Молочный бизнес вынужден идти на дорогие займы

Молочный бизнес вынужден идти на дорогие займы

Яготинский маслозавод в начале октября выпустит облигации на 100 млн. грн.

Эксперты не считают выгодными параметры облигаций для самого предприятия, но уверены, что компания сможет обслуживать долг.

Открытое размещение именных процентных необеспеченных облигаций под 26% годовых начнется с 1 октября. По сообщению завода, средства привлекаются с целью технической модернизации и увеличения объемов переработки молочного сырья с соответствующим увеличением объемов производства молочной продукции.

Эксперты высоко оценивают шансы успешного размещения облигаций и обслуживания долга. Они отмечают хорошие позиции отрасли, в которой работает предприятие, ведь молочники имеют стабильный сбыт и потенциал роста. «На сегодняшний день молочная отрасль является одной из наиболее интересных в Украине, так как потребление молочных продуктов на душу населения в несколько раз ниже, чем в странах Восточной Европы»,— отмечает Максим Нефьодов, директор инвестиционно-банковского департамента инвестиционной компании Dragon Capital.

«В целом рынок молока и молочных продуктов стабилизировался в последние годы, а цены демонстрируют стабильный рост»,— комментирует аналитик инвестиционной группы «Сократ» Иван Панин. Он отмечает, что, по прогнозам, к 2015 г. производство молока увеличится до 14 млн. т (в среднем на 3% в год).

Выручка предприятий молочной отрасли будет расти за счет дальнейшего повышения цен на молочные продукты, что связано как с дефицитом сырья, так и с возможным изменением механизма предоставления госдотаций производителям мяса и молока. Последний фактор, как отмечает господин Панин, может привести к росту цен на молоко и мясо в текущем году в пределах 10-15%, а если учесть и рост цен на зерновые и комбикорма, то это будет 15-25%.

За последний год «Молочному альянсу», в который входит предприятие Яготинский маслозавод, удалось не только удержать свои рыночные позиции, но даже несколько их улучшить. По данным «Сократа», в продажах сыра на отечественном рынке компания занимает долю в 14%, в производстве сливочного масла — около 6%. Львиную долю выручки компании обеспечивает экспорт продукции, преимущественно на российский рынок, где молочные товары стоят на 15-20% дороже, чем в Украине.

«По сравнению с другими предприятиями отрасли Яготинский маслозавод имеет неплохие результаты. Компания стабильно показывает чистую прибыль, а выручка растет быстрыми темпами, начиная с 2009 г. За первую половину 2010 г. она выросла на 72%, до 200 млн. грн.»,— говорит аналитик компании Eavex Capital Андрей Патиота.

Выход Яготинского маслозавода на рынок облигаций является не первым: в конце 2007 г. были выпущены трехлетние бонды с купоном 32%, погашение должно было состояться в сентябре, согласно данным компании. «Кредитная история добавляет доверия к эмитенту, несмотря на то, что акции предприятия не торгуются»,— заключает господин Патиота. Он считает, что нынешняя ставка 26% является определенным прогрессом по сравнению с предыдущим выпуском, хотя и могла быть немного ниже в нынешних условиях.

«Высокая процентная ставка, судя по всему, говорит о том, что предприятию срочно нужны деньги. Но ставка привлекательная, и она должна компенсировать риски инвесторов»,— считает аналитик инвестиционной компании Concorde Capital Руслан Патлавский.

Аналитики считают, что выплаты по облигациям будут съедать значительную часть прибыли компании. «Выпуск облигаций увеличит процентный долг компании в 10 раз. Это сильно повышает риски финансовой стабильности. Но, учитывая хорошую динамику развития отрасли и высокую рыночную долю предприятия, можно ожидать, что компания сможет обслуживать долг»,— говорит Иван Панин. Экономить компания пытается на самостоятельном размещении облигаций, без услуг посредников. Правда, по мнению господина Нефьодова, долговую нагрузку завода нужно рассматривать в рамках группы, то есть учитывать ее консолидированную отчетность.

Большинство аналитиков полагают, что на облигации Яготинского маслозавода будет спрос. «Сейчас рынок разогрет НДС-облигациями, поэтому вполне вероятно, что корпоративные заемщики тоже смогут разместиться»,— говорит господин Нефьодов. Иван Панин считает вероятными покупателями бумаг маслозавода банки.

Но существует также мнение, что выпуск является техническим. «Часто вместо того, чтобы, например, заводить в страну иностранный кредит, легче выпустить облигации, которые заберет на себя кредитор,— не будет мороки с валютой»,— полагает один из экспертов. В таком случае весь выпуск уйдет в одни руки.

Читайте также