Что произошло?
Министерство финансов Украины опубликовало законопроект о внедрении в Украине мер по борьбе с размыванием базы налогообложения и выведением прибыли из-под налогообложения. Задачи законопроекта, однако, выходят за рамки антиуклонительных инициатив ОЭСР: в нем также содержатся положения, призванные устранить некоторые недостатки национального налогового законодательства.
В частности, законопроект предлагает взимать налог с прироста капитала, возникшего в результате сделок между иностранными резидентами. Налоговые последствия в Украине возникнут в следующих случаях:
- когда иностранный покупатель приобретает у иностранного продавца долю в украинской компании;
- когда иностранный покупатель приобретает у иностранного продавца акции иностранной компании, которая прямо или косвенно владеет долей в украинской компании, в случае если (а) стоимость акций такой иностранной компании не менее чем наполовину формируется из принадлежащей ей доли в украинской компании и при этом (б) стоимость доли в этой украинской компании не менее чем наполовину формируется за счет недвижимости, расположенной в Украине.
Хотя теоретически прирост капитала в таких сделках должен облагаться налогом в Украине, на практике в настоящее время украинский налог не удерживается из-за отсутствия соответствующего механизма. Законопроект направлен на решение этой проблемы.
К чему будут обязаны нерезиденты?
При совершении любой из вышеуказанных сделок иностранный покупатель будет ответственен за удержание украинского налога на репатриацию, по сути выступая в качестве налогового агента продавца. Он будет обязан:
- стать на учет в украинских налоговых органах, прежде чем производить какие-либо платежи за акции. Процедура постановки на учет пока неясна и должна быть уточнена в подзаконных актах;
- открыть счет в украинском банке;
- получить от продавца документы, необходимые для расчета суммы прироста капитала (разницы между ценой, которую покупатель платит в текущей сделке, и расходами, понесенными продавцом на приобретение акций в прошлом);
- удержать и уплатить в украинский бюджет налог по ставке 15 % от полученной продавцом прибыли (прироста капитала) или, если покупатель не получил документацию, подтверждающую размер такой прибыли, – от всей покупной цены акций (долей).
Какие последствия в случае нарушения?
Если в нарушение вышеуказанной процедуры иностранный покупатель не удержит налог, он может быть оштрафован на сумму в размере 25 % от неуплаченного налога. Что еще более важно, законопроект предполагает, что налоговые органы смогут наложить административный арест на имущество налогоплательщика, который в будущем приобретет доли (акции) у нерезидента, если этот нерезидент не удержал украинский налог на репатриацию при покупке тех же акций (долей) в прошлом. Подробности этой меры (административного ареста) пока неизвестны, но очевидно намерение авторов законопроекта сделать доли, проданные без уплаты налога на репатриацию, «токсичными» для покупателя (а также возможных последующих покупателей) и, таким образом, препятствовать недобросовестному уходу от налогообложения.
Есть ли исключения?
В проекте предлагается два исключения из общего правила:
- описанная выше процедура удержания налога на репатриацию не будет применяться в отношении акций, которые торгуются на квалифицированной фондовой бирже (в настоящее время это только иностранные биржи);
- налог не подлежит удержанию, если применяется освобождение по договору об избежании двойного налогообложения (далее – ДИДН). Украина заключила ДИДН с более чем 70 странами, и во многих из них по-разному регулируется вопрос налогообложения прироста капитала от отчуждения долей. Поэтому вопрос о применимости освобождения по ДИДН должен решаться в каждом конкретном случае. Кроме того, использование льгот, предусмотренных ДИДН, требует соблюдения ряда формальностей и условий.
Что должны учитывать иностранные компании сейчас?
Законопроект предполагает, что новый режим будет введен с 2019 года, хотя не исключено, что в ходе рассмотрения в парламенте в него будут внесены изменения. Тем не менее, инвесторы – как те, кто интересуется украинскими активами, так и планирующие продать свой украинский бизнес (или его часть), –должны внимательно изучить предлагаемые правила и оценить возможные последствия.
режде всего, стороны M&A сделки должны оценить следующие обстоятельства:
- подпадает ли планируемая сделка под критерии, описанные в законопроекте;
- какие ресурсы, время и деньги необходимо будет выделить для выполнения предлагаемой процедуры;
- в случае компаний, владеющих недвижимостью, – как нужно рассчитывать стоимость акций (долей) на каждом уровне и долю недвижимости в стоимости долей в украинской компании, чтобы понять, подпадает ли данная сделка под регулирование предлагаемых правил, и существует ли возможность для правильного структурирования операции;
- какую документацию продавец должен предоставить покупателю, чтобы под налогообложение попала только прибыль, а не вся покупная цена;
- доступно ли освобождение по ДИДН.
Как мы можем помочь?
Мы будем рады помочь вам в решении вопросов, связанных с предлагаемыми нововведениями, в том числе:
- оценить потенциальное влияние законопроекта на предполагаемую сделку как для покупателя, так и для продавца;
- предложить решения, связанные со структурированием сделки, где это возможно;
- помочь удостовериться в соблюдении вышеуказанной процедуры и выполнении всех ее требований (после введения предлагаемых правил).