Как привлечь деньги на развитие культурного проекта?

Как привлечь деньги на развитие культурного проекта?

×

Как привлечь деньги на развитие культурного проекта?

  • Ольга Виеру, директор благотворительного фонда "Мистецький Арсенал" опубликовала на Forbes колонку о том, как общаться с инвесторами и фондами

С чего начинать и как общаться со спонсорами, фондами, донорами и благотворительными организациями?

В последнее время вопросы развития культурного сообщества как одного из основных ресурсов развития страны приобретают все большую актуальность в Украине и привлекают внимание.

Появляется много качественных культурных продуктов, а скорость развития общественных процессов создает очень много острых социальных проектов, которые отражают взгляд художника на те или иные события.

В то же время в период кризисных явлений в экономике государственное финансирование не может охватить даже малой части потребностей культурного сообщества. Именно поэтому поиск дополнительных источников финансирования, или фандрайзинг, становится все более важным для развития культуры.

В последнее время наше общество стало более открытым для активного развития международных связей, проникновения новых идей и применения положительного опыта других стран, что и дало возможность развивать фандрайзинг – деятельность по поиску финансовых средств, ресурсов, всевозможных услуг как новое, важное и очень своевременное явление. Этот процесс неразрывно связан с новым этапом развития некоммерческих общественных организаций, благотворительной деятельности, которая, как известно, имея глубокие корни в Украине, была прервана в советский период как ненужное и идеологически чуждое явление. Множество из таких организаций работают в социальной и культурной сферах, что ставит вопрос о механизмах финансирования без участия государства и поиске средств из альтернативных источников.

К негосударственным или внебюджетным источникам финансирования культурной деятельности относятся:
• привлеченные средства (спонсорство, благотворительность);
• собственные средства, зарабатываемые организациями культуры (платное посещение, платные услуги и прочее).

Но поскольку заработать собственные средства могут далеко не все организации, наиболее актуальным является привлечение средств.

И если обеспечение оперативной деятельности благотворительных организаций является крайне сложным, менее понятным и эффективным с точки зрения потенциального инвестора, то развитие проектного фандрайзинга, когда ведется поиск средств на осуществление конкретных программ и проектов, является очень перспективным и востребованным, ведь эти средства расходуются на реализацию определенного проекта с четко очерченными целями, задачами, статьями расходов. Для инвесторов такие вложения являются более конкретными, удобными для отчетности и определения эффективности, а также возможного получения дополнительной прибыли или укрепления имиджа компании в случае успешной реализации проекта.

О спонсорстве

Прежде всего важно остановиться на особенностях спонсорства – поддержке культурных проектов коммерческими компаниями, потому что именно этот вид помощи наиболее распространен и реалистичен в наших условиях.

Спонсирование стало важнейшей составляющей современного бизнеса, и в условиях перехода от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей именно культура, искусство и образование как объекты спонсорства предоставляют широчайшие возможности для инвесторов в их участии в осуществлении социально-значимых проектов и программ.

Поскольку спонсорство в отличие от других видов материальной помощи предполагает  встречные услуги и ожидаемую пользу для компании-донора, привлекая спонсора, важно ответить на следующие вопросы:

1.Каким компаниям поддержка того или иного проекта может принести пользу?
2.Каковы приоритеты деятельности и позиционирования потенциального спонсора?
3.Получит ли в действительности спонсор ожидаемую пользу и сохранит ли в дальнейшем интерес к сотрудничеству, то есть, попросту говоря, не будет ли он разочарован сотрудничеством?

В поисках ответов на эти вопросы важно помнить, что перед спонсором стоит задача определить поле своей деятельности не только в соответствии с бизнес-целями, но и с приоритетами социальной ответственности и интересами аудитории, на которую он хочет воздействовать.

Поэтому очень важно побольше узнать о компании – потенциальном спонсоре, ее профильной, а также социально значимой деятельности. Это даст возможность наладить и развивать долгосрочное сотрудничество в пределах общих для обеих сторон интересов и целей.

А постоянное спонсорство на долговременной основе дает возможность перейти к другой очень привлекательной форме сотрудничества – патронажу или попечительству, постоянному и стабильному финансовому и организационному покровительству, которое дает большие плюсы благодаря своей стабильной основе.

Сегодня в столице многие музеи, театры, музыкальные коллективы имеют своих постоянных спонсоров. Значительно отличаются условия в провинции, где найти спонсора для любого культурного мероприятия гораздо сложнее, ведь и у мероприятий, и у спонсоров возможности гораздо меньше. Тем не менее, в каждом регионе существуют предприятия, которые имеют возможности и желание поддерживать те или иные проекты, поэтому активная и очень внимательная работа по их поиску может быть успешной.

Важным является и тот момент, что сегодня сформировались все условия для перехода от максимального сосредоточения культурной жизни в столице до пристального внимания к развитию культуры и образования в регионах, о чем говорит появление замечательных центров и площадок в различных регионах Украины – в Харькове, Днепропетровске, Донецке, Одессе, Львове, Ужгороде и многих других. Развитие интернета и социальных сетей дает возможность широкой миграции и популяризации культурных проектов, что в свою очередь стимулирует их появление в других городах. 

Получение грантов

Другим важным направлением фандрайзинга является работа с фондами, предоставляющими гранты на культурные проекты.

Преимущества такого сотрудничества в том, что гранты предоставляют безвозмездную поддержку проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, а суммы поддержки могут быть достаточно значительными и не требуют встречных услуг.

Сложности состоят в том, что грантовые средства являются строго целевыми, их получение требует очень четкого и заблаговременного планирования проекта и, как правило, очень жесткой отчетности об их использовании.

С чего же начинать и что необходимо сделать для увеличения шансов в получении гранта?

1. Внимательного изучить существующие грантовые программы и соотнести их содержание и направленность с проектом, который необходимо реализовать. Причем важно рассматривать как украинские, которых существует не так уж и много, так и зарубежные грантовые программы, что сегодня, в условиях повышенного интереса к нашей стране в мире, особо актуально.

2. Для подачи заявки на грант необходимо проделать значительную работу – практически полностью подготовить проект «на бумаге»:

• составить план работы над проектом с указанием сроков выполнения тех или иных этапов подготовки;

• подготовить подробный и точный бюджет проекта с указанием направлений и статей затрат с полной детализацией – разбивкой на подстатьи, указанием количества и стоимости тех или иных позиций, так как отчетность по гранту, как правило, не позволяет отклонения от цифр поданного бюджета более чем на 20%;

• подготовить описание вкладов, как своего, так и грантодателя, других возможных спонсоров и источников;

• подготовить обоснования необходимости получения именно данного гранта и его значения для реализации данного проекта;

• подготовить описание краткосрочных и долгосрочных целей проекта и прогнозирования его результатов;

• быть готовыми предоставить полную и подробную отчетность с предоставлением платежных документов и чеков, а также результатов в виде статистики, анализа, исследований и публикаций.

Это работа является достаточно сложной, и ее легче осуществить крупным институциям, которые имеют в своем штате специалистов различного профиля, готовых принять участие в этой работе.

Но опыт подготовки и получения грантов благотворительным фондом «Мистецький Арсенал» говорит о том, что подготовить такие документы возможно силами даже двух-трех активных сотрудников, и наиболее сложным есть именно первый опыт, который в дальнейшем позволяет значительно облегчить каждый последующий. Поэтому, несмотря на кажущуюся сложность, не стоит бояться работы с грантами, а единственным непреодолимым барьером в такой работе может стать неумение или невозможность четкого планирования.

Благотворительность и ее формы

Благотворительность или меценатство, в отличие от спонсорства, является формой безвозмездной поддержки, актом свободной воли и проявлением филантропии, не предполагающим финансовых и прочих обязательств, и может представлять собой как простое перечисление средств, дарение, так и предоставление услуг и даже личное участие в программе или проекте.

В Украине меценатство или патронаж в виде значительной финансовой помощи является скорее исключением, чем правилом, поэтому важно остановиться на формах и возможностях широкой и более доступной для общества благотворительности, которая более приемлема для музейных институций, но вполне может развиваться и частными институциями, центрами или галереями.

Примером может служить широко практикуемое в зарубежном музейном деле «членство» (membership) или «клубы друзей» (клубная система поддержки институций), которые называют так или иначе в соответствии с традициями различных стран.

Такие клубы или общества, как правило, ассоциированы с деятельностью благотворительных организаций, действующей на базе организации культуры, и их целью является привлечение финансовых средств через систему членских взносов, а также вовлечение физических и юридических лиц в деятельность той или иной организации культуры, что особо актуально в наше время, когда музейные и культурные институции стремятся быть партнерами общества, отражая его проблемы, потребности и интересы.

За рубежом членские взносы играют очень значительную роль в финансировании сферы культуры. Так, в доходах музея «Метрополитен» они составляют до 14% всех поступлений и позволяют музею создавать и финансировать множество новых масштабных проектов. Реальные цифры этой помощи огромны, ведь общие доходы, в том числе, от продажи билетов и сувенирной продукции, в известнейших музеях мира очень велики.

Популярность системы членства можно объяснить тем, что она является своеобразной формой участия и сопричастности к деятельности институции, а также предусматривает большое число интересных проявлений привилегий для вкладчиков.

Благотворительным фондом «Мистецький Арсенал» был создан первый в Украине подобный клуб – Клуб Друзей Мистецького Арсенала, основанный на многолетней традиции существования подобных сообществ в Европе, Америке и России.

В зависимости от типов участия было предложено два вида членства – индивидуальное (для физических лиц) и корпоративное (для юридических лиц), а в зависимости от суммы денежного вклада были выделены категории участников клуба.

Кроме этого, для стимулирования участия в этой, не очень известной и распространенной в Украине форме объединения людей были предложены особые, помимо стандартных, формы привилегий, такие как приглашение всех участников, независимо от суммы их вклада, на специально организованные вечера, концерты, получение в подарок каталогов выставок и внесение имен в специальную Книгу благотворителей, которая ежегодно обновляется и передается на хранение «Мистецькому Арсеналу».

Кроме этого, был разработан уникальный интернет-проект, который позволяет сохранить в истории вклад каждого «маленького» мецената (взнос от 50 гривен), занося его имя на один из кирпичиков виртуальной стены Арсенала. Этот проект был признан одним из наиболее интересных по своему содержанию европейскими специалистами в вопросах разработки онлайн-платформ по сбору средств благодаря тому, что он повышает статус каждого благотворителя и этим стимулирует распространение благотворительности в обществе.

Клуб Друзей Мистецького Арсенала был создан в 2011 году, и сегодня в его составе такие известные крупные компании, как «Кока Кола», «Майкрософт», «Самсунг Электроникс», «Эпсон», «Сингента», «Капарол», «Зинтеко» и другие, которые поддерживают «Мистецький Арсенал» уже на протяжении нескольких лет.

Что касается индивидуального участия, то оно увеличивается с каждым годом, хотя и не является таким массовым, как за рубежом, где каждый житель города поддерживает несколько учреждений культуры или исторических памятников.

Необходимо делать все возможное для того, чтобы такие формы общественной поддержки более активно развивались в нашей стране, и очень отрадно, что сегодня в Украине существует уже несколько Клубов Друзей музеев, а к благотворительному фонду «Мистецький Арсенал» все чаще обращаются по поводу консультаций относительно создания клуба.

Но, тем не менее, формы массовой благотворительности, применяемые фондом (индивидуальное участие в Клубе Друзей и интернет-проекте), позволяют собрать средства, достаточные для реализации отдельных проектов.

И наиболее интересным опытом является эксперимент, благодаря которому удалось создать инновационный образовательный проект для детей и подростков Арсенал Идей – лабораторию искусства, науки и инноваций в «Мистецьком Арсенале», который уже второй год успешно реализуется и расширяет свою тематику исключительно благодаря собранным фондом средствам, а также сотрудничеству с несколькими десятками крупных и малых компаний.

И еще несколько общих рекомендаций и советов в вопросах привлечения средств для реализации культурных проектов, которым благотворительный фонд «Мистецький Арсенал» следует ежедневно:

1. Искусство построения гармоничных, доверительных, эффективных и долгосрочных отношений с партнерами и спонсорами – это очень сложно, старайтесь освоить его.

2. Будьте очень внимательны к партнерам и постоянно помните об их интересах.

3. Старайтесь отдать не меньше, чем получаете в результате сотрудничества, и делать то, что не обязаны, но имеете возможность сделать.

4. Стимулируйте благотворительность во всех ее проявлениях.

5. Изучайте зарубежный опыт и всячески распространяйте его.

6. Старайтесь создавать формы благотворительности удобными и необременительными.

7. Будьте креативными и привлекайте к работе творческих людей.

8. Работайте честно и максимально прозрачно.

9. Участвуйте в благотворительности лично и привлекайте к этому своих близких.

Комментарии

comments powered by Disqus

Разместить рекламу

Задать вопрос

×