикла для экспорта овощей и фруктов «Азовский». Его открытие позволит переключить часть внешних продаж с России, до сих пор являющейся главным рынком сбыта украинских фруктов, на страны Ближнего Востока и ЕС, куда Украина уже активно экспортирует арбузы. Это особенно актуально в свете того, что этим летом, когда Россия блокировала весь украинский импорт, больше всего пострадали именно производители быстропортящейся плодоовощной продукции.