Хай-тек. +266% составил рост продаж смартфонов за 9 мес. 2010 года
Флагманами украинской хай-тек-индустрии в 2010 году можно назвать смартфоны и планшетные ПК. По данным компании GfK Ukraine, рост продаж смартфонов на 266% по сравнению с предыдущим годом позволил рынку за первые три квартала достичь отметки в 915,34 млн. грн. Доля их в сегменте мобильных телефонов в сентябре достигла 11% в физическом выражении и около 25% в денежном, хотя в январе 2010 года она составляла лишь 4,6 и 13,5% соответственно. При этом необходимо отметить увеличение продаж именно бюджетных смартфонов стоимостью до $200, доля которых достигла 44% на рынке смартфонов. «Борьба за рынок смартфонов — это марафон, а не спринтерский забег», — утверждает генеральный директор Intel Пол Отеллини. И действительно, 2010 год прошел под девизом «смартфон в каждый дом».
В последние время росли объемы продаж устройств, которые базируются на операционной системе Android, и судя по тенденциям, их доля будет увеличиваться и в будущем. Переворот на рынке «планшетников» сделал Стив Джобс с iPad. В попытке догнать Apple свои разработки ведут практически все лидеры хай-тек-индустрии — Cisco, Dell, HP, Samsung, Nokia, Lenovo и др. Украинские производители в 2010 году также представили альтернативный iPad гаджет производства компании «Навигатор» — ImPad. Его продажи начнутся в новом году. По прогнозам исследовательской компании DisplaySearch, уже до конца года мировой рынок планшетов превысит 5 млн. штук. А в 2014-м, по подсчетам компании IDC, их продажи составят 11-12% от всех портативных устройств, или 46 млн. единиц.
ГМК. +80% составил рост экспорта железорудного сырья в 2010 году
Сегодня продукция горно-обогатительных комбинатов является основным экспортным товаром Украины. Причем в последнее время спрос на железорудную продукцию растет непрерывно. В первом полугодии 2010 года производство ЖРС выросло на 36%, а экспорт — на 80%. Во Всемирной стальной ассоциации (WSA) прогнозируют, что в следующем году мировой рынок также будет ощущать дефицит руды и коксового угля. Стоит отметить и то, что с каждым годом растет и рентабельность производства руды в связи с ее подорожанием. Так, в 2010 году она увеличилась на 13% — до 33%.
Кроме ЖРС, рос спрос и на металлургическую продукцию. Причин этому несколько. Во-первых, это увеличение внутреннего спроса, что связано с оживлением строительства и модернизацией инфраструктуры в преддверии Евро-2012. Во-вторых, в 2010-м заметно возрос мировой спрос на продукцию ГМК. После того как летом текущего года Китай ограничил экспорт плоского проката, потребители из стран Юго-Восточной Азии начали активно закупать дешевую металлопродукцию у Украины, главным образом слябы. Учитывая, что Китай не планирует отменять ограничения (что может ввести дополнительные требования к экспортерам сортового проката), тенденция роста поставок украинской металлопродукции в страны этого региона сохранится и в 2011 году. По оценке Евгения Дубогрыза, аналитика ИК BG Capital, прирост украинского экспорта стальной продукции в страны ЮВА в будущем году составит около 18% — с 3,26 до 3,84 млн. тонн. Аналитики BG Capital считают, что в следующем году ожидается продолжение дозагрузки мощностей в экспортных отраслях, в первую очередь в металлургии.
АПК. +66,1% составил рост производства свинины в 2010 году
Масло, сахар, зерно и мясо без преувеличения можно назвать двигателями отечественного агропромышленного комплекса в 2010 году. Единственное, ближе к концу года из этой канвы выпало зерно, на экспорт которого были введены квоты.
Особенно удачным 2010 год стал для производителей подсолнечного масла. Кроме роста внутреннего рынка, укреплению позиций отечественных производителей способствовала благоприятная конъюнктура на мировом рынке данного продукта. Около 80% масла, произведенного в Украине, экспортируются, поэтому многие предприятия в период кризиса были защищены от последствий девальвации гривни. По словам Андрея Беспятова, директора аналитического департамента ИК Dragon Capital, урожай масличных культур к тому же не пострадал, как например, зерновые во время летней засухи, и не ограничен квотами на экспорт.
Если в целом пищепром вырос незначительно (2,7%), то очень уверенными темпами увеличилось производство свинины (66,1%) и безалкогольных напитков (71,9%), рассказал Владимир Нестеренко, руководитель аналитического департамента ИК BG Capital. Среди факторов, сыгравших на руку украинским производителям мяса, эксперты называют сокращение импорта в 2008 и 2009 годах. Это способствовало снижению конкуренции на внутреннем рынке и позволило крупным игрокам нарастить свою долю и влияние внутри страны. К примеру, причиной роста объема продаж бутилированной воды Марко Ткачук, генеральный директор IDS Group Ukraine, называет восстановление спроса на нее среди украинского населения. Необходимо отметить, что культура потребления бутилированной воды в стране все еще находится в стадии формирования по сравнению с другими европейскими государствами. Поэтому рост будет продолжаться и в дальнейшем.
Источник: Инвестгазета