МИД Украины поддержит украинские компании на внешних рынках

МИД Украины поддержит украинские компании на внешних рынках

Снабжать информацией. Помогать контактами. Искать партнеров. Министерство иностранных дел активно взялось за продвижение украинского экспорта на внешних рынках. Поможет ли отечественным компаниям ...

 «Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями!» Трудно придумать лучшее пожелание украинскому Министерству иностранных дел. Сегодня МИД демонстрирует недюжинное желание помогать украинскому бизнесу на внешних рынках и спешит испробовать все новые механизмы для этого. Одна из последних попыток — подписание меморандумов с крупнейшими экспортерами. Но бизнесу эти механизмы вряд ли помогут.

Для того чтобы активнее наращивать украинский экспорт, МИДу нужно больше политического влияния, а желание помогать украинским производителям на внешних рынках должно быть не только в огромном здании на ул. Михайловской в Киеве, где расположено министерство, но и у всех других ведомств, и в Администрации президента. А до тех пор инициативы МИДа будут похожи на желание одной ноги идти в направлении, противоположном тому, по которому движется все тело.

Говорят экспортеры

Журналистов на встречу не пустили. Представители крупнейших финансово-промышленных групп страны и министр иностранных дел Константин Грищенко долго общались за закрытой дверью. Выйдя, коротко объявили, что подписали меморандум о сотрудничестве МИДа и ФПГ. В детали вдаваться не стали, но по выражению лиц было видно, что результатом этой октябрьской встречи они довольны.

Подписывать меморандумы с бизнесом — новый модный тренд в работе украинской власти. Еще весной таким документом обзавелось Министерство образования и науки, в октябре — МинАПК и крупнейшие экспортеры зерновой продукции в Украине. МИД также не остался в стороне. На октябрьской встрече был подписан меморандум о сотрудничестве с представителями крупнейших украинских компаний, среди которых «Приват», СКМ, EastOne, Group DF, «Смарт-холдинг» и др. В мае такой же — с крупнейшими машиностроительными компаниями, на очереди — IT, аграрный сектор и компании среднего и малого бизнеса.

Суть меморандумов довольно проста: МИД обещает лоббировать интересы ключевых украинских компаний на внешних рынках. Согласно документу, отмечает Джок Мендоза-Вилсон, директор по международным связям и отношениям с инвесторами СКМ, министерство обязуется помогать организовывать зарубежные визиты для представителей украинских компаний, встречаться с их партнерами за границей, презентовать бизнес потенциальным потребителям и партнерам и т.д.

Об экономизации внешней политики Константин Грищенко, и еще больше — Виктор Янукович, говорили давно. Еще лет пять назад, будучи премьер-министром, Янукович проповедовал принцип realpolitik, то есть прагматической политики, в отношениях с другими странами. Став президентом, он взялся за реализацию этой идеи в жизнь. «Мы поставили в основу нашей внешней политики экономизацию и дали ей название — национальный прагматизм», — заявил Виктор Янукович в ноябре этого года. Он побывал с визитом во всех ключевых странах Ближнего Востока, Азии и Латинской Америки, перевел диалог с ними, а также с традиционными партнерами Украины — ЕС, США и Россией — в плоскость экономики. А кроме того, засыпал Украину волной соглашений о зонах свободной торговли — как уже подписанных, так и находящихся в стадии подготовки.

Полностью в рамках новой идеологии решил перестроить свою работу и МИД. Совет экспортеров — лишь один из экономических сдвигов работы вотчины Константина Грищенко. Среди других инициатив — переподчинение торгово-экономических миссий при посольствах от Минэкономики Министерству иностранных дел; создание рабочей группы из числа замгубернаторов, которые отвечают за внешне-экономическое направление; помощь региональным администрациям в разработке конкурентоспособных бизнес-планов и бизнес-проектов для своих областей. А кроме того, под руководством Константина Грищенко была перекроена вся внутренняя система работы в сфере экономики.

Министр существенно усилил контроль над работой департаментов, отвечающих за экономические вопросы, и ускорил процедуры принятия решений. Раньше информация, касающаяся экономического сотрудничества, поступая в МИД из посольств, часто тонула в бюрократических процедурах. Теперь отработан механизм, который позволяет эффективно отслеживать необходимую информацию и быстро на нее реагировать. А заодно налажены каналы сотрудничества украинских компаний с украинскими посольствами за рубежом, прежде всего — в странах третьего мира. «Сегодня мы имеем весь набор инструментов для осуществления поставленных (перед министерством) задач», — говорил о результатах этих изменений Константин Грищенко.

Есть контакт

«Выводы делать рано. Хотя активность однозначно наблюдается. Сегодня, к примеру, возобновили работу некоторые межправительственные комиссии, не работавшие по шесть-семь лет», — говорят на Харьковском тракторном заводе, одном из тех, кто уже попал в «первую волну» МИДовских меморандумов. Здесь пока лишь приглядываются к новому подходу дипломатов к работе с бизнесом. Но кто-то уже успел ощутить его эффект.

Евгений Хворост, директор Крюковского вагоностроительного завода, сегодня непосредственно от министерства получает информацию о том, в каких странах готовятся международные встречи, деловые форумы и т.д. Сейчас, говорит он, посольства сами выходят на предприятия с предложениями о возможных контактах. «Во время недавних визитов президента на Кубу и в Туркменистан, к примеру, там проходили бизнес-форумы, где мы имели возможность устроить презентацию нашей продукции, провести деловые переговоры по поводу поставки транспорта социального назначения, грузовых вагонов», — рассказывает топ-менеджер. Довольны работой чиновников и его коллеги из Стахановского вагоностроительного. Благодаря инициативе МИДа, говорит Леонид Соболевский, директор по маркетингу этого предприятия, сейчас завод готовится к участию в тендере на поставку вагонов для одной из балтийских республик.

За полгода с момента подписания меморандума о сотрудничестве в МИД поступило более 30 запросов от машиностроительных предприятий с просьбой помочь в решении тех или иных вопросов. Организация встречи с катарской компанией Qatar General Electricity & Water Corporation, организация встречи с замминистра энергетики Венесуэлы, вопросы по повесткам дня украинско-кубинского форума и бразильской межправительственной комиссии, — вот лишь некоторые примеры запросов от отечественных производителей.

Министерство стремится заявки слышать, видеть, и отвечать на них. Готовясь к визиту в какую-либо страну, раньше сотрудники МИДа часто не представляли, каковы интересы нашего бизнеса в этом регионе. А бизнес не знал, что они туда собирались, говорит Михаил Брно-Айриян, ответственный секретарь Совета экспортеров при МИДе. Сегодня все проблемные моменты, отмечает Вячеслав Богуслаев, глава совета директоров «Мотор Сичи», бизнес может обсудить с МИДом на встречах Совета экспортеров.

Правда, как прорыв это выглядит лишь на фоне очень низкой базы сравнения. МИД просто начинает выполнять те функции, которые всегда входили в его обязанности. Но даже теперь его роль сводится к простым маркетинговым исследованиям зарубежных рынков. С другой важной функцией — защитой интересов украинских производителей на них — он пока не справляется.

По материалам: Инвестгазета

Читайте также