Инвестиционная перезагрузка Киева

Инвестиционная перезагрузка Киева

Конкурсная комиссия столичной мэрии аннулировала результаты большинства состоявшихся с 2003г. по 2009 г. инвестконкурсов, и ужесточила требования к будущим инвесторам. Но, привлечь инвестиции в ...

  Амбициозные планы

    Всего в следующем году столичная власть хочет провести около сотни инвестиционных конкурсов. Первые из них должны быть объявлены уже в середине февраля. На них вынесут 19 инвестиционных проектов реконструкции и строительства городских объектов на общую сумму около 1 млрд. грн. Такое решение было принято 23 декабря на заседании конкурсной комиссии по привлечению инвесторов к финансированию строительства, реконструкции объектов жилищного и не жилищного назначения, незаконченного строительства, инженерно-транспортной инфраструктуры г. Киева. Бизнесменам предложат вложить средства в реконструкцию зданий (в основном ремонт с расширением имеющихся площадей) по 13-ти объектам и в строительство (многоуровневый паркинг, жилой дом с паркингом, подземные переходы с торговыми площадями) — по 6-ти адресам. Это должно пополнить городскую казну минимум на 50 млн. грн.

 

    Почти все эти адреса фигурировали в состоявшихся за последние 5 лет фиктивных инвестиционных конкурсах, к  выполнению обязательств по которым их победители не приступили. Теперь власть уверяет, что прозрачность, которая будет отныне царить в данной сфере, станет гарантией привлечения в развитие экономики города реальных инвестиций. В начале ноября новая  конкурсная комиссия была сформирована  на 50% из представителей структурных подразделений КГГА, на 50% — из депутатов Киеврады. Также, по словам профильного заместителя главы КГГА Руслана Крамаренко, главой КГГА Александром Поповым уже дано поручение выбрать в следующем году 30-40 самых значимых для города проектов, и оказывать инвестору в их реализации максимальную помощь.

 

    Заработок на имитации

    С 2003г. по 2009г. КГГА провела 134 инвестиционных конкурса, из которых состоялись 132. На их основании, по сведениям KV, было подписано 148 инвестиционных договоров.  Среди них: 10 проектов накрытия метро, 14  проектов строительства паркингов, 30 проектов строительства и реконструкция подземных переходов, 6 проектов строительства авто терминалов, и пр. По информации ГУ экономики и инвестиций КГГА, из всех инвестиционных проектов на сегодня реализован лишь один, и, наверное, не самый  важный для города — подземные торговые помещения «Новый проезд» (в районе пл. Льва Толстого).

 

    Проанализировав данную ситуацию, новая конкурсная комиссия мэрии на своем первом за 1,5 года заседании 23 декабря решила аннулировать результаты 41-го конкурса, по результатам которых даже не были подписаны инвестиционные договора, а также расторгнуть 51 инвестдоговор, за подписанием которых ничего не последовало. Эти договора мэрии теперь предстоит расторгать или по согласию сторон, или через суды. «Их явно заключали впрок с целью последующей перепродажи фирм-победительниц, которые, в основном, создавались накануне объявления конкурса, настоящим инвесторам. К реализации проектов фиктивные победители конкурсов приступать даже не думали, и не перечислили в бюджет города ни копейки»,— объяснил KV Руслан Крамаренко. По информации KV, подобные конкурсы объявлялись в муниципальных газетах, тираж которых или не печатался вовсе или выкупался, не доходя до розничной продажи.

 

    То, что по 41-му состоявшемуся конкурсу его победители  даже не подписали с КГГА инвестиционных договоров, эксперты считают нонсенсом. Его можно объяснить только суммой откатов, который требовали с бизнесменов за подписание такого документа. Люди просто вовремя поняли, что подобные вложения не отобьют. К примеру, по словам экс-заместителя начальника Главархитектуры КГГА Виктора Глебы, он в 2007 г. привел в кабинет г-ну Бассу представителей известной во всем мире фирмы JCDecaux. «Компания предложила установить за свой счет в городе 200 остановочных комплексов европейского уровня качества и дизайна. Взамен хотели получить право использовать эти объекты, как рекламные конструкции в течение 20-ти лет. По каким причинам выгодное для города предложение было отвергнуто, бизнесмены умолчали. Но, когда они вышли из кабинета Дениса Басса, в их глазах были нули»,— рассказал KV г-н Глеба.

 

    О деловой хватке экс-заместителя мэра Дениса Басса всегда ходили легенды. По словам бизнесменов, менее чем о 40% отката от стоимости проекта и еще до начала его реализации г-н Басс даже не хотел слышать. Естественно, что многие бизнесмены, решившиеся на подобные неофициальные траты, хотели их впоследствии окупить за счет реальных инвесторов. Но финансовый кризис, заморозивший сектор строительства, шанса реализоваться этим планам им не дал. Городской бюджет при этом понес потери, так как мэрия еще и по завышенным ценам финансировала разработку предпроектных предложений. По словам г-на Крамаренко, в среднем один эскизный проект будущей реконструкции или строительства обходился городу в 300 тыс. грн. Всего по информации KV, в 2006 гг. на это ушло 2 млн. грн., в 2007 — 10,9 млн. грн., а в 2008 г. и 2009 г. тратилось уже по 16 млн. грн. ежегодно. Т.е. только на бумаге, которая никому сегодня уже не нужна, чиновники заработали очень не плохо.

 

    Финансовая ответственность бизнеса

    При проведении новых инвестиционных конкурсов власть решила теперь гарантированно получать отчисления в горбюджет с их победителей и исключить возможность участия в процессе посредников. Конкурсной комиссией мэрии было принято решение о том, что инвесторам придется платить в горбюджет минимум 5% (ранее 1 %) от сметной стоимости проекта. Эти взносы они должны будут оплатить тремя частями по следующей формуле: 25% от всей суммы взноса — на протяжении 10 дней после заключения инвестиционного договора, 25%  — не позднее, чем через полгода, и 50% — через год, но не позже срока ввода объекта в эксплуатацию. Не выполнение такого графика отчислений может привести к расторжению мэрией инвестдоговора, без компенсации бизнесмену затрат, которые он уже понес. Ранее условия проведения инвестконкурсов таких строгостей, как и требований реализовать проект в четко оговоренные сроки, не содержали. Отныне инвестора хотят обязать еще и ежеквартально отчитываться о проделанной работе. Также в КГГА решили более не финансировать разработку предпроектных предложений. «Это ненужная нагрузка на горбюджет. На основании полученных градостроительных условий и ограничений это сделает сам инвестор, и гораздо дешевле, чем ранее это обходилось городу»,— говорит Руслан Крамаренко.  

 

    А власти что?

    Частные инвестиции в строительство — единственная надежда на развитие экономики в города, а значит на увеличение доходов горожан и на пополнение горбюджета. Но с учетом новых жестких требований, бизнесменам явно нужно будет хорошенько подумать, прежде чем даже участвовать в подобных инвестиционных конкурсах. Пока со своей стороны руководство КГГА заверяет потенциальных инвесторов в том, что взамен Главархитектура будет оперативно подготавливать для них градостроительные условия и ограничения, и мэрия включится в совместную реализацию 30-40 самых важных проектов по схеме государственно-частного партнерства.

 

    По мнению экспертов, без реального осуществления последнего обещания все планы мэрии останутся только на бумаге. «То, что интересы бюджета будут защищены это очень хорошо. Но экономический кризис не миновал. В таких условиях власть должна создать максимально комфортные условия для бизнесменов, и хотя бы рассчитать все их затраты на реконструкцию или строительство объекта, и возможную отдачу от реализации проекта с учетом всех нюансов»,— сказал KV член инвестиционной комиссии мэрии замглавы комиссии по вопросам собственности Киеврады Денис Москаль. По его словам, КГГА вероятно также должна взять на себя решение вопроса отселения арендаторов из зданий, за реконструкцию которых предложат взяться инвесторам. Тогда привлечь инвестиции появятся шансы. По словам экс-мэра Киева советника министра Минрегионстроя Ивана Салия, то, что сегодня найти реального инвестора сверхсложно — факт. «В 2009 г. оборот строительной сферы упал на 50%, а в этом году — еще на 10%. Это до кризиса инвесторы стояли в очереди в мэрию, но тогда их только умело вводили в растраты «умные чиновники». Сегодня заманить их участвовать в инвестконкурсах будет крайне сложно. Это станет самым сложным экзаменом для новой управленческой команды КГГА»,— сказал г-н Салий. По его мнению, чтобы добиться в этом успеха, городская власть должна убедить бизнесменов в том, что с них больше не только никогда не будут брать взяток, но и станут гарантированно им помогать. Т.е. КГГА должна фактически участвовать в реализации каждого инветпроекта. «Идеально было бы, чтобы горбюджет брал на себя инженерную подготовку каждого выносимого на инвестконкурс участка. Но финансовые возможности Киева сегодня вряд ли на это рассчитаны. В таком случае для руководства КГГА остается только одно — заставить природных монополистов (ОАО «АК «Киевэнерго», ОАО «Киевводоканал») начать платить застройщику за участки переложенных за его счет теплотрасс, водоводов, электросетей, трансформаторных подстанций и пр. Тогда на привлечение инвестиций в город, и как следствие, выход из кризиса останется хоть какая-то надежда»,— уверен Иван Салий.

 

 

Объекты, реконструкцию и строительство которых КГГА предложит осуществить инвесторам в феврале 2011 г.

 

Таблица (фото)

Инвестиционная перезагрузка Киева

 

    Александр Красногородский

Источник: Kievvlast

 

Читайте также