Легкодоступный актив

Легкодоступный актив

Собственник шахты им.Засядько, который легко приобрел этот актив в обмен на инвестиции, может столь же легко его потерять из-за проблем со сбытом продукции

Недавно руководство Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ) вторично продлило срок приема заявок на льготный выкуп акций ПАО “Шахта им.Засядько” до 16 сентября текущего года. В предыдущий раз ФГИУ это сделал в марте нынешнего года, увеличив срок приема заявок до 16 июня. В обеих случаях это произошло по ходатайству председателя правления ПАО “Шахта им.Засядько” Павла Филимонова. И это свидетельствует о том, что ныне спрос на государственную долю в этом ПАО отсутствует. Чего нельзя сказать обо всем активе в целом.

Окольным путем

Напомним, что в 1991 году целостный имущественный комплекс государственного предприятия (ГП) “Шахта им.Засядько” был передан в аренду трудовому коллективу, который специально для этого учредил арендное предприятие (АП) “Шахта им.Засядько”. Кроме шахты, в состав АП были включены Центральная обогатительная фабрика “Киевская”, промышленно-торговые комплексы “Шахтер” и “Донецкий”, а также ряд объектов социальной сферы. Председателем наблюдательного совета АП был избран народный депутат Ефим Звягильский. В соответствии с первоначальным договором аренды срок его действия должен был закончиться через 15 лет. Однако в 2006 году он был продлен до 31 декабря 2012 года.

В 2010 году было принято решение об акционировании и приватизации АП “Шахта им.Засядько”. А в декабре того же года Фонд госимущества провел конкурс по отбору компании-оценщика необоротных активов целостного имущественного комплекса шахты, победителем которого стало ООО “Консалтинговая компания “Увекон”.

Как известно, процедура оценки недвижимых активов является необходимым этапом предприватизационной подготовки государственных предприятий, предшествующим этапу их акционирования. Она проводится для определения размера уставного капитала будущего акционерного общества, которое впоследствии частично или целиком может быть выставлено на продажу.

В нашем случае государству необходимо было выяснить не только рыночную цену переданного в аренду и принадлежащего ему целостного имущественного комплекса шахты им.Засядько, но и стоимость появившихся за время аренды и являющихся собственностью трудового коллектива необоротных активов АП “Шахта им.Засядько”. Иными словами, оценка предполагала также и определение долей государства и арендаторов в этом активе. А это, соответственно, подразумевало, что учредителями будущего АО станут как государство в лице ФГИУ, так и трудовой коллектив предприятия.

Вполне очевидно, что доля государства в этом АО должна соответствовать стоимости того имущества, которое оно изначально передало в аренду трудовому коллективу. Тем не менее в декабре 2010 года ни ФГИУ, ни Министерство энергетики и угольной промышленности Украины информацию о доле государственного имущества в общей стоимости недвижимых активов АП “Шахта им.Засядько” предоставить не смогли.

В свою очередь Звягильский утверждал, что она составляет чуть более 12%. “Дело в том, — пояснял он, — что в 2006 году, когда стороны в последний раз продлевали договор аренды, государство оценило имущество компании в 250 млн. грн. Однако с тех пор благодаря инвестициям арендаторов в усовершенствование и модернизацию производственных мощностей ее капитализация существенно возросла. Поэтому на сегодня цена собственности государства не превышает 160 млн. грн., а цена собственности трудового коллектива достигает 1,2 млрд. грн.”.

К марту 2011 года процедура оценки была завершена. В результате стоимость актива составила 2,194 млрд. грн., в которой цена имущества, принадлежащего государству, составила 312 млн. грн., а цена имущества арендаторов — 1,882 млрд. грн. При этом уставный фонд будущего ПАО был установлен в сумме 1,971 млрд. грн., а, соответственно, распределение долей в нем оказалось таким: государство — 327 млн. грн. или 16,6% акций, трудовой коллектив — 1,645 млрд. грн. или 83,4% акций.

“Это обусловлено тем, что в долю арендатора ежегодно засчитывали прибыль от деятельности предприятия, направляемую на модернизацию производства, — поясняет директор по развитию АК Kreston GCG Андрей Попов. — Иными словами, средства на покупку объекта аренды трудовой коллектив заработал на самом объекте аренды в процессе его эксплуатации”.

Таким образом, в сущности, приватизация угледобывающей компании “Шахта им.Засядько” состоялась еще до официальной оценки ее недвижимого имущества и определения способа акционирования. Далее следовало лишь формализовать сложившееся положение дел, а также — реализовать оставшийся в собственности государства миноритарный пакет.

19 мая 2011 года руководством ФГИУ был издан приказ о создании ПАО “Шахта им. Засядько”, а 22 июля Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) внесла запись в Единый государственный реестр юридических лиц о регистрации компании. Наряду с этим был составлен план размещения принадлежащих государству 16,6% акций компании, согласно которому 0,5% из них должны быть проданы на льготных условиях сотрудникам предприятия, 5% — на фондовой бирже и 11% — на конкурсе. Однако поскольку у 83,4% уставного фонда ПАО “Шахта им.Засядько” уже появился собственник, покупка оставшейся части уже никого не могла заинтересовать.

Силовыми методами

Напомним, что ныне шахта им.Засядько входит в число крупнейших угледобывающих предприятий Украины, специализирующихся на выпуске коксующихся углей. По состоянию на 1999 год промышленные запасы сырья на ней составляли почти 100 млн. тонн. При этом, в отличие от многих других украинских шахт, объем добычи угля на ней до недавнего времени неуклонно увеличивался. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом он вырос на 23,3% — до 2,031 млн. тонн. Наряду с этим шахта им.Засядько является одной из немногих отечественных угледобывающих компаний, работающих с прибылью. И, наконец, она относится к числу наиболее опасных шахт не только в Украине, но и в мире.

Итак, шахта им.Засядько является одним из значимых поставщиков коксующихся углей на внутренний рынок. Согласно данным ИК Dragon Capital, по итогам 2010 года ее доля в общем объеме коксующихся углей украинской добычи составляла 6,8%, а доля в общем объеме отечественных углей, потребляемых металлургами — 4,3%. “В первом полугодии 2012 года доля шахты им.Засядько в общем объеме коксующихся углей, добываемых в Украине, снизилась с 3% до 2%, — отмечает аналитик ИК Concorde Capital Роман Тополюк. — Что же касается второго показателя, то на сегодня он достигает 4-5%”.

Известно, что основными потребителями продукции шахты им.Засядько являются интегрированные в структуру холдинга “Метинвест” ПАО “Авдеевский коксохимический завод”, ПАО “Донецккокс” и ПАО “Запорожкокс”, а также — ПАО “ArcelorMittal-Кривой Рог”. И, исходя из этого, еще на этапе предприватизационной подготовки существовали две версии того, кто в итоге станет ее владельцем.

Согласно первой, приватизация шахты была инициирована самим Звягильским, которого уже давно тяготил статус арендатора и который хотел бы получить ее в полную собственность. Согласно второй Звягильский, наоборот, постепенно утратил заинтересованность в этом активе — как из-за повышенной аварийности предприятия, так и из-за его снижающейся рентабельности. А потому для Звягильского конечной целью приватизации шахты была последующая ее перепродажа.

Как бы то ни было, но вне зависимости от первоначальных планов собственника этот актив действительно может перейти в другие руки, что в общем-то закономерно в ситуации, сложившейся в отечественном углепроме. Так, с конца первого квартала этого года большинство украинских шахт испытывает колоссальные трудности со сбытом своей продукции, и по итогам первого полугодия только на складах Донбасса скопилось более 650 тыс. тонн коксующегося угля.

При этом речь идет не только о государственных предприятиях. В частности, в конце июня и.о. генерального директора шахты им.Засядько Павел Филимонов констатировал, что не только, например, на ГП “Дзержинскуголь” остаются невостребованными более 100 тыс. тонн угля, но и на самой шахте им.Засядько — более 60 тыс. тонн. Конечно, как и весной, в начале июля определенные договоренности с металлургами по выкупу накопленных запасов угля были достигнуты. Но они не дают производителям никаких гарантий сбыта в будущем.

И это создает более чем благоприятные условия для того, чтобы находящиеся в критическом положении компании-производители коксующихся углей могли быть скуплены компаниями-потребителями. В том числе — и шахта им.Засядько. “В случае дальнейшего усугубления ситуации со сбытом нынешнему владельцу этого предприятия придется либо пойти на многомиллиардные инвестиции в развитие угледобычи, либо на жесткий ценовой демпинг, либо на остановку предприятия с выходом коллектива на массовые акции протеста, либо же на продажу актива”, — подчеркивает Попов.

Если же будет принято решение о продаже, то, как считают аналитики, этот актив может заинтересовать самый широкий круг потенциальных претендентов. “Шахта им.Засядько добывает в числе прочего качественный уголь марки “Ж”, которого на украинском рынке не хватает. А значит, в борьбу за нее могут включиться все — и крупнейший потребитель ее продукции холдинг “Метинвест”, и ПАО “ArcelorMittal-Кривой Рог”, и группа “Донецксталь”. Кроме того, она может быть востребована и со стороны иностранных инвесторов, например, россиян или развертывающей свое присутствие в Украине чешской угольной компании New World Resources (NWR)”, — уточняет аналитик ИК Dragon Capital Сергей Гайда.

По материалам: Укррудпром

Читайте также