На чем будут экономить компании в 2011 году

На чем будут экономить компании в 2011 году

Бездумная трата бюджетов — непозволительная роскошь для бизнеса. Основной тренд корпоративной бюджетной политики-2011 — максимальная привязка затрат к очевидному экономическому эффекту

Я знаю, что половина потраченных на рекламу средств — деньги, выброшенные на ветер. Беда в том, что я не знаю, какая именно половина». Сегодня этот некогда популярный в бизнес-среде подход воспринимается как «докризисная роскошь», которую в нынешних условиях компании уже не могут себе позволить. Кризис заставил их начать поиск этой самой выброшенной на ветер половины и более продуманно подходить к расходам. Основная бюджетная тенденция 2011 года — максимальная привязка затрат к очевидному экономическому эффекту.

Гибкий подход к рискам

Однозначной тенденцией процесса бюджетирования в 2011 году, по мнению экспертов, станет более гибкий подход к формированию финансовых потоков. В данном случае интересным представляется опыт некоторых западных компаний, например, Toyota, в которых в условиях кризиса вообще отказались от традиционного бюджетирования и используют систему внебюджетного управления (Beyond Budgeting), базирующуюся на гибких прогнозах, системе сбалансированных показателей и контроле издержек. Гибкость в подходах к бюджетированию считают важной многие игроки рынка, отмечая растущие политические и экономические риски. Именно поэтому в основу бюджета закладываются такие подходы, которые основаны на прогнозах и позволяют быстро «менять бюджетный ландшафт компании».

Например, считают во многих компаниях, такая затратная статья, как сырье и энергоносители, может стать причиной головной боли для корпоративного сектора в целом из-за возможного роста цен. Это один из основных рисков, с которыми могут столкнуться организации в новом году. В перечне основных рисков также числится снижение покупательной способности. «Резкий рост цены на газ и, как следствие, коммунальных платежей в сентябре спровоцировал падение покупательной способности в октябре и перепроизводство. Все это заставляет менять тактику бюджетирования и делать акцент на гибкости принципов планирования», — говорят в компании «Данон-Украина». Здесь среди основных рисков также отмечают валютные риски, вследствие чего в компании провели их оценку и подготовили план по управлению ими.

И все же большинство игроков рынка сходятся во мнении, что основной угрозой для бизнеса могут стать возможные негативные последствия принятия Налогового кодекса в его новой редакции. В МТС признаются, что в виду принятия этого законодательного документа компании придется кардинально перестроить организацию работы по налоговому администрированию. «Потребуются дополнительные расходы, связанные с доработками учетной системы. Мы также ожидаем увеличения расходов, связанных с использованием радиочастотного ресурса», — говорит Катерина Данилюк, начальник отдела планирования и бюджетирования «МТС Украина». Среди рисков, с которыми бизнес может столкнуться в следующем году, специалисты называют также валютные риски, которые могут возникнуть вследствие девальвации гривни. Многие обеспокоены политической ситуацией в стране, результатом которой может стать запрет или ограничение экспорта.

Борьба за эффективность

Опрошенные нами компании сходятся во мнении, что бюджеты на следующий год мало чем будут отличаться от бюджетов этого года. Возможно увеличение расходной части на 8-9%, однако это обусловлено скорее не тем, что компании стали жить на широкую ногу, а увеличением стоимости сырья, энергоресурсов и пр. Говоря о специфике бюджетного процесса некоторые игроки рынка, в частности, представители компании «Данон Украина», бюджетную политику 2011 года называют политикой здравого смысла. В связи с этим борьба за эффективное расходование средств будет едва ли не ключевым фактором при составлении бюджета. Говоря об особенностях бюджетирования на следующий год, в компании «Делойт» поясняют, что до кризиса затратные статьи бюджета многие компании не планировали в деталях. «Как правило, административные и общехозяйственные расходы сливали в один котел. Сейчас же задумываются над каждой статьей и над возможностями оптимизации таких затрат», — говорит Андрей Степанов, партнер, глава департамента консалтинга компании «Делойт».

Слова эксперта подтверждает и практика бизнеса. «С началом кризиса мы стали больше детализировать статьи расходов при составлении бюджетов. Приведу самый простой пример. У нас есть такая расходная статья, как печатная рекламная продукция. Если раньше мы просто выделяли на эту статью бюджета определенную сумму на год, то сейчас просчитываем, сколько таких буклетов нужно для офиса, сколько для наших подразделений и т.д. Более того, в разные сезоны мы заказываем разное количество подобной продукции. И это также учитывается в бюджете», — рассказывает Андрей Перетяжко, первый вице-президент Группы компаний АХА в Украине.

На 14% вырастет фонд заработной платы в украинских компаниях в 2011 году относительно текущего года - «ПрайсуотерхаусКуперс», ежегодное исследование систем вознаграждения и удержания персонала PayWell, проведенное в украинских компаниях в 2010 году

Эксперты отмечают, что начиная с конца 2008 года ужесточился контроль эффективности внедренных программ, поскольку большинство компаний стали более тщательно контролировать затраты и проводить анализ, насколько оправданы те или иные из них. Оценка эффективности реализуемых программ во многих компаниях проводится на регулярной основе. Причем речь идет о контроле эффективности по различным направлениям, начиная с персонала и заканчивая производственными процессами. Например, в компании Ferrexpo в 2010 году ввели систему анкетирования сотрудников, прошедших обучение. Сейчас внедряется система оценки персонала по целям МВО (Management by objectives) и компетенциям, а также планируется разработка и внедрение системы профессиональной аттестации инженерно-технических работников. Помимо контроля эффективности персонала, компания намерена уже в 2011 году усилить процедуры контроля основных статей бюджета. Это, в первую очередь, коснется расхода капитальных вложений и текущих затрат на ремонты. «Основная ответственность за выполнение этих статей возлагается на начальников структурных подразделений компании, каждый из которых имеет свой бюджет, — отмечают в компании. — Также мы развиваем собственную программу улучшения бизнеса, которая включает мини-проекты по внедрению новых и оптимизации существующих технологий, направленных на снижение норм расхода сырья и материалов, а самым приоритетным является сокращение расхода энергоресурсов».

В то же время многие опрошенные нами компании не исключают некоторый рост расходных статей бюджета на следующий год, однако при условии достижения большей результативности. В компании «НПП Ариадна», где среди самых затратных статей последних трех лет назвали расходы на приобретение комплектующих и материалов, а также транспортные и маркетинговые расходы, отмечают, что общее увеличение затрат на следующий год сможет составить ориентировочно 30%. По словам Александра Говядина, финансового директора компании «Славутич», последние три года наиболее затратными статьями бюджета компании были сырье, упаковка, производственные расходы, а также бренд- и трейд-маркетинг. При этом, отметил он, в компании уже не первый год идет процесс повышения эффективности — получение того же результата при меньших затратах или получение лучшего результата при их увеличении. Так что говорить о том, что компании намерены жестко «резать» расходные статьи бюджета, не приходится. Все зависит от целей.

Что ляжет в основу корпоративного бюджетирования 2011:

Детализация бюджетных статей расходов;

Внедрение систем контроля эффективности производства/внедряемых проектов;

Переход на систему внебюджетного управления, основанного на гибких прогнозах, системе сбалансированных показателей и контроле издержек;

Совершенствование систем оценки персонала

 

По материалам: Инвестгазета

Читайте также