Как понять, в своей ли вы сфере? Три вопроса для основателя стартапа

Как понять, в своей ли вы сфере? Три вопроса для основателя стартапа

Парас Чопра, блоггер, интернет-предприниматель и разработчик, живет в Нью-Дели (Индия). В своем блоге он рассуждает о том, на какие вопросы должен ответить каждый основатель стартапа, если он ...

На прошлой неделе я нашел запись в блоге одного интернет-предпринимателя, в которой он писал о том, какие мысли его посещают через месяц после запуска стартапа. Он писал, что ему не нравится, как идут дела, он спрашивает, стоит ли продолжать. У меня были такие же вопросы, когда я только запустил Wingify и теперь, когда он немного «раскрутился», я подумал, что неплохо бы рассказать другим о том, как им понять — верна ли идея стартапа.

При запуске стартапа абсолютно нормально спрашивать себя, тем ли делом ты занят. Это не признак слабости. На самом деле, слепая приверженность одной идее — верный путь к неудаче. Если регулярно оглядываться на то, что уже сделано, перспектива становится яснее. В конце концов, стартап требует приложения массы усилий. Что хорошего в том, если вы не знаете, в правильном ли направлении приложены эти усилия?

Если вас мучают сомнения по поводу вашего стартапа, задайте себе (и вашему партнеру) три простых вопроса):

Имеет ли для кого-нибудь ценность то, что вы делаете? Польза должна быть столь ощутимой, чтобы люди всерьез переживали, если вы прекратите оказывать им услугу или продавать товар.

Как вы считаете, достаточно ли велик рынок, и в тоже время — достаточно ли просто его достичь (без того, чтобы потратить безумное количество денег)?

Нравится ли вам заниматься этим? Видите ли вы себя делающим это через несколько лет?

Если ответ на любой из этих вопросов «нет», вам стоит серьезно задуматься о том, что вы делаете, прежде чем вы вложите в это дополнительные усилия.

Приносит ли это пользу?

Как я писал раньше, есть много классных идей, но их воплощение редко когда приносит кому-нибудь пользу (и. следовательно, едва ли приносит создателям деньги). «Польза» — это не некая абстрактная концепция. Ваш продукт или сервис полезны только в том случае, если большое количество людей расстроится, если вы прекратите оказывать услугу или продавать товар. Ваша идея не имеет никакой ценности, если никому нет дела до того, реализована она или нет. Например, вы решаете открыть сеть кофеин с iPad вместо меню в студенческих кампусах. Это определенно классная идея. Если вы ее реализуете, про вас даже может быть напишет TechCrunch. Но, говоря откровенно, расстроится ли ваша целевая аудитория, если вы так и не откроете ни одной такой кофейни или закроетесь сразу после открытия? У обитателей кампуса есть альтернативы и поэтому они не заметят вашего закрытия. Меню на iPad сами по себе не несут никакой ценности.

Но с другой стороны, если вы решите открыть кафе (с или без iPad в качестве меню) в удаленном месте, где кафе нет вообще (и если там до этого не пробовали кофе), ваша услуга определенно будет ценной. И люди определенно будут страдать, если вы внезапно решите закрыть это кафе.

Итак, как основатель стартапа, вы должны спросить себя, является ли ваш продукт или услуга достаточно полезными. Полезность может быть измерена в единицах оказанного удобства, сэкономленных денег, развлечения, сохраненного времени или как-то еще. Но лакмусовой бумажкой вашей идеи должно быть вот что: если вы решите закрыть ваш сервис или отказаться от выпуска продукта, заметят ли это люди? Расстроятся ли они, или просто продолжат жить, как ни в чем не бывало? Если ответ «нет», вам лучше заняться чем-то другим.

Реально ли достичь крупного рынка?

Просто быть полезным для стартапа недостаточно. У вас может быть самая ценная идея всех времен (типа начать продавать кофе в медвежьем угу), но если ваш потенциальный рынок мал, труднодостижим или не существует, вам следует еще раз оценить то, что вы придумали. Например, если вы хотите открыть забегаловку с ледяной «колой» в центре Сахары, она действительно может оказаться весьма ценной. Любой, кто пересекает пустыню, гарантированно будет вашим клиентом. Однако вопрос в том, как много у вас будет клиентов? До каких размеров может вырасти такой бизнес?

Или вот еще пример рынка, который велик, но его невероятно трудно достичь — курсы английского языка для малообеспеченных и малообразованных людей в странах вроде Индия, Китай, Россия и т.п. Великолепная идея и я уверен, что такой рынок существует и он очень велик. Но его охват — это маркетинговый кошмар. Вы должны быть готовы потратить очень много денег на рекламу на телевидении, радио, в газетах, быть готовым основать локальные центры обучения в сотнях городов. Будучи стартапом «на самообеспечении» (да даже с привлечением венчурного капитала) — готовы ли, в состоянии ли вы принять такой вызов? Если ответ «нет», вам лучше заняться чем-то другим.

Нравится ли вам это?

Стартап ко многому обязывает, и выбор идеи стартапа определит, на что вы будете тратить огромное количество вашего времени. Люди в основном воплощают в жизнь идеи, которые им нравятся, но есть и рыночно-ориентированный подход к поиску идей — они могут быть прибыльными, но не обязательно нравится. Вы должны понять, что следующие несколько лет вы потратите на воплощение в жизнь этой конкретной идеи, поэтому это должно вам нравиться. Если стартап про здоровье, вы должны интересоваться этой темой. Если он про маркетинг, вам должен нравиться маркетинг. Если он про карточки для игры в бинго, вы должны испытывать страсть к игре в бинго. Я не говорю, что вы должны быть без ума влюблены в конкретную тему или область, но вам, по крайней мере, должно нравиться быть частью этой индустрии. В противном случае, если вы запускаете стартап просто для того, чтобы заработать денег, вам быстро станет скучно, и вы просто перегорите. Поэтому, даже если стартап может сделать вас миллиардером, но он вам не нравится (или вы не можете представить, что вы работаете над ним до конца жизни), лучше займитесь чем-нибудь другим.

Итог

Идея вашего стартапа чего-то стоит только если она а)исключительно ценна для целевой аудитории (и не просто классная); б)имеет потенциально большой рынок, который реально достичь; в)является чем-то, чем вы в состоянии заниматься много-много лет.

В противном случае просто откажитесь от нее или сделайте разворот на 180 градусов. Никогда не поздно и никогда не рано изменить свою жизнь.

Unova 

Читайте также