Экспортировав 2,5 млн. тонн, Украина с большим отрывом опередила своих главных конкурентов - Аргентину и Россию, которые обеспечили 19% и 11% потребности рынка соответственно. "Согласно FAPRI, рынок подсолнечного масла в 2009/2010 маркетинговом году оценивается в 3,4 млн. тонн. Такая оценка немного консервативная. Мы считаем, что мировой рынок подсолнечного масла можно оценивать в районе 3,9 млн. тонн. Украина в текущем маркетинговом году обеспечила его на 56%, что является безусловным лидерством - говорит Иван Панин, аналитик Инвестиционной группы «Сократ».
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА
Страна | Объем производства, млн. тонн | Доля рынка, % |
Украина | 2,9 | 25,1 |
Россия | 2,41 | 20,8 |
ЕС | 2,36 | 20,4 |
Аргентина | 1,45 | 12,6 |
Турция | 0,55 | 4,8 |
Другие | 1,88 | 16,3 |
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА (НЕРАФИНИРОВАННОГО) В УКРАИНЕ, доля рынка %
«АТ Каргил» | 14,7 |
«Кернел»* | 20,8 |
Пологовский МЭЗ | 7,3 |
Компания «Бунге-Украина» | 6 |
«Виолия» | 5 |
Другие | 46,2 |
«Рекордные показатели производства и экспорта подсолнечного масла в этом сезоне обусловлены рекордным прошлогодним урожаем - около 6 млн. тонн», - поясняет Степан Капшук. Указанные расчетные показатели говорят о том, что в действительности подсолнечника в стране намного больше. «Показатели производства компаний и таможенные данные об экспорте довольно прозрачны и соответствуют действительности. В то же время задекларированного количества подсолнечника не хватило бы даже на то, чтобы произвести те объемы масла, которые были вывезены. Фактическое наличие подсолнечника и данные Госкомстата расходятся как минимум на 1 млн. тонн», - отмечает эксперт консалтинговой компании «ААА» Мария Колесник. Нежелание производителей декларировать площади посевов и занижение урожая могут быть связаны с ужесточенным контролем правительства над севосменами. Напомним, что МинАПК обеспокоено ежегодным приростом удельного веса технических культур в посевном клине в ущерб продовольственным, в первую очередь ячменю. Но аграриев можно понять, ведь по итогам минувшего сезона подсолнечник стал самой прибыльной культурой в агросекторе - его рентабельность достигла 41%.
КУДА УКРАИНА ЭКСПОРТИРУЕТ ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО (НЕРАФИНИРОВАННОЕ)*, доля поставок %
Индия | 21,4 |
Египет | 16,6 |
Алжир | 7,3 |
Нидерланды | 6,8 |
Иран | 5,9 |
Италия | 5,6 |
Испания | 5,3 |
Другие | 31,1 |
ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА (НЕРАФИНИРОВАННОГО) ИЗ УКРАИНЫ, доля экспорта %
«Кернел-Трейд» | 23 |
«АТ Каргил» | 15 |
«Сантрейд» | 8 |
«Серна» | 4 |
«Виолия» | 3 |
«АДМ Украина» (Илличевский МЖК) | 3 |
Другие | 44 |
Рекордный экспорт внес свои коррективы и в расстановку сил в стане украинских экспортеров масла. Главной сенсацией стал выход на первое место в рейтинге экспортеров компании «Кернел». Соответственно, бессменный лидер прошлых лет - транснациональная компания «Каргилл» - сместился на вторую позицию. Укрепление позиций «Кернела» произошло благодаря покупке компании Allseeds - суммарно на эти две компании пришлась пятая часть всего украинского масличного экспорта (14% - доля «Кернел-Трейд» и 9% - «Зерноторговой компании»). В то же время доля «Каргилла» осталась практически неизменной - на уровне 15%. Участники рынка отмечают, что прирост показателей экспорта - закономерное следствие увеличения мощностей объединенной компании «Кировоградолия» (основная производственная площадка Allseeds, которая перешла под контроль «Кернела». - «ДЕЛО»). «На сегодняшний день «Кернел» занимает первое место по производственным мощностям. Благодаря покупке Allseeds компания увеличила свои производственные мощности на 40%», - отмечает аналитик инвестгруппы «Сократ» Иван Панин. Отметим, что «Кернел» также существенно нарастил позиции и на зерновом рынке, переместившись на второе-третье место в зависимости от культуры, в то время как сезоном ранее замыкала пятерку лидеров или вовсе не входила в нее.
Также в пятерке экспортеров-лидеров остались «Сантрейд» - торговое подразделение транснациональной компании «Бунге», «Серна» (Glencore) и промышленная группа «Виолия». Тот факт, что первые позиции рейтинга занимают транснациональные компании, легко объяснить. «Украинские компании формируют запасы сырья в пределах кредитного портфеля. У транснационалов есть ресурс материнской компании, и им легче, например, формировать долгосрочные запасы. Кроме того, у них есть доступ к кредитам в западных банках, где деньги значительно дешевле», - поясняет руководитель сырьевого дивизиона «Виолии» Александр Верхось.
В целом, объемы экспорта компаний менялись пропорционально росту объемов производства. Поскольку в той или иной степени укрупнялись все компании (хотя и не столько радикально как «Кернел»), существенных изменений по сравнению с прошлым сезоном в рейтинге экспортеров не произошло. «Мы ввели в эксплуатацию новый МЭЗ 1 тыс. тонн в сутки благодаря этому существенно вросло производство и соответственно объемы экспорта» - говорит Сергей Кашуба - «Мы попробовали в этом году поставлять масло в Египет - хотя раньше с этим направлением не работали. В принципе оценка 2% общеукраиского экспорта сырого масла соответствует действительности».
«Это был очень успешный, не отмеченный ни скандалами, ни вмешательством государства в рынок, маркетинговый год. Прогнозы на будущий сезон также очень благоприятные, поскольку урожай подсолнечника будет высоким, а предприятия сектора существенно нарастили мощности» - говорит Мария Колесник. Если на начло 2008/09 МГ мощности по переработке подсолнечника предприятий отрасли достигали 7,25 млн. тонн в год, то на начло 2009/10 маркетингового года они достигли 8,25 млн.тонн в год. По оценкам «Укролии», новый сезон отрасль встретила, располагая мощностями в 9,6 млн. тонн. Аналитики отмечают, что емкость мирового рынка позволяет Украине наращивать мощности и объемы экспорта. "Потребление подсолнечного масла не является постоянной и неизменной величиной, оно может, как увеличиваться, так и сокращаться из-за того, что его можно заменить другими маслами (оливковое, кокосовое, рапсовое и т.д.) - отмечает Иван Панин.
В истекшем маркетинговом году борьба за подсолнечник между переработчиками и экспортерами утратила остроту. Всего за 11 месяцев МГ было экспортировано 352 тыс тонн семян подсолнечника - против 750 тыс тонн за аналогичный период прошлого года, то есть в два раза меньше. Экспорт маслосемян снизила неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке, дефицит оборотных средств у трейдеров из-за долга по НДС, а также наличие заградительной экспортной пошлины. «Основным трейдерам не очень выгодно работать с семечкой, поэтому за подсолнечнкии конкурировали в основном переработчики» - говорит Сергей Кашуба. «Экспорт подсолнечника все равно шел, в частности довольно активно торговал «Нибулон». Если регион логистически близко расположен к порту, то экспорт выгоден несмотря на пошлину - дополняет руководитель сырьевого дивизиона ПГ «Виолия» Александр Верхось.
Урожай подсолнечника-2010 который будет базой под будущий сезон еще не определен, однако исходя из площади посева (около 4 млн га) он точно будет не ниже 6 млн тонн. В настоящее время предприятия отрасли волнует, удастся ли сохранить его внутри страны. В рамках переговоров о создании зоны свободной торговли активно дискутируется вопрос отмены экспортной пошлины на подсолнечник.
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА (НЕРАФИНИРОВАННОГО) В УКРАИНЕ, тыс. тонн
«Кернел»( Приколотнянский, Волчанский, Полтавский МЭЗы, «Кировоградолия», «Экотранс») | 603,2 |
«АТ Каргил» | 426,3 |
Пологовский МЭЗ | 211,7 |
Компания «Бунге-Украина» | 174 |
«Виолия» | 145 |
ОСНОВНЫЕ ЭКСПОРТЕРЫ ПОДСОЛНЕЧНОГО МАСЛА (НЕРАФИНИРОВАННОГО) ИЗ УКРАИНЫ, тыс. тонн
«Кернел-Трейд» | 575 |
«АТ Каргил» | 375 |
«Сантрейд» | 200 |
«Серна» | 100 |
«Виолия» | 75 |
СПРАВКА
Удельный вес экспорта масложировой продукции в структуре экспорта продукции АПК занимает 27%. В структуре экспорта продукции пищевой промышленности на товары масложировой отрасли приходится 50%.
По материалам: Дело