После того, как РФ аннексировала Крым, остается неизвестным будущее муниципальных облигаций Крыма (АР Крым 1-A) на 133 млн. гривен, которые были выпущены 24 июня 2011 года. 20 июня настал срок их погашения. Если обязательства по ним не будут выполнены, то будет объявлен дефолт. Эксперты ЛІГАБізнесІнформ выяснили, какими будут последствия такого решения.
Почему Крым не может рассчитаться по облигациям
То, что крымские облигации не будут погашены 20 июня, было ясно уже после невыплаты купонного платежа, который должен бы быть в начале апреля. Кредитный рейтинг Крыма по версии рейтингового агентства Standard & Poor's после этого упал до дефолтного уровня "D". Вечером 20 июня опасения инвесторов стали реальностью. Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг инвесткомпании Dragon Capital, констатирует факт дефолта по крымским облигациям. Непризнанные власти полуострова не сделали никаких шагов по осуществлению выплат по облигациям.
Одними из основных условий эксперты называют признание нынешним правительство Крыма обязательств и наличие средств для их погашения. Однако даже при выполнении данных условий погашение облигаций могло сорваться из-за технических и правовых особенностей. Григорий Перерва, рейтингового агентства IBI-Rating, сообщает, что сейчас техника расчетов по облигациям в рублевом эквиваленте вызывает вопросы, хотя необходимые средства в бюджете заложены. Сами облигации номинированы в гривне, которая сейчас изъята из обращения на полуострове, а украинские банки, через которые можно было бы провести расчеты, тоже не работают в Крыму. Игорь Когут, директор КУА Финекс капитал, также добавляет к политическим и юридическим проблемам отсутствие доступа у эмитента к реестру собственников облигаций. Однако главным фактором для невыполнения обязательств стало именно нежелание нынешних властей.
У кого в руках крымские облигации
Сергей Фурса сообщает, что облигации АР Крым 1-A находятся на руках у инвесторов из Украины и ЕС. В Украине – это пенсионные фонды, банки и КУА. Торги по данным бумагам приостановили после аннексии полуострова. Однако, согласно данным Украинской биржи, торги крымскими облигациями продолжались аж до 19 июня текущего года.
По словам Игоря Когута, торги проводились только на Украинской бирже, основным акционером которой является Московская биржа. Эти торги не были рыночными, поскольку, судя по стоимости сделок, это были скорее переброски пакетов бумаг между частными руками в одном узком кругу. В этих сделках облигации торговались практически по номиналу, хотя сейчас вряд ли найдется покупатель, согласный выплатить хотя бы 10% их стоимости. До подписания договора о принятии Крыма в РФ 18 марта наблюдался пик активности торгов крымскими облигациями (7-14 марта). Тогда за неделю было заключено 14 сделок суммарно на 12,88 млн. гривен, и примерно 10% выпуска (12,7 тыс. облигаций) поменяли своих владельцев. Представители Украинской биржи данную ситуацию не комментировали.
Что делать инвесторам
Держатели крымских облигаций должны сделать следующий ход. По данным Сергея Фурсы, они рассматривают возможность решения через суд. Однако, возможно будет найдено мирное решение данного вопроса.
Судебное решение вопроса может быть связано с серьезной коллизией. Крым является для Украины оккупированной территорией, на которой действуют украинские законы, говорит Григорий Перерва. Однако сам полуостров живет по российским законам. Потому решение придется выносить через международный суд, а это затянет процесс на несколько лет. На этом этапе эффективным решением может стать создание объединения инвесторов, которые будут отстаивать свои интересы совместно. По оценкам эксперта, такие действия займут больше времени, однако шансы на компенсацию увеличатся.
Кто пострадает от крымского дефолта
Киев не должен волноваться о дефолте Крыма. Г.Перерва отмечает, что центральная власть ни в Украине, ни в России, не должна отвечать за долги своих территориальных образований. Потому рейтинг кредитоспособности этих государств не пострадает. Однако для РФ дефолт Крыма означает репутационные риски. Фактически, после признания Крыма российской территрией, дефолт полуострова становится квази-российским, отмечает Игорь Когут, и иностранные инвесторы оставят этот факт себе на заметку. К сожалению, данный дефолт не произведет должно резонанса, поскольку международные институты не держат данные облигации.
Однако, оккупированный Крым потерял возможность привлечения капитала. Исключением станут инвестиции из России, отмечает Игорь Когут, и, вероятно, инвесторы из нескольких стран, которые являются сторонниками РФ.