Кредитный договор о предоставлении Европейским инвестиционным банком EUR450 млн. «Укравтодору» был подписан сторонами в пятницу. Как сообщил по итогам подписания соглашения замглавы «Укравтодора» Евгений Прусенко, кредит предоставлен сроком на 20 лет с отсрочкой первой выплаты в пять лет. Процентная ставка составила EURIBOR+0,7% годовых. Условия этого займа можно назвать более выгодными, чем предыдущего, полученного в рамках этого же проекта. Напомним, в ноябре прошлого года ЕБРР выделил «Укравтодору» первый транш для реализации программы «Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог на подходах к г. Киеву» — тоже на EUR450 млн. Условия этого кредита предусматривают срок в 15 лет и льготный период в четыре года, а процентная ставка установлена на уровне LIBOR+1%. Общая сумма проекта по улучшению дорог вокруг Киева оценивается в EUR1,07 млрд. (участие Украины составляет EUR170 млн.).
В сравнении с другими кредитными соглашениями, подписанными в последнее время между государственными или частными структурами с одной стороны и МФО с другой, условия кредитования «Укравтодора» также представляются выигрышными. Например, на днях Международная финансовая корпорация (IFC) предоставила кредит агрохолдингу «Мрія» на условиях LIBOR+7,5%. Средства от МВФ Украина получает под 3,5% плюс ставка LIBOR. Очевидно, что переговоры «Укравтодора» с кредиторами были непростыми: работа на привлечение этих средств началась еще в 2009 г., тогда планировалось привлечь кредит единым траншем на сумму EUR900 млн. Но главным препятствием, по информации «i», стала позиция Минфина, не согласовавшего такую сумму кредита. Обосновывался протест ограниченными возможностями госбюджета Украины, в котором резервируются средства в качестве госгарантий по таким займам. Именно поэтому выделение средств решено было распределить на несколько этапов.
Впрочем, определенный риск срыва кредитных договоров пока существует — в случае, если они не пройдут ратификацию в парламенте. Как объяснил Евгений Прусенко, каждое подобное соглашение проходит экспертизу в Минюсте на предмет того, требует ли оно ратификации Верховной Радой. «По кредитному соглашению с ЕБРР мы получили выводы о том, что ратификация необходима. Соответствующий проект закона подготовлен»,— говорит представитель «Укравтодора». По подписанному в пятницу соглашению с ЕИБ заключение Минюста пока не получено.
В закон о госбюджете на 2011 г. изначально были заложены средства на обеспечение правительственных гарантий по кредитам «Укравтодора» на сумму 1,979 млрд. грн. Из них — по 494,7 млн. грн. банкам ЕБРР и ЕИБ по проекту реконструкции дорог на подходах к Киеву. В то же время в апреле были приняты изменения в закон о госбюджете, согласно которым сумма госгарантий «Укравтодору» в 2011 г. увеличилась на 1,049 млрд. грн. Мотивацией стала отмена повышения ставок акцизных сборов на нефтепродукты, в результате которой дорожный фонд недополучит в этом году, по оценкам правительства, около 1 млрд. грн. в качестве поступлений от налогов за продажу и ввоз подакцизных продуктов.
Гарантии правительства, предусмотренные на данный момент госбюджетом, должны покрыть около трети суммы ожидаемых «Укравтодором» займов в 2011 г. Ранее глава Госслужбы автодорог Владимир Демишкан говорил, что в текущем году «Укравтодором» будет привлечено кредитов на 10 млрд. грн. В то же время тенденция к усугублению дисбаланса между финансированием дорожного строительства и обслуживания долга сохраняется и далее: вернуть банкам «Укравтодор» в этом году должен около 7 млрд. грн., что составляет 60% всех запланированных поступлений. Суммарный же кредитный портфель «Укравтодора» на начало года составлял, по данным госкомпании, 37 млрд. грн.
Что же касается остальных кредитных поступлений, на которые рассчитывает Госслужба автодорог, то это, скорее всего, будут заемные средства Всемирного банка. По крайней мере, переговоры с этой структурой о привлечении кредита также ведутся еще с 2009 г. Средства банка планируется направить на проект «Улучшение транспортно-эксплуатационного состояния международной автомобильной дороги М-03 Киев — Харьков — Довжанский на участке Лубны — Полтава». Магистраль совпадает с международным транспортным коридором Европа — Азия. Протяженность участка, подлежащего реконструкции — 145 км. Изначально участие банка в проекте оценивалось в $600 млн., но, как сообщили в «Укравтодоре», сейчас сумма пересмотрена, и переговоры идут о $450 млн.