Какие стратегия и лидеры нужны Украине, чтобы стать богатой

Какие стратегия и лидеры нужны Украине, чтобы стать богатой

Всемирно известные экономисты Эрик Райнерт и Артуро Брис настаивают на необходимости индустриализации Украины и потребности в лидере, который будет последовательно воплощать реформы «сверху»

28 апреля 2016 года под эгидой Киевского международного экономического форума (KIEF) в столице состоялась публичная дискуссия на тему «Как Украине стать богатой? Глобальная конкурентоспособность, стратегии и лидеры реформ». Для участия в мероприятии Киев посетили Эрик Райнерт, один из самых известных экономистов современности, автор книги «Как богатые страны разбогатели и почему бедные страны остаются бедными» и Артуро Брис, директор Всемирного центра конкурентоспособности, профессор швейцарской бизнес-школы IMD.

Тематика третьего КIEF, который состоится 6–7 октября 2016 года, будет максимально приближена к практике привлечения инвестиций в Украину. Однако прежде чем переходить к практике, необходимо заложить надежный теоретический фундамент. Если страна четко не определила своей цели и не указала путь к ней - успешной она не станет. Слово «реформы», которое сейчас звучит повсеместно, означает лишь изменения, но не указывает, откуда и куда мы идем.

Сегодня в экономическом и общественном дискурсе Украины мейнстримом является ультралиберальная позиция. Все говорят о необходимости горизонтальных изменений (дерегуляция, сокращение государственного аппарата, правоохранительная реформа и т. д.), а речь об участии государства, определении приоритетов и использовании инструментов развития критикуется как путь к коррупции.

Какие стратегия и лидеры нужны Украине, чтобы стать богатой

Эрик Райнерт настаивает на том, что Украине следует выйти из «идеологического плена» либерализма и взять на вооружение стратегию индустриализации. Ведь за исключением нескольких экспортеров нефти, ни одной стране не удавалось стать богатой без индустриализации. Тем более что концепция «государства  — ночного сторожа» и «невидимой руки рынка» является устаревшей и осталась в 1980–1990-х годах.

Однако другие стратегии, которые не относятся к ультралиберальным и которые сегодня предлагают Украине, по мнению Райнерта, не приведут к успеху. В частности, если взять курс на превращение страны в сельскохозяйственного гиганта, то Украина будет иметь две серьезные проблемы: низкий уровень зарплат и экономическую эмиграцию значительной части населения. Стратегия «Украина — это Китай для ЕС» также предусматривает бедное население, к тому же она не имеет технологических производств Китая. Так называемая стратегия «экспортного тигра» на тех стартовых позициях, на которых страна сейчас находится, имеет ограничения, поскольку ЕС дает возможность Украине экспортировать в себя только в тех объемах, которые не угрожают интересам стран—членов Евросоюза.

Сделать Украину богатой может комплексная индустриализация. «Хватит продавать пшеницу в Италию и покупать там спагетти в десять раз дороже. Экспортировать продукты переработки, а не сырье. Модернизируйте существующие производства с помощью иностранных технологий. Вступайте в глобальные совместные предприятия. Создавайте жизненно необходимые институты: экспортно-импортный банк, администрацию по делам малого бизнеса, банк развития», — советует эксперт.

О том, кто должен вести Украину согласно выбранной стратегии, рассказал в своем выступлении другой спикер Киевского международного экономического форума — Артуро Брис, под руководством которого рассчитывается Индекс конкурентоспособности стран. Эксперт уверен, что реформы всегда делаются «сверху», а не «снизу». Для их успешности у страны должна быть не только качественная экономическая стратегия, но и лидер, который имеет четкое видение развития государства на 10 лет и более.

Какие стратегия и лидеры нужны Украине, чтобы стать богатой

Также Артуро Брис попытался нарисовать картину, которая ожидает мировую экономику в будущем. В течение последних 20 лет в мире произошли огромные изменения. Но, по мнению эксперта, еще большие перемены ждут нас впереди: последующие 20 лет приведут мир к еще более радикальным изменениям. «60% будущих профессий, которыми будет владеть следующее поколение, еще не существуют. Ожидаемая продолжительность жизни людей, рожденных в 2035 году, составит более 100 лет — представьте, что будет с пенсионными фондами. Переводчики, которые сейчас дают людям возможность понимать друг друга, будут не нужны по причине наличия соответствующих устройств. Машины и роботы станут брать на себя все больше человеческого труда. Если будут авто без водителей, возможно, будут и правительства без министров?» — рассуждает Брис. Все эти изменения необходимо предусмотреть в предлагаемых реформах.  

Читайте также