Данным документом Госкомиссия намерена обязать фондовые биржи отслеживать сделки, имеющие признаки манипулирования ценами.
Кроме того, предусмотрено введение целого ряда критериев, по которым те или иные действия торговцев и других участников рынка могут быть квалифицированы как манипуляции.
Очередная проба пера
Надо отметить, что ГКЦБФР уже не первый раз пытается урегулировать этот вопрос. Собственно, по словам ее представителей, проекты подобных документов разрабатывались и утверждались ГКЦБФР еще в 2008-2009 гг. и даже дошли до этапа рассмотрения Минюстом.
В частности, Алексей Тарасенко, директор департамента методологии и регулирования рынка ценных бумаг ГКЦБФР, отметил, что предыдущие предложения регулятора Минюст отправил на доработку.
“Мы приняли последнюю редакцию на одном из последних заседаний Комиссии. В данном документе (в отличие от предыдущих версий проекта Порядка. — Ред.) сокращен перечень критериев, позволяющих квалифицировать те или иные операции как манипулирование на фондовой бирже”, — сказал он.
Чиновники отмечают, что в ходе согласования с участниками рынка предложенных мер по борьбе с манипулированием Комиссия намерена выяснить, что биржи и торговцы понимают под “манипулированием”.
“Что касается самого явления, то о его присутствии на рынке можно догадываться, но юридически доказать факты манипулирования пока почти невозможно. Хотя у нас есть обращения эмитентов, которые подозревают, что их акции торгуются не совсем по рыночным параметрам”, — признает г-н Тарасенко.
По словам председателя ГКЦБФР Дмитрия Тевелева, биржи получат эффективную технологию противостояния манипулированию, а регулятор — возможность выявлять подобные случаи, проводить по ним расследования и применять жесткие санкции к нарушителям. Не все представители рынка разделяют этот оптимизм.
Большие перспективы
Согласно проекту Порядка, к манипулированию Госкомиссия отнесла следующие действия участников рынка: предоставление бирже неправдивой информации об эмитенте; подачу завышенных или заниженных заявок на покупку или продажу ценных бумаг (ЦБ) с привлечением связанных или третьих лиц; создание ложной активности на рынке с целью повлиять на действия других участников торгов при покупке или продаже бумаг; подачу заявок на покупку и продажу бумаг позже, чем за полчаса до завершения торговой сессии, по цене, более чем на 20% отличающейся от последней рассчитанной текущей цены; совершение сделок, после которых следуют отказ от выполнения биржевого контракта или попытка изменения стоимости и сроков его выполнения и т.д.
Также документ дает более четкие определения таким понятиям, как “манипулирование ценами”, “неправомерное фиксирование цены закрытия торговой сессии”, “неправомерные двойные сделки” и “ложная активность”.
Надо отметить, что уже сейчас многие предлагаемые в Проекте нормы вызывают вопросы у участников рынка и организаторов торгов.
“Представители украинских бирж высказали в отношении документа критические замечания. Поэтому Комиссия постановила отправить проект Порядка на доработку с участием самих бирж”, — сообщила Ассоциация “Украинские фондовые торговцы” (АУФТ; г.Киев; саморегулирующаяся организация фондового рынка; с 2009 г.; объединяет 735 участников).
В частности, недовольство вызвал перечень действий, которые должны предпринимать фондовые биржи при обнаружении фактов манипуляции ценами.
В документе указано, что в этом случае биржа должна сообщить о них ГКЦБФР или саморегулирующейся организации на рынке ценных бумаг.
При этом следует немедленно прекратить биржевые торги, отменить подозрительную сделку и выполнение биржевого контракта.
Также функционерам торговых площадок предлагается не учитывать подозрительные сделки при расчете биржевого курса ЦБ. Помимо прочего биржа должна будет в двухнедельный срок установить всех причастных к данным действиям лиц.
“Остановка торгов по отдельным ЦБ не только будет необоснованной, но и помешает рынку определить правильную биржевую цену акций, — говорит Олег Ткаченко, председатель правления ОАО “Украинская биржа”. — Например, 6 мая 2010 г. в США биржевой индекс за один час обвалился более чем на 9%, что очень много для данного рынка. В этот же период акции компании Procter&Gamble упали более чем на 30%. Высказывались подозрения, что на рынке присутствуют манипуляции, и регулятор начал разбирательство”.
По словам биржевика, тогда в течение дня рынок смог восстановиться, и падение за торговую сессию составило всего около 2%, а регулятор впоследствии заявил, что манипуляций ценами на рынке не было.
Представители биржевого сообщества признают, что наиболее целесообразным было бы просто не учитывать подозрительные сделки при расчете биржевого курса.
“Что такое манипулирование — это введение рынка в заблуждение относительно цены акций, совершение сделок, которые отразятся на биржевом курсе. В таком случае влияние на рынок останется минимальным. А позднее, если биржа будет уверена в том, что происходили манипуляции, регулятор сможет жестко наказать нарушителей”, — отмечает г-н Ткаченко.
У участников рынка возникают также вопросы по поводу законности принудительного расторжения биржевых сделок. Дело в том, что доказать факт манипулирования ценами очень сложно, а финансовые потери от расторжения биржевого контракта, если нарушение не будет доказано, для участников рынка могут оказаться весьма ощутимыми.
При этом по-прежнему неясно, кто будет компенсировать финансовые потери торговцам, лишившимся прибыли в результате необоснованных подозрений со стороны функционеров биржи или чиновников Госкомиссии.
Проект документа также предусматривает создание и использование биржами программного обеспечения, которое бы сделало невозможным манипулирование ценами. По мнению участников рынка, данное требование в ближайшем будущем просто невыполнимо (см. “Биржевики — об инициативе...”).
При этом следует отметить, что регулятор не намерен полностью перекладывать контроль за торгами ценными бумагами на фондовые биржи.
Дмитрий Тевелев сообщил журналистам, что если биржа не будет усматривать нарушения в определенных действиях торговцев, регулятор, при наличии подозрения о манипулировании рынком, сможет самостоятельно выявить такие факты и принять меры в отношении как нарушителей, так и организатора торгов.
Трудно еще будет
Надо сказать, что и ГКЦБФР пока не очень преуспела в выявлении фактов недобросовестного поведения на фондовом рынке. Ее руководство в неофициальных беседах признает, что доказать “нечистую игру” на рынке ценных бумаг крайне сложно.
Чаще всего при попытке проверить подозрения о манипулировании ценами регулятору удается найти побочные нарушения и, соответственно, привлечь к ответственности торговца или биржу.
Участники рынка опасаются, что последствия принятия документа в нынешнем виде будут для рынка негативными.
“Нормы выписаны слишком жестко. Останавливать торги и расторгать сделки нельзя. Если есть какие-то подозрения, нужно проводить расследование, проверять информацию, — говорит Сергей Лесик, совладелец брокера Gainsfort Online (г.Киев; интернет-брокер по торговле ЦБ; с 2008 г.). — Если факт манипулирования доказан, нужно штрафовать нарушителей, отбирать лицензии и т.д. В противном случае, возникнет огромное поле для манипуляций с итогами торгов, когда можно будет аннулировать биржевые контракты на основании подозрений”.
Кстати, регулятор и не отрицает, что введение данного Порядка может создать трудности на фондовом рынке.
“Негативным фактором при принятии регуляторного акта может быть то, что в начальный период его применения у фондовых бирж могут возникать сложности”, — говорится в пояснительной записке к документу.
Биржевики — об инициативе регулятора
Олег Ткаченко (40), председатель правления ОАО “Украинская биржа” (г.Киев; с 2008 г.; организатор торгов ЦБ):
— Биржевые манипуляции — это не украинское ноу-хау. К сожалению, с такими проблемами сталкиваются и развитые рынки.
Украинский фондовый рынок еще очень молод, и очень хорошо, что регулятор обратил внимание на этот вопрос и предпринимает меры по его урегулированию.
Так, на следующем заседании стратегического совета при ГКЦБФР (проходит при участии руководителей крупных компаний — участников рынка и ГКЦБФР) будет обсуждаться данная проблема.
Предложенный Комиссией проект решения и готовность регулятора обсуждать этот документ с участниками рынка свидетельствуют о том, что эта тема важна для ГКЦБФР так же, как и мнения и интересы профессиональных участников рынка.
В мире не существует способов борьбы с биржевыми манипуляциями в режиме онлайн. Да этого и не нужно. Достаточно, чтобы биржа при определении биржевого курса по итогам торгового дня могла не учитывать нестандартные сделки, тем самым минимизируя их влияние на рынок.
Это можно делать весьма оперативно. По окончании же торгов фондовая биржа сможет подробно проанализировать сложившуюся ситуацию.
Если она обнаружит, что были допущены манипуляции и этот факт можно доказать, в этом случае целесообразно будет говорить о применении санкций к нарушителям.
Игорь Селецкий, директор по развитию Фондовой биржи ПФТС (г.Киев; организатор торгов ЦБ; с 1997 г.; объем торгов за 2009 г. — 14 млрд грн.):
— Согласитесь, описать в одном документе все возможные действия, которые со 100%-ной уверенностью можно отнести к манипуляциям на рынке, невозможно.
Например, в проекте Порядка к таковым относятся действия, связанные с подачей заявок на покупку и (или) продажу ценных бумаг позже, чем за 30 мин до конца торговой сессии по цене, которая на 20% выше текущей.
Но как быть, если, скажем, в конце торговой сессии появляется новость о решении эмитента выплатить дивиденды или о поглощении эмитента более крупной успешной компанией?
Такое известие однозначно может привести к удорожанию акций этого эмитента и даже больше, чем на 20%. Или, например, заключение биржевых сделок купли-продажи ЦБ между участниками торгов с последующим внесением изменений относительно цены и сроков исполнения биржевого контракта.
Бывает же так, что один из торговцев не может вовремя обеспечить поставку денег или бумаг по техническим причинам и меняет в договоре сроки исполнения. И что же, сразу считать его действия манипуляцией?
То же касается и предложенного термина “ложная активность”: если торговец получает заказ от клиента на покупку большого пакета акций и увеличивает количество поданных заявок по сравнению с предыдущей торговой сессией, он, получается, нарушает нормативный акт Комиссии?
В таком случае под определение “манипуляционные действия” будут подпадать и реальные рыночные сделки. Нужен документ, который предоставит Комиссии возможность провести расследование и доказать, что те или иные действия участника были вызваны не текущей рыночной ситуацией, а манипулированием.
По материалам: Бизнес