В сегменте «телефильм» и «телесериал» частные инвестиции работают давно и успешно. В сегменте «прокатное кино» ситуация более сложная. Привлечь сюда частные деньги – трудная задача, так как в Украине отсутствуют финансовые институты, которые могли бы инвестировать деньги в любую инновационную отрасль, а кино, безусловно, относится к этой категории. Украинские банки с энтузиазмом рассматривают возможность как кредитования, так и инвестирования в новые проекты, но на практике не имеют механизма финансирования проектов, которые отличаются от традиционных – строительство, агробизнес и т.д.
Во-вторых, украинские телеканалы сегодня не готовы участвовать в производстве украинского кино. На мой взгляд, эта проблема временная и связана с консервативностью менеджмента и нежеланием идти на любой риск.
Есть еще одна проблема, которая осложняет привлечение частных инвестиций в кинопроизводство. На протяжении последних десяти лет за частные деньги – 100%-ное финансирование – было снято не менее десятка прокатных кинофильмов. Большая часть этих картин не были тщательно проработаны и в итоге не стали успешными ни финансово, ни имиджево. Эта авантюрная и безответственная продюсерская работа нанесла существенный ущерб репутации украинских кинопроизводителей.
Главным препятствием для широкого проката украинских кинофильмов на сегодняшний день является в первую очередь недостаточное качество многих из них. Сказывается недостаточный опыт как творческих кадров – сценаристов и режиссеров, так и административного звена – продюсеров.
Отсутствие координации на начальном этапе, еще при написании сценария, с дистрибьюторами приводит к созданию кинофильмов, которые не востребованы зрителем по причине неактуальности их тематики.
Я думаю, что это временное явление. Необходимо помнить, что мы находимся на самом раннем этапе развития кинопроизводства в Украине.
В противовес следущие преимущества инвестирования в кинобизнес.
1. В первую очередь необходимо понимать, что говоря о продажах кинофильма, мы, по сути, говорим об аренде – на определенную территорию (страну) и на определенный срок (как правило, на 1-1,5 года).
Таким образом, даже фильмы (с разумным бюджетом), которые считаются финансово не успешными, в течение нескольких лет, в случае правильного администрирования, начинают приносить прибыль. Пускай небольшую, но прибыль. Что касается успешных фильмов, то они работают не менее 10-15 лет и являются источником стабильного дохода.
Высокая рентабельность – более 100% – для успешных проектов и выход на окупаемость у финансово не успешных проектов – это особенность, которая кардинально отличает кинопроизводство от других видов производства.
2. Возможность получения имиджевых преимуществ для инвестора. Производство и прокат кинофильма обычно сопровождается значительной промо и рекламной кампанией. Это позволяет донести до широкой общественности не только информацию об инвесторе, но и его месседжи и позицию, что особенно важно для крупных компаний, реализующих программы КСО.
3. Инвестирование в международные ко-продукционные проекты позволит не только продвигать информацию об инвесторе в странах – партнерах по ко-продукции и в странах, где будет осуществляться кинопоказ, но и является площадкой для новых контактов и продвижения бизнеса инвестора на внешние рынки.
Пока главный фактор, который способствует возврату частных инвестиций, это финансовая поддержка Государственного агентства Украины по вопросам кино. Это означает, что все поступления от продажи картины в первую очередь направляются на погашение частной инвестиции. При правильном администрировании фильма 50%-ное финансирование проекта со стороны государства является достаточным для обеспечения возврата частной инвестиции.
Второй, но не менее важный механизм, который позволяет успешно инвестировать деньги в кинофильм, это международная ко-продукция. Совместное международное финансирование уменьшает количество денег, которые должен вложить инвестор в производство, и соответственно, увеличивает шансы возврата инвестиций.
Кроме того, совместный фильм, как правило, рассчитан на большее число территорий, что уменьшает зависимость от результата продаж в одной стране и увеличивает поступления от международных продаж. Правда, совместное производство, как правило, удорожает производство и требует более квалифицированного администрирования картины.