«Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!» Трудно придумать лучшее пожелание украинскому Министерству иностранных дел. Сегодня МИД демонстрирует недюжинное желание помогать украинскому бизнесу на внешних рынках и спешит испробовать все новые механизмы для этого. Одна из последних попыток — подписание меморандумов с крупнейшими экспортерами. Но бизнесу эти механизмы вряд ли помогут.
Для того чтобы активнее наращивать украинский экспорт, МИДу нужно больше политического влияния, а желание помогать украинским производителям на внешних рынках должно быть не только в огромном здании на ул. Михайловской в Киеве, где расположено министерство, но и у всех других ведомств, и в Администрации президента. А до тех пор инициативы МИДа будут похожи на желание одной ноги идти в направлении, противоположном тому, по которому движется все тело.
Говорят экспортеры
Журналистов на встречу не пустили. Представители крупнейших финансово-промышленных групп страны и министр иностранных дел Константин Грищенко долго общались за закрытой дверью. Выйдя, коротко объявили, что подписали меморандум о сотрудничестве МИДа и ФПГ. В детали вдаваться не стали, но по выражению лиц было видно, что результатом этой октябрьской встречи они довольны.
Подписывать меморандумы с бизнесом — новый модный тренд в работе украинской власти. Еще весной таким документом обзавелось Министерство образования и науки, в октябре — МинАПК и крупнейшие экспортеры зерновой продукции в Украине. МИД также не остался в стороне. На октябрьской встрече был подписан меморандум о сотрудничестве с представителями крупнейших украинских компаний, среди которых «Приват», СКМ, EastOne, Group DF, «Смарт-холдинг» и др. В мае такой же — с крупнейшими машиностроительными компаниями, на очереди — IT, аграрный сектор и компании среднего и малого бизнеса.
Суть меморандумов довольно проста: МИД обещает лоббировать интересы ключевых украинских компаний на внешних рынках. Согласно документу, отмечает Джок Мендоза-Вилсон, директор по международным связям и отношениям с инвесторами СКМ, министерство обязуется помогать организовывать зарубежные визиты для представителей украинских компаний, встречаться с их партнерами за границей, презентовать бизнес потенциальным потребителям и партнерам и т.д.
Об экономизации внешней политики Константин Грищенко, и еще больше — Виктор Янукович, говорили давно. Еще лет пять назад, будучи премьер-министром, Янукович проповедовал принцип realpolitik, то есть прагматической политики, в отношениях с другими странами. Став президентом, он взялся за реализацию этой идеи в жизнь. «Мы поставили в основу нашей внешней политики экономизацию и дали ей название — национальный прагматизм», — заявил Виктор Янукович в ноябре этого года. Он побывал с визитом во всех ключевых странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, перевел диалог с ними, а также с традиционными партнерами Украины — ЕС, США и Россией — в плоскость экономики. А кроме того, засыпал Украину волной соглашений о зонах свободной торговли — как уже подписанных, так и находящихся в стадии подготовки.
Полностью в рамках новой идеологии решил перестроить свою работу и МИД. Совет экспортеров — лишь один из экономических сдвигов работы вотчины Константина Грищенко. Среди других инициатив — переподчинение торгово-экономических миссий при посольствах от Минэкономики Министерству иностранных дел; создание рабочей группы из числа замгубернаторов, которые отвечают за внешне-экономическое направление; помощь региональным администрациям в разработке конкурентоспособных бизнес-планов и бизнес-проектов для своих областей. А кроме того, под руководством Константина Грищенко была перекроена вся внутренняя система работы в сфере экономики.
Министр существенно усилил контроль над работой департаментов, отвечающих за экономические вопросы, и ускорил процедуры принятия решений. Раньше информация, касающаяся экономического сотрудничества, поступая в МИД из посольств, часто тонула в бюрократических процедурах. Теперь отработан механизм, который позволяет эффективно отслеживать необходимую информацию и быстро на нее реагировать. А заодно налажены каналы сотрудничества украинских компаний с украинскими посольствами за рубежом, прежде всего — в странах третьего мира. «Сегодня мы имеем весь набор инструментов для осуществления поставленных (перед министерством) задач», — говорил о результатах этих изменений Константин Грищенко.
Есть контакт
«Выводы делать рано. Хотя активность однозначно наблюдается. Сегодня, к примеру, возобновили работу некоторые межправительственные комиссии, не работавшие по шесть-семь лет», — говорят на Харьковском тракторном заводе, одном из тех, кто уже попал в «первую волну» МИДовских меморандумов. Здесь пока лишь приглядываются к новому подходу дипломатов к работе с бизнесом. Но кто-то уже успел ощутить его эффект.
Евгений Хворост, директор Крюковского вагоностроительного завода, сегодня непосредственно от министерства получает информацию о том, в каких странах готовятся международные встречи, деловые форумы и т.д. Сейчас, говорит он, посольства сами выходят на предприятия с предложениями о возможных контактах. «Во время недавних визитов президента на Кубу и в Туркменистан, к примеру, там проходили бизнес-форумы, где мы имели возможность устроить презентацию нашей продукции, провести деловые переговоры по поводу поставки транспорта социального назначения, грузовых вагонов», — рассказывает топ-менеджер. Довольны работой чиновников и его коллеги из Стахановского вагоностроительного. Благодаря инициативе МИДа, говорит Леонид Соболевский, директор по маркетингу этого предприятия, сейчас завод готовится к участию в тендере на поставку вагонов для одной из балтийских республик.
За полгода с момента подписания меморандума о сотрудничестве в МИД поступило более 30 запросов от машиностроительных предприятий с просьбой помочь в решении тех или иных вопросов. Организация встречи с катарской компанией Qatar General Electricity & Water Corporation, организация встречи с замминистра энергетики Венесуэлы, вопросы по повесткам дня украинско-кубинского форума и бразильской межправительственной комиссии, — вот лишь некоторые примеры запросов от отечественных производителей.
Министерство стремится заявки слышать, видеть, и отвечать на них. Готовясь к визиту в какую-либо страну, раньше сотрудники МИДа часто не представляли, каковы интересы нашего бизнеса в этом регионе. А бизнес не знал, что они туда собирались, говорит Михаил Брно-Айриян, ответственный секретарь Совета экспортеров при МИДе. Сегодня все проблемные моменты, отмечает Вячеслав Богуслаев, глава совета директоров «Мотор Сичи», бизнес может обсудить с МИДом на встречах Совета экспортеров.
Правда, как прорыв это выглядит лишь на фоне очень низкой базы сравнения. МИД просто начинает выполнять те функции, которые всегда входили в его обязанности. Но даже теперь его роль сводится к простым маркетинговым исследованиям зарубежных рынков. С другой важной функцией — защитой интересов украинских производителей на них — он пока не справляется.
По материалам: Инвестгазета