Ломбарды: процент воздуха

Ломбарды: процент воздуха

оличество ломбардов в стране продолжает расти впечатляющими темпами. Согласно обнародованному Госфинуслуг отчету о работе небанковских финансовых учреждений, в первом полугодии 2010 г. в Украине ...

На 1 июля было уже 400 учреждений, что на 70 учреждений больше, чем по итогам первого полугодия 2009 г. При этом регулятор предельно четко формулирует причину высокой активности на рынке ломбардного кредитования.

“Тенденция к росту количества ломбардов связана прежде всего с удовлетворением насущных потребностей физических лиц в денежных средствах”, — отмечают специалисты Госфинуслуг. В развитии ломбардов играет роль и состояние других финансовых рынков.

“Активное появление новых ломбардов в Украине объясняется, скорее всего, отсутствием альтернативных видов кредитования и, как следствие, увеличением спроса на ломбардные услуги, — говорит Юлия Рожкова, исполнительный директор Всеукраинской ассоциации ломбардов (г.Киев; с 2002 г.). — Ломбарды — одни из немногих финансовых учреждений, оказывающих услуги по предоставлению “моментальных” краткосрочных финансовых кредитов физическим лицам под залог имущества”.

То, что в последнее время все большее количество граждан Украины испытывают дефицит средств на текущие расходы, а следовательно, являются потенциальными клиентами ломбардов, подтверждают и данные Госкомстата. В частности, по данным Комитета, в 2009 г. численность населения со средним ежемесячным доходом ниже прожиточного минимума (701 грн./мес.) увеличилась на 17,5%, до 9,5 млн чел. (21,4% от общей численности населения). В 2008 г. при прожиточном минимуме в 626 грн./мес. за чертой бедности находились 18,1% граждан страны (8,1 млн чел.).

Примечательно, что процесс ухода игроков с данного рынка почти прекратился со второго полугодия 2009 г. Дело в том, что в 2007-2008 гг. его ежегодно покидали один-два десятка игроков. В первом полугодии 2009 г. чиновники вывели из госреестра фин­учреждений 16 ломбардов, а во втором — всего одно учреждение.

Ситуация повторилась и в первом полугодии 2010 г. — из госреестра финучреждений был исключен также только один ломбард. По словам экспертов, новых ломбардов могло бы быть больше, если бы не регуляторные помехи.

“Заслуживает критики процедура внесения финансовых учреждений и их обособленных подразделений в Государственный реестр финансовых учреждений (регистрации), — говорит г-жа Рожкова. — К примеру, до апреля 2010 г. внесение в Госреестр финансовых учреждений информации об обособленном подразделении ломбарда занимало не более двух недель, сейчас же процесс регистрации длится 3-4 месяца”.

Как на дрожжах

Потребность людей в заемных средствах приводит к стремительному росту объемов ломбардного кредитования. По данным регулятора, по итогам января — июня 2010 г. объем предоставленных ломбардами финансовых кредитов составил почти 2,5 млрд грн., что на 50% превышает результат рынка за аналогичный период 2009 г (см. “Объем предоставленных…”).

Данные об объемах предоставленных ломбардами кредитов свидетельствуют о том, что спрос на подобные услуги практически не подвержен сезонным факторам. Можно сказать, что в течение последних двух лет объемы ломбардного кредитования ежеквартально увеличивались примерно на 100 млн грн. (см. “Квартальный…”).

Несмотря на возрастающее количество игроков, на рынке ломбардов продолжает наблюдаться высокая концентрация бизнеса. На первую сотню ломбардов по объемам кредитования приходятся 96,2% общего объема выданных кредитов. При этом на тройку лидеров — 44,9% рынка.

Интересно, что ломбарды продолжают выдавать своим клиентам сравнительно небольшие кредиты. Аналитики Госфинуслуг отмечают, что на протяжении 2008-2010 гг. средний размер выданного ломбардом кредита рос с 400,9 грн. до 603,3 грн. По состоянию на 30.06.10 г. средний размер кредита увеличился, по сравнению с аналогичной датой 2009 г., на 22,2%, до 570,8 грн.

Очевидно, что темпы роста объемов кредитования не могли быть обеспечены только за счет увеличения сумм выдаваемых кредитов. Указанная динамика показывает, что услугами ломбардов начали пользоваться больше людей. Действительно, если по итогам первого полугодия 2009 г. ломбарды выдали 3,66 млн кредитов, то по итогам первого полугодия 2010 г. — на 19,3% больше, т.е. 4,37 млн.

“Ломбарды остаются одними из наиболее консервативных и стабильных финансовых институтов для физлиц: они выполняют своеобразную функцию социально-экономических стабилизаторов в условиях социально-экономических изменений”, — утверждает Госфинуслуг.

Кому жить хорошо…

Более того, отметим, что продолжающийся уже не первый год рост объемов выдаваемых ломбардами кредитов позволяет им составлять существенную конкуренцию кредитным союзам. Для сравнения: по состоянию на 01.07.10 г. в Украине было зарегистрировано 700 КС, а объем выданных ими кредитов составлял 2,7 млрд грн. (–33,4% по сравнению с итогом первого полугодия 2009 г.).

Наращивание объемов кредитования позволило ломбардам достичь результатов, сопоставимых с возможностями системы кредитной кооперации, еще в 2009 г. Напомним: по итогам первого полугодия 2009 г. объем выданных ломбардами кредитов вырос на 50,1%, до 1,66 млрд грн. (см. БИЗНЕС №44 от 02.11.09 г., стр.32, 33).

Причем следует отметить, что, в отличие от банков и кредитных союзов, ломбарды почти не ощущают проблем с просроченной и безнадежной задолженностью. По данным регулятора, за первое полугодие 2010 г. сумма погашенных кредитов ломбардов составила 2,4 млрд грн., из которых только 238,7 млн грн. были погашены за счет залогового имущества.

Не стоит забывать, что основным видом залога для ломбардов остаются изделия из драгоценных металлов и камней. Под такой залог в первом полугодии 2010 г. было выдано более 92% кредитов (см. “Структура…”). А некоторые учреждения не стесняются заранее интересоваться у клиентов, собираются ли те в принципе выкупать заложенное имущество, выступая, по сути, в качестве скупщиков лома драгоценных металлов.

…а кому не очень

Несмотря на кажущуюся безоблачной ситуацию на ломбардном рынке, его участники не выказывают оптимизма относительно ее дальнейшего развития. Прежде всего ужесточилась конкуренция между самими ломбардами. Следует учитывать, что основной объем операций ломбардам обеспечивают постоянные клиенты, а не заемщики, привлеченные с улицы в результате рекламы или разовых акций.

“Новый ломбард должен потратить год на то, чтобы наработать клиентуру и попробовать выйти на самоокупаемость, — признался БИЗНЕСу совладелец одного из киевских ломбардов, пожелавший остаться неназванным. — Мы работаем уже около года, и еще не достигли самоокупаемости. Портфель растет очень медленно. 60-75% портфеля формируют постоянные клиенты. При этом средний кредит составляет 300-400 грн.”

По словам участников рынка, рост общих показателей обеспечивается в основном за счет ломбардов, работающих в регионах Украины, небольших городах, а не в городах-миллионниках. При этом специфика данного рынка в том, что новые игроки не могут “воспитать” себе клиентов и вынуждены переманивать их у своих коллег.

Подобная ситуация приводит к тому, что ломбардам приходится регулярно работать над удержанием постоянных заемщиков, внедряя системы дисконтных карточек, расширяя перечень залогов, повышая стоимость оценки залогового имущества (если речь идет, например, о брендовых ювелирных изделиях) и т.д.

По мнению опрошенных специалистов, если ломбарды в условиях постоянно ужесточающейся конкуренции отказываются от работы с драгоценными камнями, беря в залог только золотые изделия на вес, или не работают на прием в залог техники, то они рискуют потерять около половины своей клиентской базы. Конкурировать ломбардам приходится и на уровне ставок.

“Ломбардный кредит по своей природе является краткосрочным — процентная ставка за пользование им колеблется в пределах 0,3-1% в день, что делает ломбардные кредиты при заключении долгосрочных договоров довольно дорогими”, — говорит Юлия Рожкова. По данным Госфинуслуг, если в I квартале средневзвешенная процентная годовая ставка по кредитам ломбардов составляла 200,6%, то по итогам II квартала — 198,6%.

По материалам: Бизнес

Читайте также

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

Компания харьковчанина Сергея Полумынского получила одобрение на покупку французской Agrogeneration

15.12.23
1845
Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

Индийский онлайн-магазин Udaan привлек $340 млн в преддверии IPO

15.12.23
1845
Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

Индонезийский магнат Суканто Таното хочет купить производителя средств гигиены Vinda за $3,3 млрд

15.12.23
1845