Агропромышленная группа Креатив Групп Станислава Березкина вскоре может сменить собственника. Возможно, будет продан только масличный бизнес группы. О вариантах продажи рассказали инвестбанкир, три участника рынка и менеджер консалтинговой компании. Креатив выставлен на продажу из-за долгов. Среди претендентов на актив эксперты называют лидера отрасли - компанию Андрея Веревского Кернел, а также бизнесмена, никак не связанного с агробизнесом, Леонида Юрушева.
Почему Станислав Березкин решил продать актив и кто и за сколько может купить перспективный бизнес?
Первый квартал 2015 года компания завершила с чистым убытком 4,5 млрд грн при валовой прибыли 158 млн грн, что на 81% меньше по сравнению с первым кварталом 2014 года. Основным бенефициаром компании является Станислав Березкин.
Долговая нагрузка
"Основным мотивом продажи части бизнеса Креатив Групп может быть сокращение долговой нагрузки. По состоянию на конец марта 2015 года долг группы составлял $605 млн", - такие данные приведены в системе раскрытия информации Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. А чистый долг (долг за вычетом денежных средств) был равным $578 млн. "Соответственно, коэффициент левериджа (соотношение чистого долга к EBITDA за последние 12 месяцев) был равным 5,7х, что существенно выше комфортного уровня 2,0х", - говорит аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка.
"Высокая долговая нагрузка в стабильной экономике в развитых странах не является существенной проблемой для компаний реального сектора, хотя там тоже пристально следят за обьемами долгов. В Украине же с ее политическими и экономическими проблемами высокий коэффициент задолженности является одним из ключевых рисков для бизнеса", - поясняет президент ассоциации Украиский клуб аграрного бизнеса Алекс Лисситса.
Дзвинка уточняет, что рыночный мультипликатор - соотношение "стоимость бизнеса / EBITDA" близкого аналога Креатива - публичной компании Кернел сейчас составляет 3,5х. "Если оценивать Креатив по данному мультипликатору, то стоимость бизнеса компании будет равна $360 млн. А это значит, что при текущем чистом долге в $578 млн продажа всего бизнеса предусматривала бы доплату со стороны нынешних акционеров более чем на $200 млн новому владельцу. А символическое соглашение "продажа за $1" вообще была бы идеальным (и одновременно почти нереальным) сценарием для текущих владельцев Креатива при условии, если бы продавался весь бизнес", - отмечает он.
Два участника рынка, попросившие на них не ссылаться, сообщили, что Креатив, вероятнее всего, не будет продавать совевое и свиноводческое направление. "Поскольку акционеры намерены оставить себе соевый и свиноводческий сегменты, то наиболее вероятный сценарий - это продажа части бизнеса группы за 1 доллар с одновременным списанием соответствующей части долга", - считает Дзвинка.
Таинственный покупатель
Топ-менеджер консалтинговой компании на условиях анонимности сообщили, что ранее Креатив вел переговоры с лидером отрасли - компанией Кернел. "Насколько я знаю, довольно долго они вели переговоры с Кернел, но судя по всему, безрезультатно. Видение справедливой стоимости бизнеса Креатива со стороны покупателя и продавца существенно отличались", - говорит он. В Кернел опровергли покупку Креатива.
В самой компании ответили, что сейчас группа Креатив не может прокомментировать редакционный запрос и представят официальную позицию позже.
Сразу два топ-менеджера в агросекторе сообщили, что сделка еще не закрыта и покупателем мог стать бизнесмен Леонид Юрушев, экс-совладелец банка Форум и крупный столичный девелопер - владелец компании Ярославов вал. Однако опрошенные эксперты сомневаются в том, что человек, никогда не имевший отношения к агробизнесу, может купить такой мощный актив. Инвестиционные аналитики пока осторожны в оценках, но в условиях пассивности M&A в агробизнесе допускают, что на рынок войдет совершенно новый игрок.
"Спрос к украинским стрессовым активам и компаниям, продающихся с дисконтом в Украине продолжает сохраняться. С одной стороны - это собственники, которые не справились с управлением своими долговыми обязательствами и вынуждены продавать с дисконтом для того, чтобы сберечь целостность бизнеса. С другой стороны, поживиться такими активами не против отдельная категория инвесторов", - рассказывает Алексей Олейников, управляющий партнер инвестиционной компании InVenture Investment Group.
По словам Алексея Олейникова, основным типом инвесторов, которые сегодня могут купить проблемные активы в Украине: а) внутренние стратегические инвесторы, которые обладают финансовой ликвидностью в силу экспортной ориентации своего бизнеса или же которым удалось выручить средства при продаже других своих активов (в том числе непрофильных) б) спекулятивные инвесторы, в доступности которых есть капитал, полученный, как правило, незаконным путем в) международные инвесторы, в лице институциональных фондов прямых инвестиций, которые несмотря на некоторую пассивность в последние 7 лет, все же рассматривают покупку стрессовых активов с дисконтом г) некоторые стратегические иностранные инвесторы, который ищут доступные сырьевые активы и дешевые фактора производства в Украине. Возможно, в перспективе в Украине можно будет увидеть еще один тип инвесторов – китайские инвеститоры, которых в больше степени будут интересовать активы в агропромышленном комплексе Украины.
В целом аналитики отмечают, что масличный бизнес мог заинтересовать непрофильного инвестора легким доступом на европейский рынок и хорошими позициями на рынке Украины. Однако, по мнению Алекса Лисситсы, эффективным бизнес Креатива может стать только при условии минимизации долговой нагрузки.
Группа Креатив - один из крупнейших переработчиков сельскохозяйственной продукции в Украине, который занимается производством жиров и маргаринов, подсолнечного масла и шрота, соевого шрота и масла, биотопливных пеллет, а также сельским хозяйством - растениеводством и животноводством. Компания входит в ТОП-3 украинских переработчиков семян подсолнечника. В состав группы входят 9 заводов, 8 элеваторных комплексов, растениеводческие хозяйства, а также свинокомплекс.